О новой военной стратегии Армении «Deterrence system» - системы сдерживания путем устрашения | 1news.az | Новости
Точка зрения

О новой военной стратегии Армении «Deterrence system» - системы сдерживания путем устрашения

13:37 - 21 / 04 / 2016
О новой военной стратегии Армении «Deterrence system» - системы сдерживания путем устрашения

Армения назвала оккупированные территории вокруг Нагорного Карабаха «поясом безопасности».

Но и этих территорий Еревану уже недостаточно. Об этом заявил почти год тому назад 19 мая 2015 года в интервью Tert.am замминистра обороны Армении Давид Тоноян: «Кто сказал, что нам достаточно «пояса безопасности» вокруг Нагорного Карабаха? Кто так считает? По нашей оценке, в условиях нынешнего уровня вооруженности Азербайджана его уже недостаточно».

Тем самым он признал, что Армения оккупировала часть территории Азербайджана, но на этом останавливаться не желает из-за боязни Азербайджана, его Вооруженных сил, оснащенных современным вооружением.

Министр обороны Армении С.Оганян прокомментировал интервью своего первого заместителя Давида Тонояна. Тот, в частности, заявил журналистам: «…по мере необходимости мы можем перенести военные действия на иные территории» (Lraqir.am, 25.05.2015 г.).

А министр обороны самопровозглашенной «НКР» Мовсес Акопян (15.06.2015 г. указом президента Армении назначен заместителем начальника ГШ ВС Армении) еще раньше заявлял журналистам, прибывшим в «НКР»: «и если для вас (жителей Армении) гарантии безопасности пролегают вдоль Лачинского коридора, то для нас они лежат по реке Кура» (NEWS.am, 09.07. 2009 г.).

Армения концепцию недостаточности «пояса безопасности» вокруг Нагорного Карабаха начала претворять в жизнь с изменения своей военной стратегии, заявив, что переходит к методике Deterrence system (военный термин: система сдерживания путем устрашения).

В период холодной войны между СССР и США использовалась военно-стратегическая концепция «сдерживания путем устрашения» (concept of deterrence), которая оправдывала необходимость обладания ядерным оружием.

Суть этой концепции была в том, что тот, кто первым применит свое ядерное оружие против ядерного оружия противника, проигрывает. Потому что уничтожение ядерного оружия является целью №1 для противника, а время полета ракет между США и СССР было 30 мин. За это время пусковые установки страны, подвергшейся ядерному удару, успевали перенацелить свои ракеты с ракетных баз противника и направить их на его государственно-административные центры, государственную и военную инфраструктуру.

Об этом на семинаре ОБСЕ «Доктринальные оборонные подходы», состоявшемся в Вене 16-17 февраля 2016 года, заявил первый заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян. Он, представляя изменения военной стратегии страны, заявил, что: «…для обеспечения безопасности страны и благоприятных условий для переговорного процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ Армения намерена предпринять ряд мер. В частности, перейти к методике «Укрощения/Сдерживания» (Deterrence system)…Новая методика придет на смену «Пассивной обороне»…Методика «Укрощения/Сдерживания» предполагает как рефлексивные, так и превентивные мероприятия» (lragir.am, 18.02.2016г.).

В подтверждении этой концепции 14 апреля 2016 года в интервью Общественному телевидению Армении министр обороны Армении С.Оганян заявил: «У нас есть неиспользованные виды вооружений, которыми противник не располагает и о которых он и мечтать не может…Они предназначены для решения более глобальных задач» (lragir.am, 18.04.2016 г.). 

У Азербайджана нет только оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) 9К72 «Эльбрус» (СКАД) и баллистических ракет Р-17 (8114) к ним, с дальностью от 50 до 300 км, находящихся на вооружении ВС Армении.

А под глобальными задачами Армения предполагает нанесение превентивного ракетного удара по нефтегазовым промыслам и трубопроводам Азербайджана. К тому же комплексы, которые расположены на территории Армении, не представляют реальной угрозы для Азербайджана. Потому что имеющийся на вооружении ВС Азербайджана зенитно-ракетный комплекс С300-ПМУ Фаворит уничтожает тактические и оперативно тактические ракеты (и ракеты Р-17) во всем диапазоне их применения, в том числе при воздействии активных и пассивных помех. Необходимо учитывать и то, что на вооружении у армии Азербайджана имеется эффективное, высокоточное оружие, приобретенное не только у России, «которым противник не располагает».

