«В одностороннем  порядке»: Как повлияет на Азербайджан разрыв США ядерной сделки с Ираном | 1news.az | Новости
Точка зрения

«В одностороннем  порядке»: Как повлияет на Азербайджан разрыв США ядерной сделки с Ираном

13:40 - 10 / 05 / 2018
«В одностороннем  порядке»: Как повлияет на Азербайджан разрыв США ядерной сделки с Ираном

Президент США снова всполошил мир своим неоднозначным решением – вчера Дональд Трамп заявил о разрыве ядерной сделки с Ираном, возвращении ранее замороженных экономических санкций в его отношении, пообещав к тому же их «максимального ужесточения».

По его мнению, это помешает Ирану обзавестись ядерным оружием, поскольку международное соглашение является «фикцией» и не мешает «иранскому режиму» наращивать вооружение, развивать ядерную программу и «поддерживать терроризм».

Исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома – так называемого Совместного всеобъемлющего  плана действий (СВПД), Иран и «шестерка» международных посредников: США, Великобритания, Россия, Китай, Франция, Германия, достигли еще в 2015 году.

Согласно этому соглашению, Иран прекратил разработки по своей ракетно-ядерной программе в обмен на снятие международных экономических и финансовых санкций.

«А Трамп – против»

Но американский президент не сомневается в том, что на самом деле «ядерная сделка» позволила Ирану продолжать обогащать уран и в конечном итоге достичь ядерного прорыва.

«Теперь мы имеем убедительное подтверждение, что это заверение Ирана (что он не разрабатывал ядерное оружие) было ложью», - сказал Трамп, выступая 8 мая в Белом доме.

В свою «бочку дёгтя» Трамп все же милостиво добавил «ложку мёда», заверив граждан Ирана в том, что меры США не направлены против них, а только против «режима».

«Народ Америки с вами», - твердо заявил Трамп.

Стоит отметить, что еще до своего избрания президентом Трамп жестко критиковал соглашение, называя его «худшей сделкой» и грозя, что выведет из нее США, если соглашение не удастся «исправить».

Американский Минфин уже опубликовал разъяснительную записку о том, какие конкретно санкции будут восстановлены и в какие сроки.

Так, через 90 дней, среди прочего, будут:

- Запрещены закупки американских долларов правительством Ирана

- Введены санкции на международную торговлю Ираном золотом и драгоценными металлами

- Запрещены прямые и непрямые поставки в Иран графита, обработанных и сырых металлов, таких как алюминий и сталь, а также программное обеспечение для промышленности

- Введен запрет на крупные сделки купли-продажи иранского риала, а также хранение крупных сумм, деноминированных в риалах, за пределами страны

- Введен запрет на покупки или содействие в эмиссии суверенного долга Ирана

- Возобновлены санкции на автомобильную промышленность Ирана

Кроме того, после 90-дневного периода США запретят:

- Импорт в США иранских ковров и сельскохозяйственной продукции

- Любую деятельность, связанную с экспортом или реэкспортом в Иран гражданских пассажирских самолетов и их запчастей

После 180-дневнего периода, истекающего 4 ноября 2018 года, США возобновят следующие санкции:

- Санкции на операторов иранских портов, а также судоходство и судостроение этой страны

- Санкции на торговлю нефтью и нефтепродуктами

Кроме того, не позже 5 ноября 2018 года США вновь наложат персональные санкции на лиц, которые находились в санкционных списках правительства США к 16 января 2016 года.

«А нам все равно»

Ответ Тегерана не замедлил себя ждать. Президент Хасан Роухани в телеобращении к нации заявил, что рад выходу США из ядерной сделки, попутно назвав Соединенные Штаты проблемным партнером и страной, не соблюдающей своих обязательств.

«Иран - страна, соблюдающая обязательства. США - страна, которая никогда не соблюдает своих обязательств. Я рад, что проблемный партнер покинул СВПД», - сказал он.

Роухани напомнил, что ядерная сделка была не договором между Ираном и США, а международным соглашением, одобренным Советом Безопасности, «и США не должны были выходить из нее».

Он заявил, что Тегеран продолжит работу по атомной сделке в рамках СВПД со своими союзниками: «Теперь СВПД осуществляется между Ираном и пятью государствами».

«Иран отныне и впредь будет пристально следить за тем, как пять других государств будут относиться к СВПД. Если он поймет, что его интересы в рамках соглашения не учтены, то будут приняты новые решения. Если соглашение так и останется на бумаге, и не будет гарантировать наши интересы, то у нас будет четкий путь, и мы готовы к любым обстоятельствам», - сказал иранский президент.

