О недостойном поведении мужчин и оправдывающих их женщинах
Тема насилия сегодня – одна из популярных.
Да-да, я не оговорилась: новости о насилии в той или иной форме - самые читаемые и обсуждаемые. Увы, такова, как уже не раз писалось, особенность подсознания среднестатистического человека. И сразу уточню: это вовсе не означает, что все поголовно жаждут крови в заголовках новостей. Как не означает и того, что все, кто «кликает» на очередной кричащий и кровоточащий заголовок – потенциальные маньяки. Но наша попытка психоанализа сегодня посвящена не причинам возникновения подобного пугающего интереса, а комментариям под такими новостями.
Женским комментариям, которые подчас гораздо жестче и злее мужских.
Знаете, становится страшно от количества мужчин, уверенных в том, что они «имеют право» на девушку, которая пошла с ними в кафе/ресторан/ночной клуб (просто улыбнулась, ловила машину в вечернее время, поздно возвращалась домой в неподобающей, по их мнению, одежде – нужное подчеркнуть). Но еще больше поражает количество женщин, убежденных в стопроцентной виновности жертвы.
Женщины, комментирующие новости о насилии над такими же представительницами слабого пола, зачастую первыми кричат пресловутое: «Сама виновата!», и при этом добавляют: «Вот со мной бы такого не произошло никогда, потому что у меня воспитание, моральные принципы, да и по ночам я сижу дома, а не шляюсь где попало». Впрочем, варианты проявления высоких моральных устоев комментаторш могут быть разными в зависимости от ситуации. Так почему же так происходит и к чему такая позиция может привести?
Подсознание такое подсознание
Вообще-то, гораздо логичнее, если женщина встает на сторону жертвы, тем более, если жертва беззащитна. Причина, по которой женщина начинает не защищать, а по сути, «добивать» жертву – обычный страх и желание «дистанцироваться» от него. Виня жертву и противопоставляя себя ей, женщина буквально кричит о том, как ей на самом деле страшно даже представить себя на ее месте. Все прочие инсинуации на тему: «У меня другое воспитание, я приличная женщина» - попытка убедить, прежде всего, себя самое в том, что она в безопасности, и чаша сия (я о насилии и унижении) ее минует. Все это происходит чаще всего на уровне подсознания, но причины у этого есть. Во-первых, наше патриархальное общество, все еще накладывающее запрет женщине на личное пространство и мнение. Во-вторых, ментальные особенности воспитания, также богатые на запреты. Ну и, в-третьих, самый главный страх нашего общества под названием: «Что люди скажут?»
И если в молодости такая женщина допустила что-то, что, по мнению окружающих, выходило за рамки менталитета, то она в глубине души, конечно же, себя осуждает. Признаться самой себе в этом страшно, да и память часто услужливо «стирает» неприятные моменты. Но вот эмоции – страх, злость, стыд – остаются, и женщина активно выражает их. Только направлены они уже не на себя, а на ту, кто не избежал «наказания» - на жертву насилия.
Хочу отметить, что поступки, за которые стыдится комментаторша, необязательно должны быть действительно постыдными. Вовсе нет. Это могут быть любые поступки, выходящие за рамки внушенных ей с детства представлений о морали и порядочности. Грубо говоря, если девушка в юности пошла на вечеринку, накрасив губы яркой помадой, а дома ей могло за это «влететь», да еще посмела влюбиться в одноклассника, и может быть, даже позволила себя поцеловать, - этого порой бывает достаточно, чтобы чувствовать себя виноватой. Особенно, если вечеринка не удалась, а герой девичьих грез оказался не таким уж героем. Это утрированный пример, но суть, надеюсь, вы уловили.
Главное же состоит в том, что женщине очень хочется быть хорошей в глазах окружающих. И чем большую вину она ощущает сама за свои реальные или надуманные грехи, тем сильнее ее эмоции по поводу упоминания о грехах чужих.
Кроме того, в основе нападок на жертву может лежать страх подобного насилия. Выкрикивая: «Я не такая», женщина подсознательно надеется защититься от подобных событий. Ведь это очень страшно - проходить через все круги ада, когда к боли от совершенного насилия, моральной опустошенности и унижения, добавляется еще и пожизненное осуждение общества и клеймо, название которого это общество обязательно выберет. И чем изощреннее, тем лучше. Парадокс в том, что избегая кругов этого ада, женщина создает другой круг – заколдованный, потому что выхода из этого уже нет.
Надежды на помощь и поддержку женщин почти нет еще и потому, что понятие «феминизм» сегодня существенно исказили представительницы не совсем адекватных организаций, воинствующих и оголяющихся где попало. И получается, что вера в равенство полов подорвана основательно - у нас по-прежнему мужчина правит бал. Мысль эта настолько вбита в подкорку, что никакие цифры о том, как сильно возросло влияние и как радует положительная динамика деятельности женщин во всех сферах общественной и даже политической жизни, на это не влияет.
Женщины убеждены, что за потенциальной защитой надо обращаться только к мужчинам, а мужчина защитит только «правильную», поэтому нужно, так сказать, «соответствовать» - пусть даже так, в комментариях. Поэтому женщина демонстрирует, с одной стороны, свои высокие моральные устои, а с другой – поддержку любых мужских поступков. И все это, повторюсь, в надежде на защиту и по причине страха.
К чему это приведет?
