Фикрет Садыхов: «У иранской стороны нет морального права осуждать Азербайджан за сотрудничество с Израилем…»
Интервью 1news.az с бывшим дипломатом, профессором Западного университета, политологом Фикретом Садыховым
- В период визита в Азербайджан премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с иранской стороны звучали упреки и претензии в адрес официального Баку в связи с приемом этого гостя в нашей стране. При этом некоторые критики в Иране утверждают, что Азербайджану не следовало бы развивать отношения с Израилем из соображений исламской солидарности. Однако спустя совсем немного времени президент Ирана Хасан Роухани готовится посетить с визитом Армению, которая на протяжении более двух десятилетий удерживает 20% азербайджанских земель под оккупацией. Насколько позиция иранской стороны касательно исламской солидарности вяжется с ее действиями?
- Реальность в том, что, вне сомнения, у нас с Ираном достаточно тесные и добрососедские партнерские взаимоотношения. Мы связаны с ним различными проектами. В этом году было подписано известное трехстороннее соглашение по транспорту и логистике между Азербайджаном, Россией и Ираном.
Но при всем при этом мы никогда не скрывали, что недовольны курсом официального Тегерана по отношению к враждебной нам Армении. Правда, Иран в рамках Организации Исламского сотрудничества поддержал резолюцию, осуждающую оккупацию и поддерживающую территориальную целостность Азербайджана. Но нам этого недостаточно.
Помимо норм международного права, существуют еще и принципы исламской солидарности, вопросы, связанные с тесными, дружественными, добрососедскими отношениями, тем более что Тегеран прекрасно понимает, что наши территории оккупированы Арменией. Это настолько очевидный факт, что он даже не отрицается официальным Тегераном. Поэтому тесные взаимоотношения между Ираном и Арменией, конечно, не могут не вызвать недопонимания как со стороны азербайджанской общественности.
В Иране нас критикуют за отношения с Израилем. Да, мы страна, часть территории которой оккупирована Арменией. Нам необходимо развивать военно-техническое сотрудничество с любым государством, которое может оказать нам в этом плане серьезную помощь, и Израиль это делает. Это, во-первых.
Во-вторых, в Израиле проживает огромное число наших соотечественников, которые достаточно активно лоббируют интересы Азербайджана, и это Азербайджану небезразлично. Израиль поддерживает территориальную целостность Азербайджана, и вообще, Израиль – достаточно серьезный игрок в регионе Ближнего Востока, с которым невозможно не считаться. Но наш альянс, наши взаимоотношения с Израилем ни в коей мере не направлены против каких-либо других стран и, тем более, против Ирана. В Тегеране это хорошо знают.
На фоне этих отношений, на фоне всех существующих проблем и вопросов визит президента Ирана в Армению и обеспечение Армении всем необходимым, заключение с ней многочисленных договоров и соглашений вплоть до документа, предусматривающего военно-техническое сотрудничество, конечно, абсолютно не отвечает интересам Азербайджана. Мы не можем быть удовлетворены таким тесным сотрудничеством между Ираном и Арменией.
- То есть можно ли сказать, что у Ирана нет морального права предъявлять Азербайджану какие-либо претензии в связи с визитом в Баку Нетаньяху?
- У Ирана нет ни морального, ни этического, ни какого-либо другого права предъявлять нам претензии. Прежде всего, потому что мы, учитывая накал страстей во взаимоотношениях Ирана с Израилем, до сих пор не открыли своего посольства в Тель-Авиве. В Тегеране не должны забывать об этом. Мы до сих пор стараемся не раздражать наших соседей тем, что активизируем свои дипломатические контакты. Хоть израильское посольство давно у нас функционирует, мы, учитывая некоторые нюансы, все же не делаем того же самого. Это должны понимать в Тегеране. И обвинять нас в этом никто не должен.
Более того, Нетаньяху приехал в Баку спустя 20 лет. Он впервые здесь был проездом в 1997 году. Так что сейчас это был его первый официальный визит в Азербайджан. Но до этого визита президент Армении Серж Саргсян совершал не раз визиты в Иран, да и иранские лидеры посещали Армению, многочисленные договоры были заключены между этими странами. Поэтому мы не должны ни перед кем отчитываться и принимать во внимание какие-то упреки в наш адрес.
Мы проводим свой самостоятельный внешнеполитический курс, который достаточно сбалансирован и учитывает интересы и наших соседей, и тех партнеров, которые находятся в различных регионах, в сложных регионах, таких как Израиль на Ближнем Востоке. Мы активно сотрудничаем и с другими нашими соседями. Это никого не должно раздражать, потому что мы не создаем альянсы против кого-то, не настроены враждебно по отношению к каким-то государствам. Мы абсолютно добросовестно реализуем наши внешнеполитические приоритеты, принципы, и нам не следует оглядываться ни на какие претензии, упреки, недовольства и требования, звучащие по этому поводу в наш адрес.
- Иран является единственной по сути страной в регионе, сводящей к минимуму эффект от организованной Азербайджаном изоляции Армении. В отличие от остальных соседей, Иран имеет с Арменией полномасштабное торгово-экономическое сотрудничество. И опять же, разве не может Иран, пользуясь своими исключительными связями с Арменией, исходя из той же мусульманской солидарности, оказать необходимое давление на Ереван, чтобы добиться освобождения территорий Азербайджана и возвращения туда азербайджанских вынужденных переселенцев?
- Вне сомнения, нам очень хотелось бы, чтобы Иран был в числе тех, кто проявляет не просто исламскую солидарность, но и действует в рамках международного правового поля. Ведь в ИРИ хорошо знают, что приняты 4 резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающие Армению за оккупацию 7 наших районов. Даже сам Тегеран признает нашу территориальную целостность. В конце концов, это дает полное основание и право Ирану поддерживать в этих вопросах Азербайджан и оказывать достаточно серьезное влияние на Армению.
Но Иран не делает этого. Тут, конечно же, есть много факторов. Первое - это многовековые приоритеты иранской внешней политики. Второе – это нынешние тесные взаимоотношения с Россией, что также сказывается на отношениях между Ираном и Арменией.
Все это в совокупности дает такой результат, формирует внешнеполитический курс и очень сильно отражается на внешнеполитических принципах официального Тегерана.
Правда, надо быть объективным, наряду с этим Тегеран старается поддерживать отношения и с Азербайджаном. Он связан с нами различными энергетическими и транспортными проектами. Мы поддерживаем достаточно тесные торгово-экономические связи, у нас активно развивается приграничная торговля. Существуют довольно тесные политические контакты, совершаются взаимные визиты официальных лиц – это все есть. Но это все, видимо, не является сковывающим фактором для Тегерана в поддержке взаимоотношений с Арменией. Эта попытка Ирана как-то сбалансировать свои отношения с Азербайджаном и Арменией вряд ли соответствует принципам исламской солидарности, нормам международного права, добрососедским отношениям с Азербайджаном. Но это реальность. Конечно же, мы хотели бы ожидать от Тегерана более конкретных шагов в отношении Армении, осуждения Армении за оккупацию азербайджанских земель. Но, к сожалению, этого не происходит, и официальный Тегеран продолжает идти курсом наращивания связей с соседней и враждебной нам Арменией.
Ялчин Алиев