Роухани сказал, что уже поручил министру иностранных дел провести в ближайшие недели с европейскими странами, а также с Китаем и Россией переговоры по дальнейшему соблюдению условий сделки по атому, в заключение заверив, что на текущий момент иранскому народу «не о чем беспокоиться».

Походя, в парламенте Ирана после заявления Трамп о выходе из ядерной сделки была организована показательная акция - депутаты сожгли бумажный американский флаг.

Сжигая флаг, они выкрикивали «Смерть Америке!» - к слову, этот лозунг довольно часто можно услышать в Иране, причем не только в стенах его парламента.

«Единая Европа»

Что касается позиции других сторон соглашения по иранскому атому, то лидеры Великобритании, Германии и Франции выразили приверженность документу и отметили, что оно является важным для сохранения общей безопасности.

«Вместе мы подчеркиваем нашу сохраняющуюся приверженность Совместному всеобъемлющему плану действий. Это соглашение остается важным для нашей общей безопасности. Мы призываем все стороны оставаться приверженными его полной имплементации и действовать ответственно», - говорится в совместном заявлении Терезы Мэй, Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона.

Они призвали США воздержаться от мер, препятствующих выполнению сделки по иранскому атому другими сторонами.

«Мы призываем США гарантировать, чтобы положения Совместного всеобъемлющего плана действий могли оставаться без изменений, и избегать принятия мер, препятствующих его полному выполнению всеми другими сторонами соглашения», - подчеркивается в заявлении.

Отдельно  президент Франции заявил, что Париж, Берлин и Лондон сожалеют о решении Дональда Трампа выйти из иранской ядерной сделки.

«Франция, Германия и Соединенное Королевство сожалеют о решении президента США Дональда Трампа выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий. Международный режим нераспространения ядерного оружия поставлен под угрозу», - написал Макрон в своем Twitter.

По его словам, Франция со своими союзниками «будет вести коллективную работу над более широкими рамками (договора с Ираном), охватывающими ядерную деятельность на период после 2025 года»

Глава дипмиссии Евросоюза Федерика Могерини также с сожалением восприняла новость о выходе США из иранской ядерной сделки, отметив, что, несмотря на этот шаг Вашингтона, ЕС останется приверженным  СВПД и продолжит работать над тем, чтобы Тегеран не развивал ядерное оружие.

«Пока Иран будет выполнять свои обязательства в рамках соглашения, как он это делает до сих пор, ЕС останется приверженным полной реализации ядерного соглашения», - сказала Могерини.

«В узких интересах»

Ошибочным назвал решение Трампа и Барак Обама, при администрации которого была подписана «ядерная сделка».

Обама считает, что в условиях, когда США для решения проблемы с Северной Кореей делают ставку на дипломатию, отказ от СВПД ставит под угрозу соглашение, которое обеспечило достижение тех же целей с Ираном.

«Именно поэтому нынешнее заявление президента Трампа столь ошибочно», - подчеркнул Обама.

По его убеждению, США без СВПД в конечном итоге рискуют остаться проигравшими в выборе между ядерным оружием в руках Ирана и войной на Ближнем Востоке».

Москва глубоко разочарована решением Дональда Трампа – так на выход США из ядерной сделки отреагировал российский МИД.

«Крайне обеспокоены, что США в очередной раз действуют вопреки мнению большинства государств и исключительно в собственных узкокорыстных и конъюнктурных интересах, грубо попирая нормы международного права», - говорится в заявлении.

«Объявленные 8 мая решения - это новое подтверждение недоговороспособности Вашингтона. Они также демонстрируют, что американские претензии к абсолютно законной ядерной деятельности Ирана являются лишь ширмой для сведения с ним политических счетов», - считает российский МИД и добавляет, что Россия намерена и далее сотрудничать с Ираном.

И, наконец, Китай устами официального представителя МИД Гэн Шуана заявил, что  сожалеет в связи с решением Дональда Трампа выйти из соглашения по иранской ядерной программе.

В ходе брифинга Гэн Шуан заявил, что Китай и далее будет выступать за полное выполнение Совместного всеобъемлющего соглашения по ядерной программе Ирана.

«Китайская сторона, придерживаясь объективного и ответственного подхода, будет поддерживать диалог со всеми сторонами, продолжит защищать и выполнять всеобъемлющее соглашение по ядерной программе Ирана», - сказал он.

