Life.ru: Новый курс, или Почему западные инвестиции не помогут Армении
Вчера российское издание Life.ru опубликовало статью «Новый курс, или Почему западные инвестиции не помогут Армении».
Автор статьи Евгений Емельянов пишет о начавшейся после смены власти в Армении масштабной ревизии ряда российско-армянских проектов, и о том, что этот процесс сопровождается двусмысленными внешнеполитическими шагами и заигрыванием с НАТО и Евросоюзом.
На фоне того что нынешнее же армянское руководство открыто взяло курс на дестабилизацию российско-армянских экономических взаимоотношений, объём прямых иностранных инвестиций в экономику Армении по итогам 2017 года в целом сократился.
Представляем статью вниманию читателей:
«После смены власти в Армении, когда на волне недовольства правящим кланом Саргсяна к управлению республикой пришли силы, в большей мере ориентированные на Запад, началась масштабная ревизия целого ряда российско-армянских проектов, а также аресты в окружении бывшего главы государства. Этот процесс сопровождается двусмысленными внешнеполитическими шагами и заигрыванием с НАТО и Евросоюзом. Структуры власти Армении наводняются выпускниками различных американских и европейских государственных программ и стажировок, руководство профильных ведомств Армении и представители правительства активно зазывают западный бизнес, отмечая особую важность американских и британских инвестиций.
На этом фоне активизируются программы поддержки по линии институтов развития США, причём если традиционно средства Госдепартамента или государственного Агентства США по международному развитию направляются на финансирование гражданского общества и создание лояльной сети НКО, то в случае с Арменией речь идёт о выделении денег масштабным проектам по поддержке агрокомплекса и развития сельских территорий.
Агентство США по международному развитию планирует запустить в Армении с октября 2018 года пятилетнюю программу экономического развития сельских территорий для обеспечения "инклюзивной, устойчивой экономической безопасности и роста на определённых территориях". Акцент при этом американские чиновники планируют делать на усилении связей между местными рынками и конечными потребителями, а также на содействии малому и среднему бизнесу в выстраивании кооперационных цепочек и улучшении соответствующего делового климата.
В описании проекта отмечается, что сельскохозяйственный сектор в Армении вносит ключевой вклад в экономику страны, составляя до 20% ВВП страны и обеспечивая Армении порядка 18% всех экспортных поступлений, а также до 44% всей занятости в стране. При этом указывается, что пока другие сектора армянской экономики сокращались из-за кризиса в России — основном торговом партнёре Еревана, в сельском хозяйстве республики в период с 1997-го по 2015 год наблюдался рост в среднем на 6% в год.
USAID усматривает проблему армянского сельского хозяйства в недостаточной производительности и эффективности, несмотря на наличие какого-то объёма иностранных инвестиций, повышение уровня знаний и навыков самих фермеров, а также формирование горизонтальных связей. При этом особо подчёркивается, что если Армения достигнет более сбалансированного и устойчивого экономического роста, то это станет залогом продолжения трансформации по пути построения демократического общества и свободной рыночной экономики.
Таким образом, вопрос развития экономики (и сельского хозяйства в частности) прямо ставится в зависимость от достижения Соединёнными Штатами политических целей в регионе. Если же посмотреть на статистику американской помощи по программам содействия Армении за последние годы, то становится понятным, что основные вложения идут по линии проектов в сфере госуправления и развития гражданского общества, при этом проекты в сфере бизнеса находятся на втором месте.
Из данных самого USAID следует, что в 2017 году на Армению было потрачено порядка 25 миллионов долларов, причём в лидерах сфер финансирования находятся проекты американского госагентства в Нагорном Карабахе в области "транспарентности и ответственности власти", а также по линии "поддержки избирательного процесса" и государственной децентрализации. Стоит отметить, что буквально за один год вложения в проекты Армении выросли практически в 1,5 раза: в 2016 году USAID потратило в стране приблизительно 15,5 миллиона долларов, а в 2017-м, как уже указывалось выше, почти 25 миллионов. Совокупно с вложениями других американских ведомств цифра составляет уже 30 миллионов долларов.
Помимо США активно пытается "заходить" в Армению и Великобритания. Как пишет местная пресса, вице-премьер правительства Армении Мгер Григорян 2 августа принял посла Великобритании в Армении Джудит Фарнуорт. Как сообщает пресс-служба правительства, деятельность британских компаний в Армении, по словам высокопоставленного чиновника, важна не только с точки зрения привлечения иностранных инвестиций, но и в связи с формированием удовлетворяющих правительство и бизнес среды и правил. Британский посол также представила ряд программ, осуществляемых посольством для стимулирования армяно-британских бизнес-связей. Как указала дипломат, программы, с одной стороны, содействуют реализации реформ, с другой — информируют британских инвесторов о перспективах основания бизнеса в Армении и возможных сопутствующих рисках.
Между тем объём прямых иностранных инвестиций в экономику Армении по итогам 2017 года в целом сократился. Причём, если верить данным Национальной статистической службы Армении, сельское хозяйство не является никаким драйвером роста, как об этом заявляется в материалах американских государственных ведомств. Основным объектом приложения инвестиций является горнорудный сектор, в частности такой крупный проект, как Амулсарское золоторудное месторождение, являющееся вторым в Армении по запасам золота и разрабатываемое компанией "Геотим". "Геотим", в свою очередь, подконтрольна канадской компании Lidian International, контролируемой консорциумом европейских и американских банков и горнорудных компаний.
Если посмотреть на инвестиционный и экономический "пейзаж" Армении беспристрастно и не принимать на веру громкие заявления нового руководства страны о создании неких "инвестиционных окон", которые должны помогать любым иностранным гражданам получать все необходимые сведения для запуска бизнес-проектов на территории страны, становится понятным, что без помощи и содействия России никакого экономического роста или даже стабилизации в республике не будет.
Нынешнее же армянское руководство открыто взяло курс на дестабилизацию российско-армянских экономических взаимоотношений. Так, в частности, была отменена сделка по передаче компании "Высоковольтные электросети Армении" в концессионное управление российской компании. По поручению Пашиняна проводятся повальные проверки в структурах ЗАО "Газпром Армения", имеющего для республики стратегическое значение — как, впрочем, и для экономического взаимодействия по линии ЕвразЭС.
При этом за годы независимости российские инвестиции в экономику Армении составили более 3,6 миллиарда долларов. Основные сферы жизнедеятельности страны, включая энергетическую, коммунальную и, естественно, оборонную, поддерживались в рабочем состоянии и модернизировались именно из средств российского бизнеса и государства. Курс на мнимую "либерализацию", заявленный Пашиняном и его окружением, скрывает за собой попытку существенной части новой правительственной команды переделать рынок в пользу иностранных — прежде всего американских и европейских — интересантов и спонсоров (а зачастую и работодателей в прошлом)».
1news.az