Захид Орудж: «Освобожденные стратегические высоты – залог успехов в будущих военных операциях»
Интервью 1news.az с членом Комитета по безопасности и обороне Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Захидом Оруджем.
- Большинство зарубежных экспертов, в том числе и армянских, признали тот факт, что Вооруженные силы Азербайджана в ходе недавних боевых действий на линии фронта выполнили все поставленные задачи. Какого мнения на сей счет придерживаетесь Вы?
- С военной точки зрения Вооруженные силы Азербайджана при использовании очень ограниченного количества воинских соединений, вооружений и техники смогли вернуть утраченные в период первой т.н. «Карабахской войны» позиции на линии соприкосновения войск. Если говорить военным языком, то освобожденные стратегические высоты - залог больших успехов будущих военных операций.
Главным в этом случае для Вооруженных сил Азербайджана было провести военную операцию и максимально реализовать поставленные задачи без полного привлечения более тяжелых артиллерийских установок, ракетных систем, без проведения крупномасштабных военных действий. В этом вопросе высокий профессионализм продемонстрировали наши военные стратеги.
Мы должны учесть, что прежняя дислокация вооруженных сил вражеской стороны давала им некоторые преимущества, и без использования профессиональных навыков военнослужащих невозможно было бы их освободить без потерь.
Читайте по теме:
Армянский генерал: «В ходе операции Азербайджан выполнил поставленные задачи»
За последние 20 лет армянская сторона укрепляла свои позиции на оккупированных территориях и якобы создала свою версию «линии Мажино» (Система французских укреплений на границе с Германией от Бельфора до Лонгийиона. Была построена в 1929—1934 годах, затем совершенствовалась вплоть до 1940 года).
Они были уверены, что их оборонительную линию не сможет пройти даже самая мощная армия. Но четырехдневная операция продемонстрировала совсем другие результаты, и сегодня мы можем видеть фотографии азербайджанских военнослужащих вблизи Физули и Джебраила.
Итог четырехдневной эскалации конфликта – во-первых, большие успехи Вооруженных сил Азербайджана, во-вторых, урегулирование нагорно-карабахского конфликта стало темой номер один в повестке дня международного сообщества. В дальнейшем отношение к этому конфликту уже не будет прежним.
Читайте по теме:
Апрель-2016: О чем говорят итоги боев на линии фронта в Нагорном Карабахе?
- Фото президента Армении Сержа Саргсяна стало темой дня во многих СМИ. Как известно, когда глав государств на ядерном саммите в Вашингтоне попросили помахать рукой в объектив, единственным, кто не стал этого делать, оказался Серж Саргсян. Его встреча с премьер министром России Дмитрием Медведевым, где он, ерзая на месте, жалуется на страны-члены ЕАЭС, также не сходит с повестки.
Кроме того, стало известно о его визите к своему заклятому сопернику на политической арене, экс-президенту Тер-Петросяну. Говорит ли все это о том, что президент Армении настолько обескуражен последними событиями на линии фронта, что окончательно потерял уверенность?
- Здесь нужно отметить один важный момент – в период правления Сержа Саргсяна в Армении ухудшилась социально-политическая ситуация, страна осталась в стороне от всех региональных проектов, стала проводить примитивную внешнюю политику. Если принять все это во внимание, то можно отметить, что за последние годы Азербайджан и дипломатически, и экономически сломил Армению. Эти успехи Азербайджана так же важны, как и успехи на фронте.
В руководстве Армении усилилась тенденция все чаще обращаться с жалобой в различные международные организации и вообще, куда только можно. Визит премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Армению не стал исключением. Президент Армении сразу же стал жаловаться на других членов ЕАЭС, которые отказались приезжать в Ереван.
Справка: Намечавшееся в Ереване 8 апреля заседание Межправительственного совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было перенесено. Встреча глав правительств ЕАЭС состоится 13 апреля 2016 года в Москве.
