Трибуна ПАСЕ и «армянский хачкар»: о провальной миссии Саргсяна в Страсбурге
Лживым, лицемерным и насквозь прописанным фальшью – вполне в армянском духе получилось выступление армянского президента Сержа Саргсяна на январской сессии ПАСЕ 24 января в Страсбурге.
Громогласно заявления, которыми с трибуны ПАСЕ сотрясал воздух Саргсян, по сути, ничем новым не отличились. Все те же притворно-истеричные выпады, все те же пустые обвинения, все та же невнятно-скандальная риторика.
Вот, например, бесстыдно искажая факты, он говорит: «…Азербайджан развязал войну, цель которой была полным истреблением армянского населения Арцаха. В условиях недостатка справедливости и угрозы истребления у Арцаха не было иного выбора, кроме как обратиться к самозащите. Здесь также я был в первых рядах, и ни секунды не сожалею о сделанном в своё время выборе».
При этом Саргсян почему-то «скромно» умалчивает о своей, не самой последней, роли в жестокой массовой резне, который армяне учинили в отношении мирных жителей азербайджанского города Ходжалы, в чем он впоследствии цинично признался в интервью британскому журналисту Томасу де Ваалу.
Сегодня же, в ПАСЕ Саргсян лицемерно заявляет о необходимости урегулировать конфликт, препятствием к чему являются, по его словам, максималистские ожидания Азербайджана от исхода переговоров: «Если международное сообщество поможет Азербайджану избавиться от иллюзий и прийти в поле реальности, то, думаю, что за короткое время мы сможем достичь успеха».
Интересно, что армянский президент имеет в виду под «иллюзиями»? Справедливое стремление Азербайджана добиться восстановления своей территориальной целостности и его требования к уважению международного права, закрепленного в данном вопросе четырьмя резолюциями Совбеза ООН и множеством резолюций и решений авторитетных международных структур, требующих безотлагательного, полного и безоговорочного вывода армянских оккупационных сил с оккупированных азербайджанских территорий? Эти требования Баку как раз таки полностью соответствуют международному праву.
Что касается «иллюзий», то это выражение уместно упоминать, говоря о несбыточных надеждах Еревана всякими ухищрениями закрепить статус-кво и узаконить оккупацию азербайджанских земель.
«В апреле 2016 года агрессия Азербайджана, развязанная против Арцаха, сопровождалась вопиющими нарушениями международного гуманитарного права против мирного населения и военнопленных», - говорит Саргсян, «стыдливо» умалчивая о том, что боевые действия Азербайджанской армии стали контратакой в ответ на провокацию Армении.
«Вы хотите максимума, невозможного – вернуть Карабах в состав Азербайджана. К сожалению, в Азербайджане настолько развита ксенофобия, что вы уже открыто заявляете, что Карабах вам нужен без армян. Это невозможно. Этого никогда не будет. Суть борьбы народа Нагорного Карабаха предельно ясна – это борьба за свободу, за самоопределение. И такая борьба не может не иметь положительного исхода. Я в этом убежден», - говорит Саргсян.
Начнем с того, что Азербайджан неоднократно на самом высоком уровне заявлял о гарантиях обеспечения безопасности армянского населения Нагорного Карабаха, более того, осуществлении различных инвестиционных проектов - естественно, при условии полного освобождения всех оккупированных территорий.
Если в Азербайджане, как говорит Саргсян, «развита ксенофобия», то каким образом только в Баку, и только по официальной статистике, проживают 30 000 армян, не говоря уже о многочисленных представителях других национальностей? Может Саргсян сказать то же самое об Армении?
Не найдя что ответить на обвинение руководителя азербайджанской делегации в ПАСЕ Самеда Сеидова в том, что Саргсян являлся одним из организаторов геноцида в Ходжалы, армянский президент, увиливая от прямого ответа, снова пытается переложить все с больной головы на здоровую:
«Непосредственно сразу после этих печальных событий тогдашний президент Азербайджана Аяз Муталибов очень подробно и информировано изложил факты и четко указал, кто был организатором этой резни. Знаете, геноцид не является чем-то хорошим, пережить геноцид – не честь, это мучение. И считаю, что в Азербайджане наблюдается некая тенденция: обязательно иметь то же, что и армяне. Знаете, это непозволительно. Зачем вам называть геноцидом то, что им не являлось, и тем более не было совершено армянской стороной?»
Видимо, армянский руководитель имел в виду интервью экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова, в котором он, говоря о Ходжалинском геноциде и происходивших в тот период событиях, якобы заявил о причастности к трагическим событиям Народного фронта Азербайджана.
