Фархад Бадалбейли о том, как Габалинский музыкальный фестиваль раздвигает культурные горизонты – ФОТО
Концерты и музыкальные фестивали генерируют более трети мировых доходов от исполнительского искусства. Помимо своего непосредственного вклада в ВВП, культурные и креативные индустрии оказывают сопутствующее влияние на другие секторы экономики, такие как туризм, а также подпитывают сферу информационно-коммуникационных технологий.
А это значит, что они становятся неотъемлемой частью экономики страны и влияют на процесс регенерации ее городов. Крупный фестиваль создает альтернативные источники дохода для городов и является одним из мощнейших инструментов их обновления через культуру.
К примеру, в рамках программы «Культурная столица Европы» Салоники в 1997 году осуществили обновление городского центра, развитие запущенных районов и реконструкцию многих исторических зданий. А Эдинбургский международный фестиваль был впервые проведен в 1947 году сразу после окончания Второй мировой войны с изначальной целью возродить и стимулировать культурную жизнь города и поднять дух его жителей. Одной из частей Эдинбургского фестиваля является фестиваль искусств «Фриндж», открытый для участия всем желающим. Он ежегодно собирает множество профессионалов и любителей на более чем 250 площадках, большинство из которых уличные. В результате город сам становится креативным пространством, в котором публика творит совместно с музыкантами и художниками, а фестивали становятся пространством для встречи и установления коммуникации между местными жителями и туристами, зрителями и создателями.
Фестивали способствуют созданию партнерства между государственным и частным секторами, развитию культурного туризма и, соответственно, экономической, социальной и культурной выгоде. Таким образом, исполнительское искусство играет очень важную роль в привлечении людей: местные выступления в парках, пабах, ресторанах и даже на турбазах являются неотъемлемой частью туристической индустрии Европы.
В Азербайджане также проводится несколько крупнейших международных музыкальных фестивалей: это «Мир мугама», фестиваль Узеира Гаджибейли, Джазовый фестиваль. А также Габалинский музыкальный фестиваль, который проходит с 2009 года в прекрасном и живописнейшем городе Габала. За годы проведения этот фестиваль стал грандиозным культурным событием и снискал симпатии как местных, так и зарубежных музыкантов. Сегодня Габалинский международный фестиваль уже стал прекрасной традицией, в нем принимают участие выдающиеся музыканты, художественные коллективы, солисты, дирижеры из Азербайджана, Австрии, Болгарии, России, Турции, Украины, США, Италии, Франции, Испании, Израиля, Литвы и Кубы. К примеру, в VIII фестивале, прошедшем в прошлом году, приняли участие Академический оркестр Вены под управлением Мартина Хаселблока, «Suite Española», «Киевские виртуозы» под управлением дирижеров Дмитрия Яблонского, Эмиля Табакова и Гиль Шохата и др.
О том, как все начиналось, какое значение имеет этот фестиваль для культурной жизни Азербайджана, - в нашей беседе с его художественным руководителем, ректором Бакинской музыкальной академии им. Узеира Гаджибейли Фархадом Бадалбейли.
- Фархад муаллим, Азербайджан всегда был и остается очень музыкальной страной. В свое время здесь проходил прекрасный международный фестиваль «Хары Бюльбюль». Он проводился в Шуше - колыбели азербайджанской музыки. Не является ли Габалинский международный фестиваль своего рода продолжением фестиваля «Хары Бюльбюль»?
- Нет. Фестиваль «Хары Бюльбюль» был действительно грандиозным, особенно по тем временам, событием, потому что он был поистине международным. Отмечу, что организатором фестиваля «Хары Бюльбюль» был мой хороший друг Полад Бюльбюльоглу, тогда – министр культуры Азербайджана, а ныне – чрезвычайный и полномочный посол Азербайджана в России. Фестиваль «Хары Бюльбюль» был по значимости, уровню и разнообразию одним из важных культурных мероприятий не только в Азербайджане, но и в мире. Сюда приезжали коллективы из разных стран - от Японии и США до республик бывшего Союза…
Но «Хары Бюльбюль» был фестивалем фольклора. И, к сожалению, он прекратил свое существование по вполне понятным причинам: 8 мая 1992 года центр азербайджанской древней культуры и музыки - Шуша была захвачена вооруженными силами Армении.
