Турция в газовой геополитике: новая публикация азербайджанского эксперта на сайте Гарварда

На сайте Гарвардской школы государственного управления имени Джона Кеннеди опубликовано исследование на тему «Турция в новой газовой геополитике».
Авторами исследовательской работы выступают ведущий научный сотрудник школы им. Кеннеди, профессор Оле Гуннар Ауствикис (Ole Gunnar Austvikis), а также ведущий эксперт Центра стратегических исследований (SAM) при Президенте Азербайджана, сотрудник Оксфордского института энергетических исследований (OIES) Гюльмира Рзаева.
В исследовании говорится о роли Турции как все более значимого покупателя природного газа и в качестве страны-транзитера, стратегически расположенной между основными центрами - поставщиками (Ближний Восток и Центральная Азия) и рынками потребления (Европа).
«Способность Турции импортировать дополнительные объемы газа для удовлетворения растущего спроса, а также возможность продлить действие договоров по истечении их срока действия в 2020-х годах чревато ограничением ежедневной пропускной способности точек входа в систему BOTAŞ и правовыми ограничениями в законе о рынке природного газа», - говорится в кратком резюме к публикации.
Отмечается, что долгосрочные контракты Турции со всеми нынешними поставщиками газа – Россией, Азербайджаном и Ираном – истекают в 2020-х годах.
Авторы считают, что продление контрактов было бы выгодно всем сторонам, но ценовая неопределенность и обеспокоенность в связи с либерализацией турецкого рынка, новыми поставщиками газа, наличием сжиженного природного газа и последними политическими событиями сделали картину импорта более открытой.
В качестве транзитной страны по трубопроводу TANAP, который должен заработать к 2018 году, Турция может транспортировать в Европу дополнительные объемы природного газа из Ирана и других стран Ближнего Востока (особенно, Ирака), из Азербайджана (при следующей волне производства) или из стран Восточного Средиземноморья (Израиль / Кипр).
«Коммерческая, финансовая, инфраструктурная и политическая ситуации сдерживают этот потенциал. Реализация проекта «Турецкий поток» может как повысить зависимость от российского газа, так и минимизировать риски перебоев в газовых потоках через Украину», - говорится в резюме к публикации.
«Наибольшего потенциала в усилении роли Турции как транзитной страны между Западом и Востоком можно ожидать тогда, когда весь внутренний рынок продолжит рост, и будут разрешены все юридические и инфраструктурные преграды», - отмечается также в исследовании.
С полным текстом публикации на языке оригинала можно ознакомиться по ссылке.
Елена Остапенко, Э.Т.