Эксперт: «Российский кредит направлен исключительно на усиление армянской армии»
Как сообщалось, МИД Азербайджана направил ноту в МИД РФ в связи со вступлением в силу соглашения о передаче Россией оружия и военной техники Армении на сумму 200 млн долларов.
Напомним, что несколькими днями ранее РФ приняла решение выделить Армении кредит в $200 млн на закупку оружия и боеприпасов.
Согласно информации российских СМИ, по условиям договора, сумма кредита до $200 млн предоставляется государству-партнеру на десять лет с отсрочкой выплат до наступления 2018 года.
Отмечалось, что кредит Армения берет для закупок у России продукции военного назначения.
По предварительной информации, армянская сторона приобретет у России пусковые установки РСЗО «Смерч», а также боеприпасы для нее, ЗРК «Игла-С», управляемые ракеты 9М113М, бронеавтомобили «Тигр» и прочее.
Комментируя данный факт для СМИ, глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев отметил, что азербайджанская сторона неоднократно доводила до сведения международной общественности неопровержимые факты размещения военной техники на оккупированных территориях Азербайджана.
«Без согласия страны-экспортера как последний пользователь Армения, размещая оружие на оккупированных территориях Азербайджана, нарушает взятые на себя соответствующие обязательства», - сказал он, отметив, что размещение наступательного оружия на захваченных территориях не способствует урегулированию конфликта, преследует цель усиления напряженности и продолжения агрессии.
В свою очередь, комментируя сообщение о ноте Баку относительно поставок оружия Армении, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Россия осуществляет военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Ереваном прозрачно, при соблюдении всех международных обязательств.
«При этом любые поставки вооружений, как Армении, так и дружественному Азербайджану осуществляются нами при тщательном учете необходимости сохранения баланса сил в регионе»,- сказала Захарова, заверив, что в вопросах поставки оружия Россия неизменно соблюдает взятые на себя международные обязательства, действует в жестких рамках национальной системы экспортного контроля.
В то же время, чуть позднее стало известно, что Баку все еще ожидает детального ответа относительно данных поставок. Об этом сказал вице-спикер парламента Зияфет Аскеров.
О том, как отразится рост военных поставок в Армению на дальнейшем развитии азербайджано-российских отношений, своим мнением поделился с 1news.az азербайджанский политолог Огтай Садыхзаде.
По словам Огтая Садыхзаде, нота азербайджанской стороны, направленная МИД РФ в связи с вступлением в силу соглашения о передаче Россией оружия и военной техники Армении на сумму 200 млн долларов, является справедливой и обоснованной реакцией официального Баку.
По мнению эксперта, российский кредит направлен исключительно на усиление армянской армии и может быть расценен как недружественный шаг, противоречащий национальным интересам Азербайджана.
Эксперт подчеркнул, что Россия выделила эти средства своему союзнику по ОДКБ вовсе не для оздоровления полуразрушенной армянской экономики или, скажем, для урегулирования каких-то социальных неурядиц в армянском обществе, от чего было бы намного больше пользы для страны, а исключительно для усиления ее военного потенциала, который теоретически может быть использован против Азербайджана.
Как отметил Огтай Садыхзаде, Азербайджан, в свою очередь, уважительно относится к пунктам и положениям международного права и учитывает союз Москвы и Еревана в рамках ОДКБ со всеми вытекающими из этого обязательствами сторон.
«Однако хотелось бы напомнить господам в Москве, что Россия является еще и членом Минской группы ОБСЕ по мирному политическому урегулированию нагорно-карабахского конфликта и ее действия противоречат статусу международного посредника. Именно этот обоснованный факт дает Баку право на столь резкую реакцию.
Помимо этого, при сложившихся обстоятельствах мы не располагаем информацией о том, какое количество дополнительных единиц вооружения позже окажется на оккупированных территориях Азербайджанской Республики», - сказал эксперт.
Далее Садыхов обратил внимание на две важные причины, объясняющие действия российской стороны, связанные с поставками вооружений в соседние страны.
«Известно, что российская экономика из-за последствий западных санкций переживает не самые лучшие времена, и правительство страны ищет реальные способы пополнить пошатнувшийся государственный бюджет.
Так вот, эта проблема в определенной степени устраняется государством за счет торговли вооружением, и, кстати, большая часть поставок в регионе приходится на Азербайджан.
Что же касается перевооружения Россией своего союзника по альянсу - Армении, то я склонен считать, что этот шаг помимо всего прочего рассчитан против блока НАТО, на случай форс-мажорных обстоятельств, к примеру, нанесения ракетных ударов по Турции с территории Армении. Это значит, что Армения может быть использована в качестве военного плацдарма, но исключительно в интересах Москвы», - сказал эксперт.
«После того как турецкими воздушными силами 24 ноября был сбит российский самолет СУ-24, Россия оперативно разместила ракетный комплекс «Искандер» на собственных базах в Сирии. Так что армянам следует серьезно задуматься о том, с какими последствиями может столкнуться страна в свете того, что теперь определенное новое вооружение размещено на территории Армении.
При таком раскладе возможные ответные удары со стороны Турции и блока НАТО могли бы поставить под угрозу безопасность самих граждан Армении. К тому же, в случае размещения этих комплексов на своей территории не выгодно для Армении еще и тем, что во-первых, сам по себе данный факт будет сразу зафиксирован в отчетах Госдепа США, что не в интересах Армении, во-вторых, Армения окончательно утратит привлекательность в глазах западного мира, что поставит жирный крест на армянских иллюзиях об интеграции в Европу, от которых никак не хотят отказаться в Ереване», - сказал эксперт.
В заключение Садыхов отметил, что российская сторона постарается не сгущать краски в вопросе поставок вооружений и грамотно оценит недовольство Баку в течение последующих нескольких дней, и что в связи с этим не последует какого-то серьезного ухудшения в двусторонних отношениях, как бы этого не хотели в Ереване.
Матанат Насибова