Рахман Гаджиев. Пара слов об аварии на Мингечевирской ГЭС
Я понимаю, что сейчас, скорее всего, на меня обрушится шквал критики, но все же постараюсь донести до вас свою точку зрения.
Пост естественно об аварии на Мингечевирской ГЭС.
Во-первых, когда мы говорим об аварии, следует понимать, что авария никогда не бывает запланированной. Это риск, и основная его характеристика - непредвиденность.
Главный вопрос – насколько ты готов к такой ситуации. Есть ли у тебя план действий (т.н. contingency plan), обучены ли соответствующие службы к действиям, которые позволят минимизировать потери и ликвидировать их последствия.
Со всем этим я знаком не понаслышке, так как на протяжении нескольких лет руководил департаментом андеррайтеров, а затем и урегулирования убытков в одной из крупнейших страховых компаний страны, и лично отвечал: а) за оценку рисков при страховании крупных (в том числе промышленных) объектов; b) имел опыт урегулирования страховых случаев (в том числе пожаров) на таких объектах.
Итак, произошла авария. Причины аварии достоверно нам пока неизвестны и этим вопросом уже занимается соответствующая Государственная комиссия, созданная по поручению главы государства. То есть, на высшем государственном уровне есть моментальная реакция. Сообщение о том, что глава государства лично контролирует вопрос появилось на сайте Президента глубокой ночью, спустя пару часов после аварии. Это говорит о том, что канал получения информации главой государства (своего рода первичный management information system) работает слаженно.
Перед соответствующими органами стояло сразу несколько задач:
- Заняться ликвидацией последствий аварии и ремонтом вышедшего из строя оборудования
- Обеспечить альтернативный источник энергии на время ремонта в масштабах всей страны
- Немедленно обеспечить подачу энергии на стратегически важные объекты (больницы, аэропорты, воинские части и т.д.).
Чтобы Вы понимали, речь идет об аварии выведшей из строя не «пару трансформаторов» (как может показаться), а автономную часть крупнейшей электростанции, т.н. энергоблок, представляющий собой целый технологический комплекс для производства электроэнергии. Сложно описать масштаб словами, но можно понять, если просто погуглить, что я вам обязательно советую сделать.
Итак, ремонт оборудования был начат незамедлительно. Как и ликивдация последствий аварии. Место происшествия посетил первый вице-премьер Ягуб Эйубов, возглавивший ту самую Госкомиссию, которую создал глава государства с целью изучения всех вопросов, касающихся аварии. О ликвидации последствий общественности рассказал лично глава МЧС Камаледдин Гейдаров. Глава «Азерэнержи» Этибар Пиривердиев, несмотря на личную ответственность за аварию, не стал прятаться от общественности, а регулярно выступал с заявлениями в СМИ. Об итогах этой работы можно будет говорить лишь по завершении расследования, но налицо определенная слаженность работы госструктур, чего в ряде случаев в прошлом не наблюдалось.
Вопрос второй – как оперативно обеспечить энергией значительную часть страны, погрузившуюся во тьму? При чем, речь идет о середине лета, когда температура зашкаливает за 40 градусов. Более того, речь о начале рабочей недели, и утром, сотни тысяч наших сограждан должны как обычно отправиться на работу. Такие вопросы ad hoc не решаются. Необходимо иметь четкий план действий, заранее заключенные соглашения с альтернативными поставщиками энергии, либо свои собственные ее источники, способные подменить вышедший из строя крупнейший энергоблок.
Давайте попробуем вспомнить, что произошло? Свет в наши дома вернулся спустя несколько часов – частично благодаря перераспределению мощностей прочих азербайджанских электростанций, частично благодаря энергии переданной нам российской стороной в рамках соответствующих соглашений.
Среди моих знакомых некоторые люди даже не заметили отключения электричества – в это время они спали.
Так случалось и в других странах. И, порой, миллионы людей оставались без электричества целые сутки и более. Не верите? Посмотрите хотя бы этот список – здесь и Нью-Йорк, и Варшава, и Лондон, и Буэнос-Айрес, и соседние Россия с Грузией https://bit.ly/2tOYgzt
Что касается повторного отключения электроэнергии, то, насколько я понимаю, в данном случае речь идет о попытке ввода в эксплуатацию энергоблока после завершения первичных ремонтных работ. Что-то пошло не так, и в итоге в течение небольшого промежутка времени электричество было вновь возвращено из резервных источников. То есть – сработала та же цепочка, что была описана выше.
Я не собираюсь говорить, что проблем нет. Естественно можно было сработать еще лучше, можно было уделить больше внимания анализу мощностей, ведь синоптики предупреждали о грядущей аномальной жаре, из-за которой спрос населения на электричество возрос чуть ли не в арифметической прогрессии. Можно было провести плановые стресс-тесты, чтобы понять, насколько устойчива имеющаяся система, и способна ли она удовлетворить возросший спрос населения на энергию. Да что там можно. Это нужно делать в рутинном порядке.
Но все это не отменяет и того, что госструктуры все же отреагировали довольно оперативно на эти непредвиденные обстоятельства.
И тут, говоря об оперативности, надо отметить, что несмотря на отключение электричества сначала в поздний час, а затем в момент, когда тысячи людей направлялись домой с работы – на транспорте, в больницах и прочих стратегических объектах обошлось без серьезных потерь.
Слава Богу, граница была под надежной защитой. Минобороны даже выступило с сообщением, что военные объекты готовы поддержать электричеством гражданские объекты если есть такая необходимость. В больницах не было зафиксировано ни одного летального случая – по сообщению Минздрава все они оснащены резервными источниками питания. В метро, несмотря на адскую жару, была осуществлена своевременная эвакуация пассажиров (нескольким понадобилась госпитализация, но слава Богу, кажется, их состояние нормализовалось).
Но что радует больше всего – так это реакция нашего общества. Несмотря на то, что город погрузился во тьму посреди ночи, а это значит, что по всей стране не работало большинство систем видеонаблюдения и безопасности, ни в Баку, ни в других городах не было зафиксировано роста преступности. Не было грабежей, нападений на людей в темноте, не было зафиксировано даже роста ДТП. Чем не повод порадоваться цивильности нашего социума?
По сети гуляют фотографии о том, как люди бесплатно раздавали воду у станций метро и на остановках. Автобусы перевозили пассажиров бесплатно. В соцсетях пользователи призывали друзей проверить, не остался ли кто в лифтах, и не нужна ли им помощь.
Как мне кажется, все это очень важно. И у нас нет никаких причин, чтобы опускать руки или отчаиваться.
Не бывает жизни без чрезвычайных происшествий. Мир не идеален, мы не идеальны, создаваемые нами системы – тоже не идеальны. Вспомните катастрофу на платформе «Глубоководный горизонт», отравившую нефтью весь Мексиканский залив, вспомните аварию на Саяно-Шушинской ГЭС, унесшую жизни 75 человек. Вспомите сотни других таких случаев.
Каждый такой случай – это экзамен. И от того, как общество и государство на них реагирует, зависит насколько оно готово к цивилизованному существованию.
Мне кажется, что мы этот экзамен в очередной раз сдали. Другое дело, что теперь нужно окончательно устранить последствия аварии, разобраться в ее причинах, и предпринять максимальные усилия, дабы избежать подобного в будущем. Ну и, ясное дело, все виновные должны получить «по заслугам». Без этого не работает ни одна, даже самая продвинутая система управления.
Главный редактор 1news.az Рахман Гаджиев