Фикрет Садыхов: Попытки создать из решения Трампа по Иерусалиму прецедент для Карабаха – это бред и абсурд
В конце прошлой недели группа депутатов из всех представленных в армянском парламенте фракций отправилась в Карабах.
Армянские издания таинственно намекают, что главная интрига депутатской поездки состоит в подписании с сепаратистским режимом некоей «декларации о мире», хотя непонятно, что этот загадочный документ предполагает и о каком «мире» здесь может идти речь.
На этот и другие вопросы мы попросили ответить азербайджанского политолога, профессора Западного университета Фикрета Садыхова.
- Дело в том, что когда начались события в Ереване, когда поднялась волна протестов во главе с Николом Пашиняном, глава карабахских сепаратистов Бако Саакян испугался.
Он явно перетрусил и срочно прибыл в Ереван, где встречался и с Тер-Петросяном и с Кочаряном. Все потому, что Саакян был очень обеспокоен, он не понимал, что происходит и как это может отразиться на ситуации в Нагорном Карабахе.
Видимо, вот этот испуг, страх и повлиял на его дальнейшее поведение, и он решил заручиться поддержкой представителей политических сил Армении с тем, чтобы понять, что там происходит и как ему быть дальше вообще. Он же практически ведомый, он не сам по себе – это понятно.
И вот, я думаю, что вслед за этим позже представители [парламентских] партий поехали к нему, чтобы заверить в том, что они и впредь будут оказывать ему всестороннюю поддержку – независимо от того, какая пария придет к власти. Я это понимаю так.
Более того, не будем забывать и о том, что сам Пашинян неоднократно делал достаточно противоречивые заявления – о том, что надо выходить из ОДКБ, или покончить с ЕврАзЭС, что у Армении должна быть своя собственная политическая линия и т.д. Правда, потом он дезавуировал, отказался от своих слов, но все они были уже зафиксированы и опубликованы в СМИ.
Думаю, что все это, конечно же, обеспокоило Бако Саакяна, и ему, видимо, понадобился такой визит, чтобы удостовериться в том, что курс на поддержку сепаратистского режима будет неизменен. Но в какой степени он будет неизменен, мы пока не знаем.
Потому что мы пока не знаем, каковы будут внешнеполитические приоритеты Пашиняна. Если волна народного недовольства, протестов поднялась в связи со сложной социально-экономической ситуацией - с непрекращающейся миграцией населения, с тем, что страна находится под властью олигархов и «карабахский клан», контролирующий практически все сферы экономики, загнал Армению в тупик – понятно, что из этой ситуации надо выходить. А как выходить, если страна в изоляции, если она находится в состоянии войны с Азербайджаном и если закрыты границы с Турцией?
Вот если Пашинян будет продолжать этот курс Саргсяна, он столкнется с теми же проблемами.
То есть, получается, что те, кто выходил на улицы, абсолютно никакого просвета не увидят и дальше. Думаю, поэтому некоторые силы, некоторые политики понимают, что могут столкнуться с определенными неординарными шагами Пашиняна, и здесь обеспокоена не только политическая олигархия и плутократия в Армении, но и сепаратистский режим в Нагорном Карабахе.
- Армянская пресса сегодня намекает на то, что решение Трампа по Иерусалиму - якобы на основе «сложившихся реалий» - может стать прецедентом к признанию независимости Нагорного Карабаха…
- Начнем с того, что пока, то есть, конкретно на сегодняшний день, в Армении еще ничего не изменилось. Что будет в ближайшее время – покажет будущее.
А сравнивать решение Трампа по переносу в Иерусалим американского посольства в Израиле с возможностью признания Нагорного Карабаха как независимого государственного образования – это полный бред.
Потому что американская администрация абсолютно не меняет своих приоритетов в вопросах Ближнего Востока и Израиля. США поддерживали Израиль на протяжении многих десятилетий и, по сути, перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим совсем не говорит о коренных изменениях политики Соединенных Штатов в отношении Израиля. Поскольку сам Израиль давно перенес свою столицу в Иерусалим, и многие израильские министерства действуют уже там.
Понятно, что это в принципе противоречит нормам международного права – вот так рубить с плеча и совершать подобные шаги, конечно, лишь будоражит Ближний Восток и, в первую очередь, палестинское население.
Но это вовсе не означает, что ведущие государства согласны будут признать Нагорный Карабах как государственное образование. Это, как говорят в Одессе, – две большие разницы.
Территориальную целостность Азербайджана признают все государства, кроме, разве что, Армении. Есть масса резолюций, решений и заявлений, требующих восстановления территориальной целостности Азербайджана.
Существует Минская группа ОБСЕ, проводящая, хотя и бесцельные и бесплодные, но все же переговоры, цель которых – сблизить позиции Азербайджана и Армении. И это вовсе не означает, что кто–то готов признать Нагорный Карабах в качестве независимого государства.
То есть, масса факторов и нюансов, которые свидетельствуют о том, что эти сравнения совершенно несопоставимы, и никто признавать независимость Нагорного Карабаха ни сейчас, ни в ближайшей или отдаленной перспективе признавать не собирается.
- То же решение Трампа было отвергнуто в ООН подавляющим большинством государств.
- Совершенно верно. Более того, мы помним, как против этого решения выступило большинство стран-членов ООН, даже ближайшие союзники и партнеры США в Европе, как его осудили другие ведущие международные организации, в том числе Организация исламского сотрудничества. И все это правильно, потому что этот шаг только усугубляет и обостряет ситуацию на Ближнем Востоке.
И опять-таки, сравнивать ту ситуацию с Карабахом – это полный абсурд. Те, кто это делает, просто пытаются выдать желаемое за действительное.
- И попытки армян создать из этого прецедент обречены на провал…
- Безусловно. Какой здесь может быть прецедент?
К слову, даже сама Армения не признает Нагорный Карабах самостоятельной государственной единицей, потому что понимает, что в противном случае, во-первых, переговоры с Азербайджаном бессмысленны.
Во-вторых, она обострит свои взаимоотношения с ведущими странами, и в первую очередь, с Россией, которая ей этого не позволит.
И, в-третьих, в этой ситуации Армения окажется в подавляющем меньшинстве, и просто станет изгоем, еще больше усилив свою изоляцию в регионе.
Беседовала: Ф.Багирова