На долгие годы культурная жизнь в Азербайджане практически замерла: война, беженцы, экономический кризис… И лишь спустя годы мы смогли организовать международный фестиваль мирового уровня, которым стал Музыкальный фестиваль в Габале.
- А с чего все начиналось? И почему в качестве места проведения была выбрана именно Габала?
- Есть такой замечательный дирижер и виолончелист Дмитрий Яблонский, мой хороший друг и коллега по сцене. Он часто приезжал в Азербайджан на гастроли (сам он – гражданин Израиля и Америки), и буквально влюбился в нашу страну. Причем, доказал это не только словом, но и делом, за что Президент Ильхам Алиев присудил ему почетное звание «Заслуженный деятель искусств Азербайджана».
Так вот, как-то, когда мы в очередной раз ездили с гастролями по нашим районам, Дмитрий спросил: «Почему вы не используете эту красоту в популяризации вашего богатого культурного наследия? Ведь одни ваши районы – это уже грандиозное богатство, а если еще здесь устроить мероприятие мирового масштаба, то эффект будет невероятный!». И мы вспомнили об огромном количестве фестивалей в Европе, проходящих под открытым небом.
Мы сразу же обратились в Фонд Гейдара Алиева, и его глава, первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева горячо поддержала эту инициативу. Так идея фестиваля получила свое воплощение в реальности. Отмечу, что Фонд Гейдара Алиева осуществляет целый ряд крупных музыкальных проектов по сохранению и пропаганде музыкального наследия нашей страны.
Что касается выбора в качестве места проведения фестиваля именно Габалы, то в 2009 году (год старта фестиваля) там уже была создана достаточно развитая инфраструктура, были построены прекрасные пятизвездочные отели, что было важным условием для приема зарубежных гостей. Правда, тогда такой сцены, которая уже есть сегодня, не было, и первый фестиваль мы проводили в истинно первозданных природных условиях. Просто нашли место, где сам ландшафт образовывал своего рода «амфитеатр», и там построили сцену.
- По прошествии восьми лет проведения Габалинского международного фестиваля, какие эмоции Вы испытываете?
- Мы счастливы. За эти годы здесь побывали Лондонский филармонический королевский оркестр, Иерусалимский симфонический оркестр, симфонический оркестр Сан-Ремо, «Виртуозы Москвы», «Виртуозы Киева», Камерный оркестр из Австрии и другие знаменитые коллективы; исполнители такого уровня, как Денис Мацуев, Борис Березовский, Юрий Башмет, Вадим Репин. Одни эти имена уже говорят о том, что уровень нашего фестиваля очень высок.
Но самое главное - это то, что фестиваль имеет огромное просветительское значение. Ведь он проходит в провинции, местные жители поначалу весьма осторожно, если не сказать, с сомнением, отнеслись к этому мероприятию. Потому что классическая музыка им была не то, что не очень знакома, можно сказать, вообще стала чем-то совершенно новым и непривычным для их слуха. Ведь, к сожалению, местное телевидение не балует зрителей трансляциями классики.
- И как же вы сумели развеять их сомнения?
- Мы сумели сделать гораздо больше: заставить их полюбить и понять эту музыку. А начали мы с простого: просто ввели дополнительные лекции перед концертами, на которых достаточно простым языком рассказывали о композиторах, произведения которых будут звучать, об истории их создания, о каких-то интересных фактах их биографии… Это были истории из жизни, со всеми эмоциями, чувствами, переживаниями и проблемами, которые близки всем.
Поэтому гости фестиваля из числа местных жителей, для которых, к слову, концерты бесплатны, слушали все эти лекции с большим вниманием и интересом. И уже потом им становилось интереснее послушать и произведения тех людей, истории о жизни которых они только что узнали.
Постепенно люди начали приходить на концерты сами, стали брать с собой детей. Даже в их внешнем облике появились изменения: теперь они начали готовиться к фестивалю как к чему-то очень торжественному. Это очень радует. И все это – без всякого принуждения исполнительной власти! Причем, в последние годы зрители приезжают уже и из других районов Азербайджана. Это, я считаю, наша победа.
- То есть, вы в прямом смысле несете культуру в массы.