Впоследствии, в интервью 1news.az – это было еще в 2013 году - Аяз Муталибов опроверг инсинуации в свой адрес:
«Видимо последнее мое интервью, касательно Ходжалинского геноцида и событий, происходивших в тот период, достигло цели. Но вместе с тем, я не хотел бы привязывать свои интервью и заявления к каким-то политическим процессам, так как не занимаюсь политикой, и об этом неоднократно говорил.
Просто я осветил в этом интервью те события, свидетелем которых являлся. Я считаю, что они нужны для объективного написания истории, и не более того. И мне не понятно, почему некоторые люди заволновались в связи этим».
Касаясь вопроса о том, обвинял ли он в произошедшем - Ходжалинском геноциде и Народный фронт, А.Муталибов заявил, что он никогда не говорил об этом.
«Единственное, что я говорил - это то, что Народный фронт в тот период использовал общественное недовольство в связи с трагедией, настраивая массы против действующего правительства, и вынудил меня подать в отставку. И сам этот факт давал возможность армянам говорить об азербайджанском следе в организации Ходжалинского геноцида.
Я еще раз повторяю, что нигде не говорил, что партия НФА причастна к Ходжалинским событиям, просто она воспользовалась этим обстоятельством для ведения политической борьбы за власть».
Свое отношение к выступлению президента Армении в ПАСЕ выразил также глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев.
«Главная несправедливость или, как выражается руководство Армении, «дефицит справедливости» в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта– это, в первую очередь, оккупация суверенных территорий Азербайджана и этническая чистка, которой подверглись на оккупированных территориях более одного миллиона азербайджанцев, нарушение всех их фундаментальных прав», - сказал он.
Хикмет Гаджиев отметил, что при вступлении в Совет Европы Армения взяла на себя обязательства по урегулированию конфликта, однако все еще не выполнила их. При том, что Совет Европы ответственен за формирование единого правового пространства среди государств-членов, Aрмения, являющаяся членом Совета Европы, продолжает удерживать под оккупацией территории другого государства-члена – Азербайджана. Насильственное изменение признанных границ другого государства или попытка захвата его территорий неприемлемы.
«Хотелось бы надеяться, что руководство Совета Европы подняло перед руководством Армении эти вопросы, а также вопрос предусмотренных Европейской конвенцией по правам человека фундаментальных прав азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, которые нарушены.
Справедливая позиция Азербайджана по разрешению конфликта известна всей международной общественности, и эта позиция получает поддержку. Основу позиции Азербайджана составляют соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, нормы и принципы международного права, Хельсинкский заключительный акт. Aрмянская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджана вместе с азербайджанской общиной может воспользоваться правом самоопределения в пределах границ Азербайджана.
Для достижения продвижения в урегулировании конфликта в качестве составной части поэтапного процесса, в первую очередь, из районов, прилегающих к Нагорно-Карабахскому региону Азербайджана, должны быть выведены войска Армении, создана почва для последующих шагов. Это единственный возможный и реальный вариант урегулирования конфликта.
Тем самым должно быть обеспечено доверие Азербайджана как стороны, подвергшейся оккупации и агрессии. В августе 2017 года сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Ричард Хогланд вместе с другими сопредседателями объявил о поэтапных шагах, необходимых для урегулирования конфликта. На днях министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров выступил с заявлением о поэтапном урегулировании конфликта.
Утверждения Армении об урегулировании имеющего сложный характер армяно-азербайджанского конфликта одним документом – утопия и являются не чем иным, как предлогом для препятствования урегулированию конфликта», - подчеркнул он.
Хикмет Гаджиев напомнил, что обстрел Арменией в апреле 2016 года из тяжелого оружия гражданских лиц на линии соприкосновения войск вновь напомнил нам горечь Ходжалинского геноцида, в котором президент Армении участвовал лично. Контрнаступлением Вооруженных сил Азербайджана были предотвращены диверсии и атаки Армении против гражданских лиц.
Он также указал, что сумгайытские события 1988 года были организованы руководством СССР, Комитетом государственной безопасности СССР и КГБ Армянской ССР, что доказано следствием, проведенным Генеральной прокуратурой СССР и повторно принятым в производство Генеральной прокуратурой Азербайджана. Организатор и исполнитель сумгайытских событий – армянин по национальности Эдуард Григорян таинственным образом был освобожден из-под ареста в Армении. Руководству Армении прекрасно известно, где он в настоящее время находится под особым покровительством.