Членами ЕАЭС являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Планы по проведению 8 апреля саммита глав правительств стран ЕАЭС в Ереване были согласованы до эскалации напряженности в Нагорном Карабахе. Однако боевые действия на оккупированных Арменией азербайджанских территориях заставили ключевые страны ЕАЭС пересмотреть свои планы.
Так еще 5 апреля 2016 года появилась информация о том, что премьер-министр Казахстана Карим Масимов не едет в Ереван. По мнению политологов, такое решение закономерно, Азербайджан мог бы воспринять поездку в Ереван казахстанской делегации как поддержку позиции Армении по конфликту в Нагорном Карабахе. Также отказался ехать в Ереван премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.
На позицию Казахстана и Беларуси пожаловался армянский президент Серж Саргсян во время недавнего визита в Ереван главы российского правительства Дмитрия Медведева. Серж Саргсян открыто обвинил лидеров Казахстана и Беларуси в том, что они проигнорировали заседание ЕАЭС в Ереване.
«И конечно, Дмитрий Анатольевич, я сожалею, что некоторые наши партнеры из стран-участниц Евразийского экономического союза отказались приехать в Ереван для участия в заранее спланированном мероприятии. Я не знаю, этим они насколько помогли Азербайджану, но что точно подорвали авторитет нашей организации - это однозначно», - заявил Серж Саргсян.
Вообще нужно отметить, что их потери на фронте оказали психологически негативное влияние на все их общество. Азербайджан развеял миф о мощи их армии, в которую они верили очень долгий промежуток времени.
Возможно, что гробы, которые идут с линии фронта в Армению, создадут в краткосрочной перспективе ярость по отношению к Азербайджану, но в дальнейшем армянский народ в поисках виновника будет требовать отчета у захватившего власть преступного клана. Я уверен, что все это, в конечном итоге, завершится свержением Сержа Саргсяна.
Кроме того, в армянских СМИ можно увидеть антироссийские статьи, заявления о том, что они одни, у них нет союзников. Именно правильная политика Азербайджана последних десятилетий привела Армению в этот тупик.
Нужно особо подчеркнуть, что 2 апреля стало началом нового этапа в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Военные действия на фронте показали единство армии и народа, что, в конечном счете, приведет к освобождению оккупированных территорий.
- Азербайджан продемонстрировал готовность продолжать до победного конца. Налицо – единство власти и народа. И тем не менее, было принято решение вернуться за стол переговоров. Как Вы прокомментируете этот момент? Новая ситуация, сложившаяся на фронте, создает новые возможности для переговорного процесса?
- У азербайджанского народа есть право требовать вернуть земли военным путем. Если в 90-х годах люди желали прекращения огня, то сейчас, наоборот готовы и к военному пути. Все должны знать, что с военной точки зрения это перемирие нельзя сравнивать с тем, что было подписано в 1994 году. В данном случае очевидно превосходство позиций Азербайджана.
Нужно отметить, что этим соглашением Азербайджан не обнадеживается и не намерен потерять достигнутые результаты. Однако армянам теперь не удастся вернуть переговорный процесс к тому, что имело место последние 20 лет, то есть к сохранению статус-кво. Ясно одно, конфликт должен быть урегулирован в рамках международного права и с учетом позиции Азербайджана.
Иллюзия армян на предмет того, чтобы, удерживая сопредельные районы, заставить Азербайджан признать Нагорный Карабах, претерпела неудачу. Что касается перспектив мирного урегулирования конфликта, то нужно отметить, что глава МИД России Сергей Лавров от имени президента РФ Владимира Путина совершил визит в регион и открыто заявил о необходимости освобождения оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха.
- Как Вы оцениваете реакцию международного сообщества на боевые действия в Нагорном Карабахе.
- Реакция международных организаций не была антиазербайджанской, в некоторых случаях даже была поддержана позиция официального Баку.
Эльшан Рустамов