Фархад Мамедов: Армения – главный объект исследования ЦСИ Азербайджана
Стремительно сменяя друг друга, словно картинки в калейдоскопе, события в Армении привели к краху, казалось бы, непоколебимой политической системы, построенной и выпестованной пресловутым «карабахским кланом».
«Бархатная революция» в армянском исполнении приковала внимание и удивила, можно сказать, весь мир. Но только не Азербайджан. Он долгое время целенаправленно оттеснял Армению за черту регионального развития, доведя страну-оккупанта до неминуемого политического, социально-экономического и демографического кризиса.
Ничего другого в условиях авторитарного режима, нагло проталкивающего линию агрессии и террора в отношении не только соседнего, но и собственного народа, не могло и быть, о чем все время, на самом высоком уровне, предупреждал Азербайджан.
Большой интерес с точки зрения исследования необратимых процессов в Армении представляет деятельность азербайджанских аналитических центров. Речь о том, как происходящие там события анализируются в нашей стране.
Мы обратились с этим вопросом к директору Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджанской Республики Фархаду Мамедову.
- Вообще, работа аналитических центров, в частности, таких как Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджана, носят как открытый, так и закрытый характер.
В мире существует несколько видов «мозговых центров» - независимые, при частных корпорациях, и связанные с государством. Наш центр является именно тем, который был создан со стороны государства. Наша деятельность курируется Администрацией Президента АР, в частности, отделом по внешнеполитическим вопросам.
Наша работа сводится к обеспечению аналитической информацией Администрации Президента и, с другой стороны, публикациям за рубежом изданий по актуальным вопросам, касающимся Азербайджана.
В основном, это армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, видение Азербайджана во внешней политике, реализация нашей страной энергетических, транспортных проектов и т.д.
Что касается исследований в отношении Армении и Нагорного Карабаха, то я могу назвать только определенные цифры нашей деятельности, которые являются открытыми и освещаются в СМИ.
В 2016 году было опубликовано, в целом, 49 статей за рубежом, из них 21 статья посвящена нагорно-карабахскому конфликту. В 2017-ом, в общем, опубликовано 78 статей, и армяно-азербайджанскому конфликту посвящено 29 из них. В начале этого года - только в первые четыре месяца - опубликовано 28 статей, из которых 9 посвящено нагорно-карабахскому конфликту.
С другой стороны, исключительно по конфликту, по теме агрессивной политики Армении, за последние четыре года ЦСИ издал 36 книг, из них 18 - за рубежом, в восьми странах мира.
То есть, эта тема является приоритетной для наших исследований, и мы постоянно информируем Администрацию Президента, и посредством Администрации – лично господина Президента – о прогнозах по ситуации в Армении и тем вопросам, которые стремятся актуализировать на международной арене представители этого государства.
Что касается исследований ЦСИ в отношении Армении – это, конечно же, демонстрация того, что проблемы, которые существуют в Армении и которые привели, в принципе, к смене режима, к так называемой революции – это проблемы как объективного, так и субъективного характера.
Во-первых, это, безусловно, изоляция Армении. То есть, это - планомерная политика Президента Азербайджана по изоляции этого государства по причине оккупации азербайджанских территорий.
Сегодня, после смены режима наблюдается – и в принципе, мы это прогнозировали и высказывали как в своих закрытых справках, так и в интервью – определенная радикализация в Армении, ее нового руководства.
С другой стороны, в Армении идет смена политической элиты. То есть, элита, сформировавшаяся на протяжении 20 лет, постепенно сдает свои позиции. А люди, буквально вчера назначенные на новые руководящие должности – их позиции тоже не гарантированы даже на ближайшие несколько месяцев, в виду чего нынешние назначения можно назвать временными.То есть, это временщики, у которых не будет сформировано собственное видение своей работы даже на ближайшую перспективу. Они будут решать чисто тактическую работу.
И поэтому в условиях, когда в Армении все еще не сформировалась стабильная, предсказуемая власть, наблюдать радикальную позицию представителей нового армянского руководства, в том числе, по пересмотру формата переговорного процесса - это, конечно, вызывает тревогу, так как может привести к непредсказуемым последствиям.
- Как бы вы прокомментировали заявление Никола Пашиняна о необходимости участия сепаратистского режима в переговорах по Карабаху?