- Да. Я бы сказал, множество разных культур, потому что наш фестиваль по жанровой составляющей тоже весьма разнообразен: здесь есть дни классической музыки, мугама, джаза, вокала… Всегда надо суметь людей заинтересовать, а затем, поверьте, они начнут искать эту музыку сами. И будут приводить своих детей.
В Европе слушатель уже подготовлен, в силу ментальных и культурных особенностей той или иной страны: они с детства посещают костелы, соборы, слушают церковную музыку, в школах часто и много поют в хоре. Все это воспитывает и закладывает грандиозный культурный фундамент. Но классическое искусство насчитывает столетия, и пройти этот путь за несколько лет невозможно. Однако и терять энтузиазма не стоит, потому что дорогу, как известно, осилит идущий.
- Вы сказали чуть выше: «исполнительная власть не заставляла…» Справедливости ради, иногда это даже необходимо. Но я хотела спросить о другом…
- Да, я понял. Глава Исполнительной власти Габалы сыграл в успехе фестиваля не последнюю роль. Это очень грамотный, современный, образованный человек. И мы очень благодарны ему, а также главам ИВ Шеки и Гаха, где у нас в последние годы также проходят концерты в рамках Габалинского фестиваля. Вообще, я считаю, что от грамотного управления зависит очень многое.
Как я уже отметил, одной из важнейших задач нашего фестиваля – просветительство. И я думаю, нам это удается. Я уже наблюдаю, как люди стали с удовольствием посещать концерты итальянских исполнителей, слушая арии и даже оперу. А как им понравились певцы, исполняющие неаполитанские песни! А какой успех был у Кубинского джаза или у Фламенко! Зрителям настолько понравились эти музыканты, что они желают видеть их каждый год!
- Скажите, а как зарубежные участники фестиваля воспринимают наш мугам?
- Великолепно. Мугам, если можно так сказать, идет на ура, ведь это – еще и очень гибкий жанр. Его можно исполнять и с джазом, и с фламенко (там тоже есть горловое пение). К слову, Алим Гасымов ставил такой эксперимент, и весьма успешно.
- Музыка сближает…
- Безусловно. Вообще Габалинский международный музыкальный фестиваль лишний раз доказал необходимость того большого значения, которое придается в нашей стране мультикультуральным ценностям. Когда с одной сцены звучат произведения гениальных азербайджанских и мировых композиторов, осознаешь, чувствуешь, ощущаешь одновременно и величие человека и вселенной, и… мелочность и ненужность распрей и войн.
Этот музыкальный фестиваль – редкое музыкальное мероприятие, которое проходит и в зале камерной музыки, и под открытым небом, на необычной сцене при природной акустике среди высоких гор и густых лесов.
- А что еще, кроме уже сказанного, отличает тот, самый первый, фестиваль в Габале, от прошедшего восьмого и ожидаемого девятого?
- Сегодня стали тверже стоять на ногах, стали более уверенными. В первый год проведения фестиваля мы… осторожничали, боялись слишком больших расходов…
Тогда не было роскошного грандиозного зала, оборудованного по последнему слову техники… Да и, несмотря на наличие пятизвездочных отелей, сервис в них тогда все же был далеко не на высоте. Это и понятно: ведь весь персонал состоял из неопытных местных жителей.
Сейчас сервис просто поражает! У работников этой сферы появилась мотивация, поэтому они уже и на иностранных языках общаются, и поднаторели в главном: уровне оказываемых услуг.
Плюс они тоже наши благодарные слушатели.
- То есть, благодаря фестивалю, им удалось не только сделать себе карьеру, но и существенно повысить уровень образования, в том числе, классического музыкального.
- Можно сказать и так. И туристы, которые приезжают в Габалу в период проведения фестиваля, также становятся благодарными гостями и слушателями. За исключением лишь одной их части: почему-то туристы из арабских стран к музыке совершенно равнодушны… Даже на День мугама они не пришли! Впрочем, о вкусах, как говорится, не спорят.
- Фархад муаллим, в рамках фестиваля проводятся конкурсы пианистов. Престижно ли стать его победителем?
- Уверен, что да. Кроме того, победители получают достаточно неплохие денежные призы, плюс возможность профессиональной студийной записи собственного диска.