Взгляд из Баку

Безусловно, решение Трампа имеет как внешнеполитическое, так и внешнеэкономическое значение, грозя, по мнению аналитиков, непредсказуемыми последствиями для всего Ближнего Востока – хотя и не близкого, но и не столь далекого к нашему региону.

Но гораздо больший интерес вызывает его возможное влияние для соседнего с Ираном региона, в частности, для Азербайджана – как с политической, так и экономической точек зрения. Выразить отношение к этому вопросу мы попросили известных представителей экспертного сообщества Азербайджана.

Депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков считает, что непосредственного воздействия на Азербайджан разрыв США ядерной сделки с Ираном не окажет.

- Начнем с того, что, во-первых, партнеры Соединенных  Штатов очень жестко предупредили о недопустимости того чтобы США свои санкции распространяли на компании неамериканские, на другие государства. То есть, своим можешь запрещать что хочешь, но вводить те же запреты, скажем, на французские, британские или немецкие компании, они сочли неприемлемым.

То есть, если, допустим, США запретят любые долларовые транзакции  в отношении Ирана, это не означает того, что транзакции  в евро, иенах или юанях тоже будут запрещены. Это значит, что санкции не будут тотальными – такими как раньше.

И второе, наш уровень экономического взаимодействия с Ираном, не только для иранской стороны, но и для нас самих не такой уж значимый. Иран в экономическом обороте Азербайджана составляет, может, 2-3 процента, не больше, Азербайджан же в обороте Ирана – десятые доли процентов. Поэтому большого влияния с точки зрения сокращения экономического оборота тоже не предвидится.

Основной наш совместный проект, который финансирует Азербайджан – это железная дорога Север-Юг. Но, во-первых, решения по проекту были приняты еще до санкций, и обратной силы уже не имеют, а во-вторых, в конце концов, если будет нужно, мы осуществим переводы в евро.

Большая проблема может возникнуть в том, что мы совместно с Ираном собираемся работать на Каспии, а обойтись без западных партнеров на этих глубинах невозможно.

Но опять же, не хотят работать американские компании – есть французские, итальянские, которые в качестве партнеров могут участвовать в разработке этих месторождений. Тем более что это вопрос отдаленного будущего.

Но что самое опасное в этой ситуации – не дошло бы дело до воздушных ударов по целям в Иране.

Вот это может привести к масштабным столкновениям, к беженцам и т.д.

С учетом того, что мы с Ираном граничим, опасности такого рода более реальны, чем экономические санкции, которые собирается вводить Трамп.

- Насколько реальна такая угроза с учетом непредсказуемости  характера Трампа?

- Там не только Трамп, но и Израиль, который тоже утверждает, что Иран, хоть и заявил о прекращении  своей ядерной программы, тем не менее, тайно ее продолжает.

Но я думаю, если есть конкретные вопросы, претензии, факты -  в конце концов, для этого есть МАГАТЭ, который может прийти и проверить. Соглашение Ирана с «шестеркой» предполагало такую проверку.

Против того, чтобы вопрос перешел в силовую плоскость, выступаем не только мы, но и Европа, Турция, Россия, Китай. Ведь, если начнутся военные действия – будет закрыт Ормузский пролив – нефть взлетит аж до 150-200 долларов за баррель.

То есть, все это может иметь очень серьезные последствия. В том числе, экологические.

Ну, нанесут США удары по каким-то объектам – это ведь может повлечь колоссальные экологические последствия – никто этого не хочет.

Думаю все же, там есть возможность включить определенные механизмы верификации, то есть, проверки посредством МАГАТЭ для того чтобы, по крайней мере, снять с повестки дня опасность военного решения этой проблемы, - подчеркнул Расим Мусабеков.

- Азербайджан как страна, присоединившаяся к Движению за запрет распространения ядерного оружия, во всех подобных вопросах стоит за верховенство международного права и выполнение международных договоренностей, убежден депутат Милли Меджлиса Асим Моллазаде.

- Это первое. Что касается выхода США из соглашения по Ирану, то к нашей стране это никакого отношения не имеет. Если США будут вводить санкции, так ведь они были и раньше – даже еще более жесткие. И Азербайджан от этого никак не пострадал.

Поэтому я думаю, что никакого серьезного влияния ни на Азербайджан, ни на наш регион в целом санкции не окажут.

Единственно, что может быть – так это то, что в результате этих санкций сократится иранская помощь Армении, потому что сегодня Иран является ближайшим ее партнером.

То есть, за исключением, разве что, оружия, которое бесплатно передает Армении Россия, все остальное – электроэнергия и многое другое – поставляет ей Иран.