«Преступления, совершенные в Сумгайыте, и лица, являвшиеся участниками этих событий, в том числе азербайджанцы, наказаны по всей строгости закона. Однако на территории Армении и на оккупированных территориях Азербайджана не возбуждено ни одного уголовного дела в связи с преступлениями, совершенными против азербайджанцев, в том числе по Ходжалинскому геноциду, являющемуся преступным деянием против человечности.
Выступлением на Парламентской Ассамблее Совета Европы руководство Армении вновь предприняло попытку ввести международную общественность в заблуждение, отвлечь внимание от острых политических, экономических и социальных проблем, существующих в Армении.
Руководство Армении должно наконец понять, что чем быстрее будет решен конфликт, тем скорее население Армении сможет воспользоваться возможностями регионального сотрудничества», - подчеркнул Хикмет Гаджиев.
В своем выступлении Серж Саргсян коснулся также армяно-турецких отношений. При том, что Саргсян признает, что «Турция – это мощное государство, и потенциал Армении нельзя сравнить с ее потенциалом». Вместе с тем, подобно забияке Моське из басни Крылова он пытается дерзить: «Турция не может говорить с Арменией на языке предусловий. Мы не принимаем подобного отношения», потому как в протоколах, подписанных странами в 2009 году о нормализации дипломатических отношений, не было ни слова о предварительных условиях.
Странно, почему Саргсян до сих пор не желает признавать, что нормализация отношений между Турцией и Арменией невозможна в отрыве от процесса карабахского урегулирования.
«Протоколы все еще находятся на рассмотрении комиссии по внешним связям парламента Турции, для их утверждения необходимы соответствующая политическая атмосфера и мир на Южном Кавказе», - с таким четким и ясным заявлением не так давно выступил турецкий МИД, подчеркнув, что реализация турецко-армянских протоколов должна внести вклад в мир и стабильность на Южном Кавказе.
«В первую очередь необходимо наличие подвижек в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, который продолжается уже четверть века и ожидает решения в свете резолюций СБ ООН и в контексте территориальной целостности Азербайджана. Армения в любом случае должна прекратить оккупацию земель Азербайджана», - подчеркивается в заявлении МИД Турции.
Далее, отвечая на истерические выпады Армении на тему т.н. «геноцида армян», официальная Анкара подчеркивает:
«События 1915 года являются темой обсуждений в свете права на свободу слова, что нашло отражение и в решении Европейского суда по правам человека. Попытки предвзятых кругов навязать однобокое видение исторических событий и оказать международное давление не имеют под собой нравственных и правовых оснований и не вносят вклада в обеспечение мира и стабильности в нашем регионе. Турция ожидает, что Армения оставит в стороне спорные исторические темы и в первую очередь ответит за одно из преступлений против человечности, совершенное в недавнем прошлом, а именно — за резню в Ходжалы».
Теперь, затрагивая тему Цюрихских протоколов, Саргсян в свойственной ему изворотливой манере пытается восстановить против Турции мировое сообщество, жалуясь на то, что Анкара «отказалась от ратификации протоколов и умышленно завела весь процесс в тупик».
Сложившаяся в данном вопросе ситуация позволяет предполагать, что перспективы турецко-армянской нормализации все еще покрыты густым туманом неопределенности, который может рассеяться исключительно при условии отказа Армени от деструктивной позиции в вопросе карабахского урегулирования и от необоснованных претензий к Турции.
Поскольку требования Баку и Анкары полностью соответствуют международному праву, все «громкие» заявления президента Армении с международных трибун – не более чем переливание из пустого в порожнее - больше рассчитаны на внутреннюю аудиторию, которой жить в стране становится все хуже, и которая доверяет ему все меньше.
В такой тупиковой ситуации единственным путем для выхода Армении из экономического и демографического кризиса является установление нормальных отношений с Азербайджаном и Турцией.
Что для этого нужно сделать - Саргсян прекрасно знает.
P.S. Не совсем по теме, но хотелось бы затронуть еще одну широко разрекламированную в Армении деталь визита Саргсяна во Францию.
24 января президент Армении присутствовал на церемонии открытия в Страсбурге хачкара (крест-камня) – подарка Совету Европы. Армянский подарок - копия хачкара 17-го века установлен непосредственно перед зданием СЕ. Вместе с Саргсяном хачкар открыл генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд.
Мы не имеем намерений вмешиваться в чужие дела, просто на месте руководителей СЕ поостереглись бы принимать столь неоднозначный подарок, ибо (если переиначить известный фразеологизм) «бойся армян, дары приносящих». Того и гляди, пару десятилетий спустя армяне на каждом углу будут кричать о том, что Страсбург – это «древняя армянская земля».
1news.az
Текст: Ф.Багирова