- Сколько длится подготовка программы следующего конкурса?
- В течение года. Работаем над ней я и Дмитрий Яблонский, он – очень хороший менеджер. Ведь организовать мероприятие такого уровня – весьма непросто. Порой, кстати, мы сами ездим на гастроли и там находим будущих участников.
Нужно понять, что рынок искусства – это такой же рынок, как и, скажем, нефтяной. Но в сфере бизнеса все четко и ясно, а в сфере искусства прибавляется огромная гамма эмоций, чувств, особых обстоятельств… Люди искусства весьма эмоциональны и порой даже капризны. Так что здесь приходится уметь не только договариваться, но и тонко чувствовать их.
- Я читала, что Габалинский фестиваль уже пользуется большой популярностью.
- Безусловно. Кроме чисто профессионального интереса, многие из участников получают огромное удовольствие от нашего гостеприимства. Многие, уезжая, говорят, что обязательно вернутся, если не на фестиваль, то уж точно в качестве туристов. И в этом тоже важное значение Габалинского фестиваля, в пропаганде Азербайджана как туристической страны.
- Говорю с Вами и понимаю, что Вас самого фестиваль очень сильно увлек, вдохновил.
- Конечно! Это – наше детище! Поэтому я каждый раз благодарю Фонд Гейдара Алиева за поддержку этого проекта. Ведь такая поддержка – это гарант того, что фестиваль будет продолжаться.
Кроме того, очень важно, что и бизнес-структуры поддерживают культурные мероприятия, тем самым развивая креативную индустрию. Так, в качестве спонсора фестиваля бессменно выступает GILAN holding, а также долгие годы было и Министерство культуры и туризма. Правда, в последние годы в связи с экономическим кризисом спонсором остался только GILAN, и их поддержка сейчас особенно важна. Кроме того, это лишний раз подтверждает тот факт, что сегодня частный бизнес в Азербайджане не только развивается, но и делает грамотные капиталовложения, способствующие развитию креативной экономики и страны в целом.
Кроме того, как ректор Бакинской музыкальной академии (БМА), считаю важным рассказать еще об одном проекте «I, Culture Orchestra», являющемся уникальной и инновационной инициативой польского Института Адама Мицкевича, реализуемом БМА в рамках программы «Восточное партнерство». Если говорить просто, то речь идет о программе, когда ребята из разных стран играют в одном оркестре. И это – прекрасно, потому что музыка сближает как ничто другое! Играя в одном оркестре, уже неважно, кто играет другую партию, какой он (она) национальности, главное: как звучат ваши души и инструменты, как они созвучны друг другу. Проект «I, Culture Orchestra» охватывает Азербайджан, Грузию, Беларусь, Молдову и Украину и работает особенно в направлении повышения профессионального уровня оркестровых исполнителей.
Благодаря этому проекту, наши ребята уже не раз побывали в Европе, что для студентов является прекрасной возможностью, которой мы когда-то были просто лишены. Начиная с 2011 года в рамках реализации международного проекта «I, Culture Orchestra» при поддержке польского Института Адама Мицкевича и Европейского Союза каждый год проводятся прослушивания и выбираются участники из числа молодых исполнителей БМА. В составе жюри - музыканты Лондонского симфонического оркестра, со стороны специалистов - делегация Института Адама Мицкевича и профессора БМА. Почти 40 студентов с кафедры духовых и струнных инструментов с большим интересом приняли участие в этом важном международном проекте.
В марте этого года мы ожидаем продолжения этого прекрасного проекта. Потому что он является очень важным, особенно для молодежи всего мира, так как лишний раз позволяет не только повысить их профессиональный уровень, но и подтверждает, что искусство – это единственное мирное «оружие», способное достичь мира гораздо быстрее.
- Фархад муаллим, а география участников Международного музыкального фестиваля в Габале расширяется год от года?
- Да, и мы планируем участие в следующем конкурсе музыкантов из самых разных стран - от США до Японии.
- Мы желаем Габалинскому музыкальному фестивалю дальнейших успехов, новых имен и еще большего мирового признания.
Статья подготовлена в рамках сотрудничества с Программой ЕС-Восточного Партнерства «Культура и Креативность» culturepartnership.eu.
www.facebook.com/culturepartnership
Натали Александрова