Тофик Аббасов: «Баланс сил на Южном Кавказе давно нарушен»
В последние недели складывается впечатление, что внешнеполитическое ведомство Армении взяло курс на срыв переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать из недавнего заявления заместителя главы МИД РА Шаварша Кочаряна о том, что на данном этапе «необходимо участие [сепаратистского режима Нагорного] Карабаха в переговорах и разработке мирного договора».
Кроме того, было указано, что в настоящее время Армения не ведет переговоры по решению конфликта.
Таким образом, армянская сторона стремится изменить формат переговоров, согласно которому сторонами конфликта признаются Азербайджан и Армения, а армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха вовлечены в качестве «заинтересованных сторон». Делается это затем, чтобы саботировать мирный процесс с целью сохранения статус-кво.
Причем, следует отметить, что данный подход был сформулирован еще в 1992 году госсекретарем США Джеймсом Бейкером в т.н. «Бейкеровских правилах», в которых армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха указывались именно как «заинтересованные стороны».
Об этом мы решили поговорить с политологом Тофиком Аббасовым.
- Можно ли расценить заявление замглавы МИД РА Шаварша Кочаряна о необходимости участия сепаратистов в переговорах по урегулированию конфликта как саботаж мирного процесса?
- Армянская сторона с самого начала настаивала на том, чтобы превратить представителей сепаратистского режима в полноценных участников переговорного процесса, однако если этого не произошло до сих пор, значит, так будет и в дальнейшем. На это есть твердое «нет» азербайджанской стороны.
Армяне много лет не перестают требовать одно и то же, таким образом заведомо ведя процесс в никуда. Для поиска путей урегулирования конфликта нужны не причины, а четкие алгоритмы, какие-то четкие видения. Армении нужно определить свои позиции, Азербайджан определил свои взгляды давно.
Бесспорно, армянская сторона пытается подорвать мирный процесс политического урегулирования такими несостоятельными аргументами и требованиями. И не последнюю деструктивную роль здесь играет Шаварш Кочарян, который, будучи возмутителем спокойствия, все время пытается накалить обстановку, а не находить приемлемые пути для решения.
Как только армянская сторона впадает в тяжелую ситуацию, сразу же в процесс вступает Шаварш Кочарян. Это дежурная палочка-выручалочка Саргсяна, который прекрасно усвоил, что для заполнения пустоты необходимо использовать именно его.
Читайте по теме:
Очередная лужа Шаварша Кочаряна
Президент Армении находится в состоянии стагнации, армянскую дипломатию заклинило – это однозначно. Поэтому такие, не совсем адекватные люди, как Шаварш Кочарян, превращаются в рупор и начинают нести всякую ерунду. Я не думаю, что азербайджанская сторона испытывает какой-то дискомфорт от этого, «правила» поведения официального Еревана изучены давно.
- Таким образом выходит, что позиция Армении противоречит формату мирных переговоров, продолжающихся под эгидой Минской группы ОБСЕ, согласно которому сторонами конфликта признаются Азербайджан и Армения, а армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха вовлечены в качестве «заинтересованных сторон»?
- Еще во времена, когда у власти в Армении находился Тер-Петросян, азербайджанская сторона подняла вопрос приоритета. Так, до сведения армянской стороны было доведено, что если они поднимают вопрос прав армянской общины Нагорного Карабаха, то должно быть учтено и право азербайджанской общины, изгнанной в результате агрессии из Нагорного Карабаха. Об этом очень хорошо осведомлены и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, и международная общественность. Не может быть односторонней правды. Проблема не может быть решена односторонне.
Хочу отметить, что Нагорно-Карабахская автономная область в составе АР была небольшой территорией, где проживали бок о бок и армяне, и азербайджанцы. Сейчас азербайджанская община Нагорного Карабаха структурирована, имеет свои представительные органы, и если поднимается вопрос об армянской общине Нагорного Карабаха, то должен быть поднят вопрос и об азербайджанской общине.
