О том, почему в AGBank доллар стоит 1,8 AZN, или Куда смотрит Центробанк?
Недавний переход Центрального банка Азербайджана (ЦБА) на режим плавающего курса и девальвация национальной валюты – маната оказали существенное влияние на валютный рынок страны.
Одним из самых заметных последствий стал повышенный спрос населения на доллары США. И это вполне логично: население начало массово скупать американскую валюту, опасаясь дальнейшего удешевления курса валюты национальной.
Соответственно активизировался рынок обмена валют. А в некоторые «постдевальвационные» дни некоторые пункты обмена валют и вовсе отказывались приводить операции, ссылаясь на отсутствие долларов США. В банках и обменниках заметно увеличился спред курса, или маржа - разница между покупкой и продажей доллара, евро, российского рубля или других иностранных валют.
И вот, что интересно: ажиотаж на валютном рынке заметно поутих, а маржа во многих банках и обменных пунктах остается значительной.
К примеру, в одном из крупных банков страны - AGBank покупка долларов США 5 января осуществлялась по курсу 1,55 AZN/USD, продажа – 1,8 AZN/USD (информация взята с сайта банка) при официальном курсе Центробанка 1,5610 AZN/USD.
Как видно, маржа здесь составляла 0,25 маната, или 16,13%.
В другом банке был установлен курс 1,56 AZN/USD (покупка) и 1,7 AZN/USD (продажа), в третьем – 1,561 и 1,65 AZN/USD соответственно.
Как правило, широкий спред в котировках чаще всего фиксируется у мелких и средних банков. Кроме того, на курс, определяемый банком, влияет и его клиентская база. Так, если банк в основном ориентирован на розничный бизнес, то спред, как правило, более узкий, чем в банках, работающих с корпоративными клиентами…
Тем не менее, в последние дни мы наблюдаем прямо противоположные картины: крупные банки и банки, занимающиеся ритейлом, устанавливают большую разницу между покупкой и продажей доллара/евро/рубля и пр.
Попробуем разобраться, почему.
Начнем с того, что большая маржа, как свидетельствует общеизвестная практика – это большой минус для валютного рынка. Чем существеннее спред, тем более кризисная ситуация, говорят эксперты. Но применима ли эта формула для Азербайджана?
По словам одного из источников на финансовом рынке страны, большой спред, который наблюдается в некоторых банках и обменниках Баку, - это скорее норма, чем исключение из правил.
«В настоящее время никаких ограничений со стороны Центробанка не существует, поэтому банки вольны устанавливать желаемый курс покупки/продажи валюты», - сказал эксперт 1news.az.
Он пояснил, что размер спреда зависит от ряда факторов.
«Первое - потребность того или иного банка в валюте. Если банку нужна валюта (к примеру, доллары США), то он будет покупать ее по курсу, который выгоден потенциальным продавцам (населению). Напротив, если у банка переизбыток валюты, он будет устанавливать невыгодный для продавцов курс.
Второй момент – спрос/предложение на рынке. Есть ли спрос на доллары? Выгодно ли их реализовывать? Есть и такая общеизвестная формула: если рынок по этому курсу покупает, значит, продажа по этому курсу возможна».
По словам эксперта, ограничителем в плане установления курса для банков служит конкуренция, ведь есть и другие финансовые учреждения, занимающиеся операциями по купле/продаже валюты: «Этим и определяется верхний предел курса. Нижний предел определяется рынком, тем, что люди действительно готовы платить».
Как видно, на сегодняшний день явно завышенный курс доллара объясняется просто – Центробанк АР этого не запрещает, а население готово скупать доллары даже по завышенной цене... Но где же тут грань между банковскими услугами и спекуляцией?
Комментируя вопрос о том, что большая маржа может свидетельствовать о кризисных проявлениях на рынке, а также о дефиците или переизбытке валюты, эксперт отметил, что данные формулы для Азербайджана пока что не приемлемы:
«Судить рано, поскольку плавающий курс – новая для Азербайджана и игроков рынка практика. В настоящее время идет процесс адаптации под новые условия, банки постепенно начинают адаптироваться к плавающему курсу. А для полной адаптации требуется время».
Источник также подчеркнул, что в нашей стране переход на плавающий курс маната произошел в один день с девальвацией нацвалюты, соответственно, большую роль в сложившейся ситуации играет завышенная потребность населения в долларах.
По мнению эксперта, требуется время, чтобы ситуация окончательно стабилизировалась, спрос и предложение на рынке стали регулируемыми.
«Обратите внимание на разницу в курсах, устанавливаемых банками. В них нет никакой закономерности. Один банк работает с большими оборотами и низкой маржей, другой – с небольшими оборотами, но с высокой маржей. В ряде банков наблюдаются противоположные ситуации. Четкого алгоритма нет, и это, учитывая ситуацию, вполне объяснимо».
Резюмируя вышесказанное, к определенным выводам прийти все-таки можно: на сегодняшний день размер спреда вовсе не свидетельствует о наличии проблем в банке или на рынке в целом.
Маржа – это всего лишь проявление стратегии банка в управлении валютной позицией или денежными потоками в краткосрочной перспективе. Иными словами – отражение его желания заработать как можно больше здесь и сейчас или отсутствия такового.
Может быть Центробанку АР стоит попытаться координировать эти желания?
1news.az
Текст: Алена Салаева