Григорий Трофимчук: «Если раньше проблемы Армении были ее внутренним делом, то сейчас они отражаются на имидже ЕАЭС»
Интервью 1news.az с первым вице-президентом Центра моделирования стратегического развития (Россия), политологом Григорием Трофимчуком.
- Как бы вы охарактеризовали нынешнюю экономическую и внутриполитическую ситуацию в Армении?
- То, что с начала этого года Армения находится в особом режиме работы - евразийском, должно предполагать положительные, по крайней мере, заметные изменения в экономике страны. Но уличные протесты в Ереване по поводу тарифов на электроэнергию посылают сигнал иного рода. Если раньше экономические проблемы Армении являлись ее внутренним делом, то сейчас они напрямую отражаются на имидже ЕАЭС.
Впрочем, эта же формула работает и в обратную сторону, что не позволяет считать экономическую ситуацию в стране спокойной. Пути выхода из кризиса есть всегда. Но в данном случае они связаны со всем комплексом внешних проблем, включая усиление противостояния в зоне нагорно-карабахского конфликта, украинскую войну и т.д. Теоретическая возможность улучшения ситуации лежит в плоскости другой организации - ШОС, куда в том или ином качестве теперь входят и Армения, и Азербайджан. И страны-участницы ШОС должны отдавать себе отчет в том, что решение проблемы Карабаха является теперь и проблемой ШОС.
- Тем не менее, бытует мнение, что рост недовольства в Армении усилился именно после того как она вступила в Евразийский союз...
- Если бы Армения была вне евразийского контекста, она бы уже была в периметре Евросоюза. В этом случае она встала бы в ряд остальных постсоветских стран, которые туда вошли как в качестве членов, так и в ассоциированном варианте. Если бы Армения уже являлась членом ЕС, она бы давно была и членом НАТО. Но этот статус, как нам уже известно, не несет с собой автоматического улучшения жизни для рядового населения. Однако обстановку в регионе это изменило бы в корне. При этом существует и третий вариант: вне всяких союзов. Но для Армении он неприемлем, так как страна находится в невыгодном географическом положении. Поэтому быть между двумя полюсами – ее судьба. Если выгод от вступления в ЕАЭС не будет, Армению однозначно будут отрывать от этой организации.
- То есть вы хотите сказать, что Армения интересна Западу с ее многочисленными проблемами?
- У многих существует неточное понимание принципов, по которым сегодня действует Запад. Он готов брать в обработку именно те страны, которые вовлечены в острые территориальные конфликты, чтобы с помощью этого рычага оказывать влияние на обстановку.
Спокойные и благополучные постсоветские страны Западу не нужны, так как ими почти невозможно управлять. В этом смысле Армения является своеобразным ключом к целому узлу проблем на Южном Кавказе. Не будем также забывать о том, что в Армении находится российская военная база, что также является для Запада серьезным стимулом для активизации собственных действий. Для евразийской интеграции была бы выгоднее ситуация, когда Армения сама все познала в сравнении, уйдя из ЕС в ЕАЭС. Однако сейчас части армянских граждан кажется, что хорошо там, где их нет. И поделать с этим ничего нельзя.
- Предположим, что Москва в конце концов прекратит покровительствовать неблагодарному союзнику и лишит армян финансовой поддержки. Где выход для Армении?
- У России, имея в виду неизбежное развитие украинской войны, рано или поздно возникнут финансовые проблемы, прямо влияющие на взаимоотношения с партнерскими странами, включая возможность выделения им валютных кредитов. Плохо, что внутри ЕАЭС до сих пор не введена некая единая валюта (не рубль, а в принципе общая), так как этот рычаг мог быть задействован во внутренних расчетах без всякого участия долларов и евро. Тогда бы и Армения смогла чувствовать себя уверенно и спокойно. Но сегодня она внимательно наблюдает за финансовыми перспективами России, и это придется теперь иметь в виду. Долларов и евро РФ напечатать не сможет. Выйти из кризиса страны ЕАЭС могли бы только вместе, за счет предельно согласованных действий. Но это в спокойном мире, в мире без войны. Сегодня это сделать на порядок сложнее, так как на российско-украинские проблемы не могут не обращать внимания ни Ереван, ни Астана, ни Минск, ни даже далекий Бишкек.
- Именно поэтому саргсяновский режим будет и дальше пытаться усидеть на двух стульях?
- Для любой постсоветской страны период мультивекторности закончился. Армения четко и однозначно выбрала свой путь развития: вместе с ЕАЭС. В отличие от Украины времен Януковича, которая, по сути, и получила войну из-за своих внутренних метаний. Дело не в действующем президенте Армении, так как после него будет другой президент и, соответственно, другая эпоха. Этот президент может быть пророссийским, однако НАТО и США будут использовать новую для себя возможность налаживания с ним взаимоотношений. Армения действительно входит в состав ОДКБ, однако НАТО станет обращать внимание на ОДКБ только в том случае, когда эта организация проявит себя в профильном, военном деле. До этого момента Ереван будет общаться с обоими лагерями. Тем более что после расстрела Пермяковым, солдатом базы в Гюмри, армянской семьи настроения в этой сфере меняются.
- Между тем, власти не оставляют попыток отвлечь народ от насущных проблем конституционными реформами…
- Конституционные реформы ничего не меняют в жизни простых людей, это ясно уже давно. По этой причине люди и не особенно реагируют на новости о таких изменениях. Более того, они понимают, что реальная жизнь будет лишь ухудшаться на фоне передела власти наверху. Гарантией стабильности самой власти является при этом социальная обстановка в стране, так как в отличие от Конституции и других документов только она может нести или спокойствие и мир или протесты и войну. Поэтому сначала лучше добиться улучшения в жизни людей, а потом уже монтировать документы по своему вкусу, когда на них уже никто и не взглянет.
- Ваши коллеги прогнозируют новую волну уличных протестов в Армении уже этой осенью. Чем они могут быть чреваты для правящего режима?
- Это серьезный вопрос. Я уже не раз говорил, что послужило толчком к уличным протестам в Армении. Это прямая цепь событий: конфликт по линии Саргсян-Царукян, который далек от своего разрешения; это расстрел армянской семьи Пермяковым и затяжка следствия; и наконец, это повышение тарифов для населения, когда ситуация до сих пор находится в подвешенном, опасном состоянии.
Другими словами, чиновники не знают, как реагировать на целый комплекс проблем, что автоматически вталкивает страну в новые общественно-политические условия. Проблемы надо решать быстро и по мере их поступления. Грубо говоря, если бы этот Пермяков был осужден и расстрелян в сжатые сроки, это бы дало обществу нужный сигнал. То же самое по проблеме повышения цен, которые надо было снижать даже в ущерб местным олигархам. Но если реакции нет, то проблема загоняется внутрь, и этим рычагом начнут пользоваться оппоненты действующей власти.
Матанат Насибова