Если мы говорим о разблокировке ситуации, отказе от примирения силы, о возвращении беженцев и вынужденных переселенцев, обеспечении их безопасности, тогда в официальном порядке должна фигурировать проблема и азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Этот вопрос наша дипломатия держит в поле зрения и отстаивает его с самого начала конфликта.
- К каким последствиям может привести подрыв мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта армянской стороной?
- Нужно отметить, что после ответа ВС Азербайджана на армянские провокации в апреле текущего года армянская сторона реально почувствовала силу азербайджанской армии, стало очевидно, что официальный Баку не просто предупреждает, а располагает необходимыми средствами для того, чтобы привести в чувство Ереван.
Армяне хотят выиграть время, чтобы перегруппировать силы, пополнить арсеналы. Однако баланс сил в нашем регионе давно нарушен и имеется превосходство азербайджанской стороны. На этот раз исход боевых действий в случае их возникновения будет более результативным.
- Недавно в беседе с генеральным директором МИА «Россия сегодня» Дмитрием Киселевым Серж Саргсян заявил: «Армения признает территориальную целостность любого государства, в том числе Азербайджана. Но самоопределение народов никак не противоречит принципу территориальной целостности, потому что территориальная целостность касается отношений между государствами, а самоопределение – столицы и народа, который проживает компактно на своей исторической родине». Как Вы прокомментируете это противоречивое заявление?
- Есть понятие приоритет. Именно территориальная целостность государств является неоспоримым приоритетом, а не право народов на самоопределение. В самом заявлении Сержа Саргсяна есть противоречие. Если он уважает территориальную целостность, то все остальное должно решаться в рамках территориальной целостности, в том числе и вопрос армянского меньшинства.
Предложение Азербайджана об автономии в своем составе – самый приемлемый вариант, потому что у нас такой пример имеется – Нахчыванская Автономная Республика. Если они хотят самоопределиться в составе Азербайджана, то это право им будет обеспечено. Саргсян не понимает, что противоречит сам себе. Как можно с одной стороны уважать одно право, а с другой – актуализировать противоречащее этому другое право.
Армянская дипломатия идет по ложному пути, все это неспроста, они до сих пор не смогли оправиться от апрельских событий.
Читайте по теме:
Президент Армении признал территориальную целостность Азербайджана
- Президент Армении также заявил, что армянская сторона готова продолжить переговоры на основе трех принципов – территориальная целостность, неприменение силы или угрозы ее применения, территориальная целостность государства и равноправие народов, и их право на самоопределение.
- В нынешней ситуации армянская дипломатия застигнута врасплох. На словах все звучит красиво и не вызывает никаких вопросов, но на практике все обстоит совершенно иначе. Армянской стороне не выгодно сейчас договариваться с Азербайджаном, несмотря даже на настрой посредников. Если отказываются от применения силы, то Армения первым делом должна вывести свои вооруженные силы с оккупированных азербайджанских территорий. Все упирается в наличие непрошеных гостей – вооруженных сил Армении на азербайджанских землях.
Читайте по теме:
21 год без Агдама. Во что армяне превратили некогда прекрасный азербайджанский город
Нужно учитывать, что нынешнее руководство Армении – Серж Саргсян и его окружение имеют непосредственное отношение к возникновению конфликта. Они причастны к нарушению международного права, однако они сейчас никоим образом не могут подвести процесс к желаемому для них результату.
Саргсян пытается выиграть время, довести дело до следующих парламентских выборов, которые будут проведены в апреле 2017 года, оттянуть время, использовать его для перегруппировки сил, покупки вооружения в надежде на то, что к тому времени изменится геополитическая ситуация в регионе.
Саргсян напоминает человека, загнанного в угол, которому надо определиться с позицией. Он не может разоблачить сам себя, потому что если Армения будет вынуждена вернуть, допустим, 5 оккупированных районов, то к нему будут обращены вопросы, почему столько лет они удерживались, что привело к плачевному состоянию армянской экономики, нищете, большой эмиграции из страны, отстранению от крупных региональных проектов и интеграционных процессов.
Однако армяне должны уяснить для себя, что урегулирования конфликта можно достичь лишь через возвращение оккупированных территорий Азербайджану.
Эльшан Рустамов