Александр Караваев: «Европарламент действует на основе консультаций с Вашингтоном»
Интервью 1news.az с заместителем генерального директора Центра по изучению постсоветского пространства при МГУ Александром Караваевым.
- Вам наверное известно, что накануне Европарламент принял резкую резолюцию против Азербайджана, призывающую чуть ли не к введению санкций против чиновников, судей и политиков. Каким Вам видится мотив этих действий?
- Европейские структуры не учитывают в своих обсуждениях особенности демократического развития в странах СНГ.
Сейчас в политическом поле ЕС находятся две линии. Одна связана с идеологией поступательного расширения, которая сформировалась в 90- е годы прошлого века, когда отношение к европейской интеграции было более оптимистичным, и предполагалась, что поступательное движение в сторону демократии и либерализма будет происходить от десятилетия к десятилетию.
Другая линия связана с консервативными учениями - более хладнокровным наступательным процессом. Агрессивная Европа диктует и навязывает те принципы, которые заведомо не приживаются в других регионах. Когда их сценарий стал разбиваться о реальные проблемы, то европейское общественное сознание стало искать источники проблем не в себе, а начало выдвигать требования к тем или иным странам.
- Чего конкретно добивается Европа?
- Если бы мы говорили о позиции, интересе отдельных стран к Каспийскому региону, то можно было бы анализировать политику отдельно взятой страны.
Здесь речь идет о совокупных политических тенденциях. Есть точка зрения относительно того, что Европарламент действует на основе консультаций с Вашингтоном, который оказывает воздействие на принятие того или иного постановления. Они не считаются с реалиями политического процесса в отдельной стране, в том числе, в Азербайджане.
Однако я не считаю, что отношения Европы с Азербайджаном исключительно отрицательные.
Тем не мене, ухудшение отношений будет иметь место с теми институтами, которые принимают резолюции. Азербайджан ответит в той же форме, высказываниями депутатов парламента. Или, допустим, на высказывания Бундестага Германии ответит МИД или посольство АР в этой стране. Это набор соответствующих адекватных действий. Все это будет в рамках каких-то заявлений, резолюций.
Но пока еще нельзя говорить о каком-то глубоком разрыве двусторонних отношений. Это не отразится на торговых и политических отношениях Азербайджана со странами ЕС.
Здесь, как я уже говорил, есть две параллельные линии. Это линия европейской политики и линия отдельных стран. Например, Франция или страны Восточной Европы совершенно адекватно относятся к Азербайджану и его руководству.
А недавний визит президента Чехии в Азербайджан показал, что он не сторонник таких крайних подходов и оценивает политику своей страны, и, в целом, ЕС, более прагматично.
Нет никаких оснований говорить о глубоком системном расколе между Азербайджаном и западным миром, наподобие того, что сейчас имеется между РФ и Западом.
Всегда надо иметь в виду, что Европа не только коллективный политический субъект, это многоплановое явление.
- Некоторые политологи склонны полагать, что даже в самом худшем случае, альтернатива Европе всегда найдется. Как бы Вы прокомментировали этот вопрос?
- Всегда надо иметь в виду, что в краткосрочный период времени отношения с ЕС не могут ухудшиться, потому, что это слишком сложная система взаимоотношений. Просто отношения не ломаются с какими-то резолюциями, и даже если будут испорчены отношения с коллективными институтами, например, программой Восточного партнерства, то это не значит, что не останется важных элементов для сотрудничества.
Все это никак не затронет торгово-экономические отношения и сферу экспорта энергоресурсов. Не надо считать, что если Азербайджан будет отстаивать свои интересы, то он останется у разбитого корыта.
Азербайджан - мощное государство, у которого есть необходимые возможности для развития. Есть достаточно большая альтернатива, которая существует на других рынках и в регионах, то есть, речь идет об альтернативе широкого плана.
Европейский вектор для Азербайджана находится в ряду других. Если бы мы обсуждали этот вопрос в начале 2000 года, то могли бы с тревогой смотреть на то, что происходит в этой плоскости отношений, учитывая, что европейские доноры, компании, фонды финансировали Азербайджан.
Сейчас Азербайджан вышел из этой стадии развития и встал на ноги, у него есть все необходимое для того, чтобы выбирать альтернативу, которая есть всегда.
А.А.