Но опять же, для Азербайджана эти взаимоотношения ничего не представляют.

Мне кажется, что появившаяся напряженность в результате вскрытых фактов к каким-то осложнениям в виде боевых действий, военных операций в отношении иранских ядерных объектов не приведет. Не думаю, что в ближайшее время в этом плане будут какие-то решения и действия. Все остальное для нас никакой угрозы не составляет.

- Разрыв Вашингтоном ядерной сделки с Ираном может иметь как положительные, так и нежелательные последствия для экономики Азербайджана – такого мнения придерживается эксперт-экономист Самир Алиев.

- Сразу после заявления Трампа и без того растущие цены на нефть повысились еще больше. Впервые с ноября 2014 года цена барреля нефти марки Brent превысила 77 долларов. Правда, сюрпризом для рынка это не стало, он ждал и в определенной степени был подготовлен к такому развитию.

То есть, решение Трампа, конечно, оказало влияние на мировые цены на нефть, но отказ европейских стран последовать примеру США несколько снизило его эффект.

К тому же надо учесть, что решение Трампа вступит в силу не сразу – его еще должен утвердить Конгресс, то есть, это займет определенное время. И опять же, если Европа будет стоять на своем, то негативный эффект  выхода США из ядерной сделки будет не таким ощутимым.

Не стоит забывать и тот аспект, что разорвав сделку, США намерены применить санкции как к Ирану, так и к сотрудничающим с ним странам. Иран считается одним из основных экспортеров нефти, главные ее покупатели - Индия, Южная Корея, Япония, Китай. То есть, приблизительно две трети иранской нефти идет в восточном направлении, и порядка одной четверти – в Европу, в том числе, в Турцию.

Касательно одного из ближайших соседей Ирана – Азербайджана, можно говорить как о положительном, так и возможно негативном воздействии решения американской администрации на экономику нашей страны.

Положительная сторона состоит в повышении цен на нефть, что, безусловно, повышает бюджетные доходы Азербайджана. Негативная - в вероятности возникновения нестабильности, конфликтов в регионе, что может создать определенные проблемы и для Азербайджана. И в этой ситуации Азербайджан должен быть крайне внимательным.

Кроме того, известно, что Азербайджан имеет торгово-экономические связи с Ираном. Возможные санкции на Тегеран в будущем могут создать некоторые риски и для нас, в частности, в контексте вложения азербайджанских инвестиций в соседнюю страну.

Американские санкции также могут спровоцировать ослабление иранской валюты, что приведет к удешевлению иранских товаров. Соответственно, импорт в Азербайджан дешевой иранской продукции негативно воздействует на местное производство.

С другой стороны, повышение мировых цен на нефть отрицательно сказывается на экономике Турции, где уже наблюдается повышение цен на производимую продукцию. И, конечно, на Азербайджан это также может оказать нежелательное влияние.

Да, для Азербайджана повышение цен на нефть – положительный фактор, но вместе с тем, ему следует быть максимально внимательным, не успокаиваться  и последовательно продолжать развивать свой ненефтяной сектор.

В целом, любые процессы в экономиках Турции, России, Иране, так или иначе, сказываются и на экономике Азербайджана.

Например, продолжение удешевления турецкой лиры создает некоторые проблемы для внутреннего производства в Азербайджане. То же самое можно сказать и в отношении иранского риала, о чем я уже говорил.

То есть, все это – взаимосвязанные факторы, и Азербайджану в этой ситуации надо максимально себя обезопасить. Например, в числе долгосрочных мер можно говорить о вложении возрастающих нефтяных  доходов в дальнейшее укрепление ненефтяного сектора. Еще один момент: стабильность азербайджанского маната на фоне снижения, в результате санкций, курса национальных валют в соседних странах, чревато наплывом дешевой продукции в Азербайджан, что создает риски для местного производства. В этой ситуации нам также надо подстраховаться.

Что касается краткосрочных мер, то думаю, следует уделить еще более пристальное внимание предотвращению утечки капитала из Азербайджана, и притоку в страну капитала неизвестного происхождения. Это актуализирует вопрос дальнейшего усиления системы таможенного контроля.

Сюда же можно отнести грамотный контроль за таможенными пошлинами с целью стимулирования местного производства, дальнейшее привлечение в страну современных технологий, предельная осторожность при инвестировании в находящиеся под санкциями страны и т.п., отметил эксперт.

Ф.Багирова

При подготовке материала использованы сообщения мировых СМИ.

Поделиться:
9197

Последние новости

Все новости

1news TV