Фикрет Садыхов: «Уход Саргсяна напугал марионеточный режим Бако Саакяна» | 1news.az | Новости
Точка зрения

Фикрет Садыхов: «Уход Саргсяна напугал марионеточный режим Бако Саакяна»

13:35 - 25 / 04 / 2018
Фикрет Садыхов: «Уход Саргсяна напугал марионеточный режим Бако Саакяна»

Отставка Сержа Саргсяна с поста премьер-министра Армении избавила армянский народ от многолетней диктатуры кровавого карабахского клана, вместе с тем актуализировав ряд вопросов дальнейшего развития политической ситуации в этой стране.

Крайне важное значение в этом плане представляет вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В частности, большой интерес представляет факт состоявшихся вслед за отставкой Саргсяна переговоров главы сепаратистского режима Нагорного Карабаха Бако Саакяна с экс-президентами Армении Робертом Кочаряном и Левоном Тер-Петросяном. По данным армянских СМИ, согласно официальному сообщению, единственной темой беседы было обсуждение путей мирного выхода из «сложившейся взрывоопасной ситуации».

Мы попросили известного азербайджанского политолога, профессора Западного университета Фикрета Садыхова поделиться мнением по текущей и ожидаемой политической обстановке в Армении.

- Как вы считаете, что еще, помимо «сложившейся взрывоопасной ситуации», Бако Саакян мог обсуждать с бывшими президентами Армении?

- Я думаю, что на фоне происходящих в Армении событий руководители сепаратистского режима Нагорного Карабаха сильно напуганы. Они понимают, что наступил конец карабахскому клану, который на протяжении многих последних лет правил в Армении и активно поддерживал их режим. Конечно, это для них – серьезная тревога, серьезный негативный импульс, и обеспокоенный последними событиями Бако Саакян, видимо,  решил сразу же заручиться поддержкой, выяснить ситуацию, проанализировать возможные выходы из этого положения и будущие варианты развития ситуации в самой Армении. Ну, и естественно, два экс-президента – наиболее удачные фигуры для такого зондирования ситуации. Я считаю, что это очень важный аспект.

С другой стороны, здесь подход – чисто рационально-прагматичный, слишком практический. То есть, он как бы ведет переговоры с более демократичным экс-президентом Тер-Петросяном и одновременно с представителем карабахского клана Робертом Кочаряном, которые, в общем-то, являются представителями двух политических полюсов. И он, на всякий случай, хочет заручиться поддержкой того или иного политического лагеря для того, чтобы усидеть в своем кресле и продолжать курс, который в свое время способствовал появлению на политической арене таких как Роберт Кочарян и Серж Саргсян.

Вот это первое, что приходит на ум и является серьезным ключевым показателем для сепаратистов в Карабахе. Я думаю, что в любом случае, маневрируя между двумя этими политическими лагерями, Саакян хочет заручиться поддержкой в случае удержания власти тем или иным кланом.

Хотя, в принципе, Кочарян – это уже битая фигура. Он тоже представитель карабахского клана, и думаю, тоже вместе с Саргсяном уйдет в небытие.

Сейчас на поверхность выходит новое поколение людей, новые политические силы. Это Пашинян, его сторонники, это те, кто хочет положить конец безраздельно властвовавшему карабахскому клану, вывести страну из сложной ситуации, и попытаться вытащить ее из изоляции.

- Не кажется ли вам, что решение проблем армянского общества, в том числе и карабахское урегулирование, состоит не только в отставке Саргсяна, но и в необходимости переформатирования всей построенной им системы? Сумеет ли новая власть это сделать?

- Конечно, проявляя недовольство и негативное отношение к карабахскому клану, который завел Армению в тупик и изолировал от всех региональных проектов, практически обескровил, превратив в одну из отсталых стран третьего мира, в государство самого низкого пошиба – новая власть, естественно, будет пытаться вывести страну из этой ситуации.

Она будет делать все необходимое для того, чтобы появился какой-то экономический рост, повысилось социальное благосостояние людей и, естественно, найти какие-то выходы во внешнеполитических шагах с соседними государствами, прежде всего, с Азербайджаном.

Но здесь есть один очень важный нюанс. Нам нельзя впадать в иллюзии и думать, что приход нового поколения, таких, например, как Пашинян и его сторонники, резко и радикально изменит ситуацию в Армении, в частности, во взаимоотношениях с Азербайджаном, что сменится курс в связи с карабахской проблемой. Не думаю, что начнутся радикальные шаги в этом направлении. Потому что и демократические, и радикальные, и другие силы, существующие сегодня в Армении, сплочены вокруг одной «стратегической» цели, изложенной в их программных документах. Это создание «великой Армении от моря до моря» - за счет территорий других государств.

Единственное, что на этом фоне может сдвинуть ситуацию в позитивном ключе – это то, что новые силы должны понять, что подъема экономики, улучшения социального положения армянских граждан и выхода из изоляции не может быть без уступок в карабахском вопросе. Надо, чтобы они это поняли.