В том, что мужчина правит, кстати, нет ничего криминального или ужасного, это – факт нашей жизни. Проблема в том, что мужчины бывают разные. Ну, а кроме того, подобным поведением женщины направляют его энергию, поступки и решения совершенно не в ту сторону. Видите ли, между страхом и покорностью, о которой так любят сегодня говорить, и которую так любят упоминать мужчины, разница колоссальная. Женская покорность – это сила и мудрость, это общение на равных, но четкое понимание разных ролей, отведенных мужчине и женщине самой природой. Страх же – деструктивная эмоция, развязывающая руки и все остальное тем, кто ментально и духовно не дорос до понимания того, что женщина слабее физически, но при этом – Мать и Созидательница. Проблема усугубляется тем, что сами «матери и созидательницы» зачастую таковыми не являются.
Последствия таких изменений в сознании, как мужчин, так и женщин, могут быть разрушительными. Дело в том, что женщины, обвиняющие жертву, по сути, оправдывают насильников. Они дают им карт-бланш, поддакивая их выкрикам.
Безусловно, существует «рискованное поведение»: если девушка в короткой юбке идет ночью, в состоянии алкогольного опьянения, по темной улице, да еще соглашается ехать с шофером пойманной машины на природу, это, мягко говоря, рискованно. Но почему это дает право насильнику на индульгенцию? Кто дал право молодому человеку, приглашая девушку на прогулку, совершать насильственные действия? Не догадываетесь, кто? Те, кто во всем обвиняют жертву.
Почему вы не задумываетесь над тем, что сексуальное насилие (как и любое другое) – это не вопрос секса, это вопрос власти и контроля над жертвой? Почему вы даете им это право? Почему вы позволяете кому-то «наказывать», играть роль «вершителя судеб» над теми, кто по разным причинам стал их жертвой?
Вы даете право обвинять жертву, не задаваясь вопросами, что и кто вынудили ее находиться в данное время в данном месте и в подобном состоянии. Вы провозглашаете заранее: «Женщина не имеет права!» превращая это в аксиому. Возможно, в это сложно кому-то поверить, но не все девушки и женщины мечтают о том, чтобы их увезли куда подальше и изнасиловали, так же, как не все представляют продолжение вечеринки в виде группового секса.
Не все молодые девушки, отправляясь с молодым человеком, в которого влюблены, подозревают о том, что он убежден, что она «уже на все согласна». Некоторые, представьте себе, едут на природу, потому что глупы. Или неопытны. Если речь о более взрослых женщинах, то у многих просто не срабатывает инстинкт самосохранения. Да и потом, не забывайте, что чаще всего изнасилования совершаются как раз теми, с кем жертва знакома. А это может означать и присутствие доверия к тому, кто завтра не просто его предаст, но и поломает жизнь навсегда.
Так разве глупость, неопытность или доверчивость дают право наказывать за это?
Вас, дорогие комментаторши, за малейший глупый поступок муж или начальник обязательно избивает? А если речь идет о девочке-подростке, которая действительно поверила, что парень, пригласивший ее на берег моря, влюблен в нее? Вы правда готовы затоптать ее за это ногами, при этом оправдывая того, кто по сути воспользовался этим? Или, если речь идет о взрослой женщине, вы действительно верите в то, что пишете, когда комментируете новость о насилии пошлейшей и грязной фразой «не захочет - не вскочит»?
Увы, все эти вопросы, уверена, останутся без ответа, потому что достучаться до тех, кто живет в созданной ими «картинке», где виновата жертва, нереально. Беда в том, что эти убеждения не спасут, если вы, комментирующие, сами станете жертвой. И занятия восточными единоборствами вряд ли помогут, и даже баллончик в сумочке. Вы можете возразить, что сидите дома вечерами, не посещаете ночные клубы и не ловите такси по ночам. Вы сильно удивитесь, если узнаете, что женщин насилуют и в дневное время, порой возле дома и даже знакомые ей люди?
Безусловно, соблюдение правил личной безопасности снижает риск, но не сводит опасность на нет. Особенно, сейчас, когда насильники ежедневно слышат обвинения исключительно в адрес жертв. Когда они знают, что обязательно получат поддержку и оправдание своих поступков. Поэтому становятся опаснее и наглее. Откуда вы знаете, что кому-то не покажется, что вы слишком откровенно на него посмотрели? Или что в его сознании женщина, стоящая рядом в метро, не желает познакомиться поближе?
Я сознательно утрирую, но при этом вовсе не нагнетаю обстановку, она и без того уже нагнетенная. Уже появилось поколение, убежденное в том, что «я имею право, потому что я мужчина, и у меня инстинкты».
Я хочу, чтобы вы поняли, что пока в нашем сознании будет укореняться мысль, что в большинстве случаев виновата жертва, а насильника «можно понять», количество этих самых насилий будет только увеличиваться. Тем более, если мысль о том, что виновата жертва, высказывают сами женщины. Тем более, если эта женщина – мать, и произносит это в присутствии сыновей.
Для девушек у нас установлено множество правил, но почему и кто отменил эти же правила для мальчиков и мужчин? И я сейчас даже уже не о галантности, я о том, что слово «Нет!» всегда должно служить сигналом о том, что дальше – нельзя!
И как бы ни вела себя женщина, ее поведение не должно стать оправданием недостойного поведения мужчины. И думаю, что женщины – первые, кто должны донести эти правила до мужчин. Начать можно с сыновей, ведь именно мы, женщины, их воспитываем.
Натали Александрова