О наличии ОТРК 9К72 «Эльбрус», угрожая Азербайджану продолжением агрессии против его суверенитета и территориальной целостности, сознаваясь при этом в том, что Армения участвовала в агрессии против Азербайджана в интервью «Армньюс» (август 2014 г.), заявил президент Армении С.Саргсян сразу после сочинских встреч лидеров России, Азербайджана и Армении: «Азербайджанское руководство хорошо знает возможности и способности Вооруженных сил Армении. Они хорошо знают, что у нас есть баллистические ракеты, радиус действия которых превышает 300 км и которые в очень короткий период времени могут превратить любой развивающийся район в руины, - подобно руинам Агдама».

Арменией  в обход режима контроля над ракетной технологией (РКРТ) и Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (ГКП) были приобретены баллистические ракеты с дальностью 300 километров: «Армения и Саргсян сделали посмешище из службы  контроля за ракетными технологиями (РКРТ) и Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, незаконно получая Скад-Б и потенциально - Искандер-М из России, подписавшей конвенции РКРТ. Армения также не выполнила требования Гаагского кодекса, по которому она  должна  предоставить до запуска уведомление о своих баллистических ракетах, а также представить годовую декларацию действий своей страны в отношении  баллистических ракет», - написал в своей статье в газете американского Конгресса «The Hill» американский политолог Денис Яффе в августе 2014 года (NET-ФАКС 21 августа 2014 г).

В 1993-96 годах Армения получила от России 8 пусковых установок (ПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) 9К72 «Эльбрус» (СКАД) и 32 управляемые баллистические ракеты Р-17 (8114) к ним. Ракета жидкостная, класса Земля-Земля, с дальностью от 50 до 300 км, с фугасной  или химической головной частью весом 987 кг. Боевые расчеты и специалисты по этому комплексу готовились в РФ на полигоне «Капустин Яр». На заседании Государственной думы 2 апреля 1997 года «О нарушениях при поставках Россией оружия в Республику Армения» об этом заявлял в своем выступление Л.Я.Рохлин: «Именно по этим комплексам готовились расчеты и специалисты Армении с 23 мая по 19 июня на полигоне Капустин Яр».

Комплекс 9К72 является в настоящий момент морально устаревшим, громоздким (из-за жидкостной ракеты включает в себя большое количество заправочного, подъемно-транспортного, испытательного, оборудования, другой техники и обслуживающего личного состава), с низкой точностью (круговое вероятное отклонение – 450 м.).

Производство ракет и комплектующих узлов закончено в конце 80-х годов прошлого века и по всей вероятности у них закончился гарантийный срок эксплуатации. Желание Армении заменить ОТРК «Эльбрус» на ОТРК Искандер-М, скорее всего, неосуществимо. Ведь не зря же США вывели из Турции свои баллистические ракеты в ответ на вывод СССР своих ракет с Кубы во время Карибского кризиса 1962 года. Появление на границе Турции, члена НАТО более современных, высокоточных, способных нести ядерные боеголовки ракетных комплексов может вызвать аналогичный кризис.

РКРТ, созданный 16 апреля 1987 года странами большой семерки (G-7 - США, Великобритания, Франция, Канада, ФРГ, Япония, Италия) является неформальным добровольным объединением стран с целью предотвращения распространения ракет и беспилотных летательных аппаратов, пригодных для доставки оружия массового уничтожения (ОМУ). Режим объединяет 34 страны (РФ с 1995 г., Армении среди них нет). В отношении передачи другой стороне законченных средств доставки с дальностью стрельбы от 300 км и полезной нагрузкой 500 кг действует презумпция «отказа, как правило».

Армения не выполняет требования Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, принятого 25 ноября 2002 года в Гааге, в соответствии с которым Армения должна ежегодно предоставлять данные о своих баллистических ракетах и информацию об проведенных и планируемых пусках этих ракет с соответствующим механизмом уведомления, установленным данным Кодексом поведения: «4. постановляет осуществлять следующее:

i) в отношении программ баллистических ракет:

ежегодно делать заявление с изложением их политики в отношении баллистических ракет;

примерами демонстрации открытости в таких заявлениях могут служить соответствующие данные о системах баллистических ракет и наземных (испытательных полигонах) стартовых комплексах;

ежегодно предоставлять информацию о количестве и родовом типе баллистических ракет, пуски которых были осуществлены в предыдущем году, и о которых было объявлено в соответствии с механизмом уведомления о готовящихся пусках…».

Кодекс подписали 136 государств, в том числе и Азербайджан. Армении в списке подписавших документ государств нет.

Чингиз Мамедов, генерал-лейтенант в отставке

Поделиться:
15768

Последние новости

Все новости

1news TV