- Есть сложившийся формат переговоров, предусматривающий участие двух президентов, двух министров иностранных дел, и сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Изменение формата переговорного процесса не входит в полномочия одной из сторон, в частности, Армении. То есть, для всего мира это конфликт, в котором участвуют два государства – в условиях, когда одно государство оккупировало территорию другого.
Никто в мире – и вчера господин Президент в своей речи еще раз об этом напомнил – не признал то образование, которое существует на оккупированных территориях. Соответственно, это – территории, которые оккупированы, и стороной конфликта является именно Армения.
Тот довод, что Никол Пашинян не является выходцем из Нагорного Карабаха, коими были Роберт Кочарян и Серж Саргсян, и что он не представляет и не может представлять интересы так называемого «народа Карабаха», тоже не выдерживают никакой критики.
Потому что не существует такого понятия, как «народ Нагорного Карабаха», а есть армянское население Нагорного Карабаха, плюс его поддержка со стороны Республики Армения.
То есть, если мы посмотрим даже на экономические отношения – это ежегодные беспроцентные кредиты из бюджета Армении, это присутствие десятков тысяч военнослужащих армянской армии на территории Азербайджана и т.п.
И говорить о том, что Пашинян не является выходцем из Нагорного Карабаха, вследствие чего не может представлять интересы его населения – это абсурд.
С другой стороны, мы должны четко понимать, что есть сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые должны объяснить новому руководству Армении, что пересматривать формат или вносить в повестку дня совершенно новые пункты - контрпродуктивно.
Мы помним, как сопредседатели Минской группы ОБСЕ консолидировано выступали против инициатив Баку, например, при голосовании на Генеральной Ассамблее ООН по резолюции о положении на оккупированных территориях Азербайджана.
Если эта консолидированная позиция была продемонстрирована тогда, то и сегодня до нового руководства Армении должна быть доведена такая же консолидированная позиция – ломать имеющиеся наработки, а также менять формат, не в интересах самой Армении, поскольку может привести к непредсказуемым последствиям на линии соприкосновения войск.
К сожалению, мы видим на Западе определенную эйфорию относительно происходящих в Армении процессов. Хотя ничего важного, могущего изменить статус-кво, не произошло. То есть, сегодня у Армении те же проблемы, которые были и раньше – это изоляция, и она будет продолжена.
С другой стороны, экономическое положение будет ухудшаться и дальше. Потому что российские армяне теряют интерес к реализации инвестиционных проектов, которые закладывались под премьерство Карена Карапетяна. Потому что Карапетяна во власти уже нет.
На фото: бывший премьер-министр Армении Карен Карапетян на свадьбе сына главы группы компаний «Ташир», одного из богатейших людей России по версии Forbes Самвела Карапетяна
С другой стороны, в Армении нет сфер, могущих привлечь в страну иностранный, в том числе, западный, капитал.
В ближайшей перспективе, при той неразберихе, которая сейчас наблюдается в Армении, старая элита будет способствовать оттоку капитала из страны. Потому что они уже не у власти и не могут гарантировать свой бизнес – а мы знаем, что представители бывшей правящей Республиканской партии в большинстве своем являются владельцы крупного бизнеса. Это, во-первых.
Кроме того, у новой власти нет той силы и тех инвестиционных проектов, которые она может, в той или иной степени, продемонстрировать населению в первые месяцы своего правления.
Потому что после двухмесячных протестов – назовем это зрелищем - населению надо будет давать еще и хлеб. А этого хлеба в закромах Армении нет.
Конечно, по логике, на помощь должна прийти диаспора. Буквально вчера ведущие армянские диаспорские организации США обратились к президенту Трампу по поводу выделения новому правительству Армении на реализацию так называемых «демократических реформ» помощи - нескольким более 140 миллионов долларов.
Таким образом, мы уже видим, как диаспорские структуры на Западе стремятся посредством финансовой помощи западных государств перетянуть Армению, или же разбавить монополию России в этой стране западным присутствием.
И если на протяжении длительного времени армяне были иждивенцами России, то сегодня их иждивенческая политика нацелена на Запад, и в частности, на США.
В этом плане в ближайшей перспективе у армянского правительства будут большие проблемы в экономической сфере.
А тот имидж «демократического протеста», в результате чего «человек с улицы» пришел во власть, будет саботирован старой элитой, которая все еще сохраняет свои позиции в экономике страны.
Ф.Багирова