Мнение экспертов: что будет с манатом?
Азербайджан осуществляет торговые операции со 146 странами мира, причем РФ, Турция и США входят в ТОП-5 стран, продукцию которых Азербайджан импортирует. Россия также входит в десятку стран, связанных с Азербайджаном активными экспортными операциями.
С начала апреля 2018 года в РФ и Турции курс доллара США к рублю и лире, соответственно, значительно вырос, и такая волатильность создала определенный информационный ажиотаж и в Азербайджане.
Неизвестно откуда появились слухи о якобы грядущем падении курса маната, масла в огонь подлили и публикации в ряде СМИ на эту тему.
На днях в беседе с журналистами главный исполнительный директор Палаты по надзору за финансовыми рынками (ПНФР) Ибрагим Алышов сообщил о проведенных ПНФР (финансовый регулятор) исследованиях, которые подтвердили отсутствие проблем с наличной валютой в азербайджанских банках и их обменных пунктах.
По данным ПНФР, Центральный банк Азербайджана своевременно обеспечивает банки валютой, поэтому причин для паники нет.
ЦБА, имеющий валютные резервы, с 12 января 2017 года регулярно (дважды в неделю) проводит валютные аукционы с участием Государственного нефтяного фонда страны (ГНФАР - аккумулирует валюту от реализации международных нефтегазовых контрактов Азербайджана). Эти торги проходят в форме односторонней продажи валюты банкам в конкурентных условиях, заказы обеспечиваются от верхней цены к нижней и перебоев в удовлетворении спроса не наблюдается.
В настоящее время валютные резервы Азербайджана превышают $44 млрд, а до конца года, при условии стабильно высоких мировых цен на нефть, объем валютных резервов может достичь $50 млрд.
Госбюджет и бюджет ГНФАР на 2018 год были рассчитаны, исходя из цены на нефть $45 за баррель, но в реальности цена на нефть в текущем году составляет в среднем около $70.
«Нефтяные доходы Азербайджана помогают развитию ненефтяного сектора, диверсификации экономики, в которой наблюдаются позитивные тенденции. Так, инфляция по итогам первого квартала составляет 4%, отмечено положительное сальдо внешнеторгового баланса», - сказал И.Алышов.
Он подчеркнул, что в 2018 году Азербайджан впервые вошел в ТОП-100 финансовых центров мира по глобальному финансовому индексу, что является очередным подтверждением уверенности в его стабильности.
Ранее глава ЦБА Эльман Рустамов также отверг возможность резкого падения обменного курса маната.
«По сравнению с соответствующим прошлогодним периодом цена нефти повысилась на 25-30%, вырос ненефтяной экспорт, в страну поступает валюта по линии туристического сектора. Все эти факторы указывают на то, что о девальвации маната не может быть и речи. Что касается валют наших основных торговых партнеров, то они могут вызвать волатильность лишь на уровне 0,2-0,3%. Это незначительный показатель. Ситуация в этих странах скоро стабилизируется. В сам же Азербайджан поступает достаточно валюты, и мы готовы погасить любой спрос на наличность», - заявил Эльман Рустамов.
Положительное торговое сальдо Азербайджана в январе-марте 2018 года составило $1,16 млрд.
За январь-февраль текущего года иностранные туристы потратили в Азербайджане почти $191 млн (рост на 20% к январю-февралю 2017 года).
По мнению экспертов, за опасениями некоторых граждан Азербайджана стоят их воспоминания о девальвации маната в феврале и декабре 2015 года из-за резкого снижения мировых цен на нефть, закрытии ряда слабых банков, проблемах с кредитами, сокращении государственных инвестиций.
Однако в настоящее время как само правительство Азербайджана, так и международные рейтинговые агентства и финансовые институты в один голос заявляют об уверенном, хотя и постепенном, экономическом росте страны.
Так, международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings считает, что «Азербайджан прошел дно циклического спада, вызванного резким падением цен на нефть в 2014 году».
По ожиданиям этого авторитетного агентства, в ближайшие годы экономическая динамика в стране улучшится, средний рост ВВП до 2021 года будет 3,3% при поддержке постепенного восстановления потребления и осторожного роста кредитования.
Эксперты Moody’s отмечают уверенность в стабильности обменного курса маната, что снижает инфляционные ожидания. По оценкам этого рейтингового агентства, профицит платежного баланса Азербайджана по итогам 2018 года составит 2,3% ВВП против 1,7% ВВП в 2017 году, а в 2019 году – вырастет до 3,8% ВВП.
Международное рейтинговое агентство Fitch в феврале 2018 года сообщало, что в результате постепенного роста цен на нефть, а также жесткой монетарной и фискальной политики, курс маната по отношению к доллару США держится на уровне 1,7 маната, что в свою очередь привело к снижению инфляционного влияния.
По мнению экспертов Fitch, курс маната в ближайшие 2 года вряд ли изменится.
«Наблюдается снижение давления на качество активов банков, вызванного рецессиями и девальвацией маната… С апреля 2017 года курс азербайджанского маната по отношению к доллару держится на уровне 1,7 AZN/USD. Стабильность национальной валюты поддерживают восстанавливающиеся показатели экономического роста, доверие населения к манату, растущий экспорт и другие факторы», - отмечало Fitch.
На рост доверия к манату указывают и данные ЦБА, согласно которым объем вкладов в национальной валюте в банках страны к весне 2018 года составил около 2,94 млрд манатов, что вдвое больше показателя годичной давности.
При этом удельный вес манатных вкладов (около 40%) достиг максимума с февраля 2015 года, когда произошла первая девальвация национальной валюты, то есть доверие населения к манату достигло трехлетнего максимума.
Эксперты в беседе с 1news.az указывали, что за искусственным валютным ажиотажем могут стоять и некоторые нечистоплотные предприниматели, которые хотят «нагреть руки».
«В стране нет проблем с валютной наличностью, что доказали аукционы Центрального банка (ЦБА), на которых удовлетворяется спрос банков на инвалюту. Стабильной ситуации с валютой в Азербайджане способствуют и высокие мировые цены на нефть с учетом того, что страна активно экспортирует углеводороды», - сказал эксперт-экономист Фуад Ализаде.
Другой независимый аналитик Самир Алиев указал на то, что уже второй год подряд отмечается снижение оттока капитала из Азербайджана, что зиждется на росте доверия к манату.
«ЦБА не хочет сильного укрепления маната [по причине развития экспорта], но и не допустит его девальвации, т.к. девальвация экономически не выгодна, а скорее, может поставить под угрозу наши банки, чего ЦБА и правительство не могут допустить», - сказал 1news.az этот эксперт, добавив, что до конца года курс может остаться на уровне 1,70-1,72 AZN/USD.
Депутат Азер Бадамов отметил, что международные санкции, применяемые к России, привели к удешевлению рубля на 12%, но этот процесс удалось приостановить.
«Процессы в РФ не могут повлиять на курс маната. Азербайджан - независимая страна и управляется на основе собственных экономических законов. В стране развит ненефтяной сектор, продукция которого успешно экспортируется, причем не только в РФ. Азербайджан открывает для себя новые рынки. Думаю, что удешевления маната не произойдет», - сказал депутат.
Лада Евграшина