Если они хотят прозябать, как и прежде, независимо от того, кто будет у власти, то они будут продолжать вести этот курс. Но если они все же осознают, что необходимо оживление, какой-то позитивный импульс, и надо что-то делать, чтобы вывести страну из ситуации, в которой она оказалась, то они должны пойти на тактические уступки. И если эти уступки будут связаны с компромиссом в сторону Азербайджана, то нам, конечно же, надо уже активизироваться в этом плане – то есть, нашей дипломатической службе  наступательно и в то же время очень гибко, продолжить курс на полное освобождение захваченных Арменией территорий и действовать в рамках принципов, принятых в Мадриде, Казани, в Швейцарии и т.д.

То есть, правовая база уже существует, - необходим только импульс здравомыслия армянской стороны. Если это здравомыслие новая армянская власть, новые силы продемонстрируют, то, конечно же, за нами дело не станет. Азербайджан всегда заявлял о готовности пойти навстречу, учесть какие-то компромиссные шаги со стороны своего противника – главное, чтобы они имели реальный контекст и были бы не ложными и демонстративными, а серьезными, конструктивными и предметными.

- Как вы думаете, какой будет дальнейшая Сержа Саргсяна, будет ли он призван к ответу за свои преступления?

- Как показывает практика последних лет, очень сложно загадывать на много лет вперед. Есть политики, которые уходят в небытие, а потом вдруг неожиданно снова появляются на политической сцене. Но тот факт, что Саргсян был замешан в серьезных коррупционных делах, практически довел страну до нищенского состояния, что из Армении в последние годы эмигрировало полмиллиона человек населения – он, конечно же, должен за это ответить.

То, что Саргсян не разогнал демонстрантов - хотя там и применялось насилие - силой оружия, не ввел чрезвычайного положения, еще не оправдывает его как политика. У него и так руки по локоть в крови. Он и так уже замешан в очень серьезных и коррупционных, и других преступлениях. И я думаю, что список обвинений, который  будет ему предъявлен, будет достаточно объемным.

Это сейчас ему удалось спокойно договориться в надежде на то, что не пролив «большую кровь» он сможет сохранить свой статус-кво, остаться лидером партии и т.д. Но его ближайшее будущее незавидно, считаю, что новые власти предъявят ему серьезный счет, и оправдаться ему будет очень сложно.

- А почему, как вы думаете, Саргсян не применил оружие, как он сделал это в 2008 году?

- Да, действительно Саргсян по своей натуре – боевик, на его руках много крови азербайджанцев. Но после того как он стал политиком, он хочет себя позиционировать как государственного деятеля «в белых перчатках». Это одна сторона вопроса.

С другой стороны, и я думаю, что это основная причина – он и его сторонники все-таки осознали, что столкнулись с неповиновением массовым. Сопротивлением десятков тысяч людей, которые вышли на площади и предъявили ему серьезные обвинения. Он понял, что в этой ситуации, даже введя чрезвычайное положение, даже пролив кровь и изолировав лидеров этого движения, он не добьется никаких результатов.

И собственно говоря, попытки-то были – они же арестовали Пашиняна и его сподвижников, продержав их два дня в следственном изоляторе. Но поняли, что тем самым создали себе новые проблемы, и что это не поможет решению проблемы.

Поэтому я думаю, что Саргсян не пошел на это, не потому что такой «демократичный, белый и пушистый», а понимая, что пролив кровь, он не добьется никаких результатов. Народ всецело встал против него. И он, кстати, в этом признался.

- Это когда он сказал: «Я ошибся»…

- Именно. Хотя это и было демонстративное признание, рассчитанное, наверное, на то, что он будет прощен за свою прошлую деятельность. Но в любом случае, это конечно, вряд ли ему поможет. Как же - до вчерашнего дня он уверен в своей правоте, и вдруг на следующий день заявляет, что был неправ. Реально трезво мыслящие политики себя так не ведут. Он же не в «карточные домики» играет, и не в песочнице в детском саду. Серьезный политик должен занимать одну четкую позицию.

И все же посмотрите: даже уходя и говоря, что ошибся и что Пашинян был прав, Саргсян опять-таки неискренен. Он опять играет, опять маневрирует, пытается сохранить лицо, сохранить власть своих сторонников, но это выглядит очень примитивно и неубедительно.

- Как вы считаете, было ли в протестах в Армении влияние внешних сил?

- На сегодняшний день такой реальной внешней силы пока не просматривается. Хотя исключать это полностью тоже нельзя. Мне кажется, Пашинян все же был воодушевлен какой-то поддержкой.

Во всяком случае, на поверхности лежат два-три факта, свидетельствующие о поддержке - по крайней мере, молчаливой. Москва заявила, что не будет вмешиваться во внутренние дела, а Госдеп США призвал к сдержанности со стороны полиции. Думаю, сами по себе эти факторы тоже сыграли против Саргсяна и в поддержку протестного движения.

А то, в такой степени внешние силы поддерживали Пашиняна, и поддерживали ли вообще, думаю, покажет ближайшее будущее, те ориентиры, которые изберет будущая власть во внешней политике. Потому что в таком «пылающем состоянии», когда все еще очень горячо, определить этот фактор очень сложно. Здесь еще какое-то время надо будет понаблюдать. Пока реальных сил не просматривается, но без такой внешней поддержки вряд ли Пашинян при всем своем радикализме и крайних взглядах мог так спокойно выступать против существующей власти.

Беседовала Ф.Багирова

Поделиться:
5152

Последние новости

Все новости

1news TV