Василий Папава: «Отношения между Грузией и Азербайджаном являются примером для многих государств»
Интервью 1news.az с директором Института изучения Ближнего Востока и Кавказа Василием Папавой.
- Как бы вы оценили нынешний уровень взаимоотношений между Азербайджаном и Грузией?
- Отношения между Грузией и Азербайджаном являются примером для многих государств в плане того, как можно строить межгосударственные отношения во всех сферах - в культурной, экономической, транспортной, в вопросах безопасности.
Все возникающие вопросы страны решают мирно, по-добрососедски, как это принято на Кавказе. Нет ни одного исторического факта, чтобы азербайджанцы в трудные для грузинского народа дни восставали, предъявляли претензии на какие-то области, территории. Это является своего рода базой для укрепления двусторонних отношений.
Конечно же, не все делается для полноценного развития сотрудничества, потому что потенциал азербайджано-грузинских отношений намного выше, чем мы сегодня наблюдаем.
У Азербайджана имеется нагорно-карабахский конфликт, что является большой проблемой на региональном уровне. Из-за наличия конфликтов в Грузии и Азербайджане Южный Кавказ временно «выпал» из геополитического контекста.
Но мы видим, что со временем многие государства Запада и Востока вновь стали проявлять интерес к данному региону в свете создания транспортных коммуникаций, энергетических проектов. Например, транзитные перевозки через наш регион упрощают доставки грузов из Центральной и Южной Азии в Европу. Потому что самый короткий путь пролегает именно через этот регион.
На Ближнем Востоке идут конфликты, этот путь отрезан, а через Россию очень длинная дорога. Поэтому Южный Кавказ рассматривается как перспективный в этом плане регион.
- Михаил Саакашвили в 2010 году выступил с довольно примечательным заявлением о том, что Грузия и Азербайджан должны перейти к конфедеративным отношениям.
- Если бы на Кавказе не было конфликтов, то были бы предпосылки того, чтобы Азербайджан, Грузия и Армения создали некую форму сотрудничества, можно это называть триумвиратом, коалицией, конфедерацией.
То есть, какая-то форма, которая объединила бы регион, упростила бы сотрудничество, создала бы льготные условия по перевозке грузов, придала бы стимул развитию торгово-экономических отношений между государствами.
Но мы видим, что некоторые государства поддерживали разные тенденции на Южном Кавказе в целях оказания давления на Грузию и Азербайджан.
Конфликты в нашем регионе являются результатом постимперской реальности, и они не дают региональным государствам окрепнуть, привлекать масштабные инвестиции, реализовать совместные проекты.
Но хочу подчеркнуть, что хоть эти конфликты и мешают, но они не ставят крест на развитии отношений между Азербайджаном и Грузией.
- Что вы можете сказать о конфликтах в Абхазии и Цхинвальском регионе Грузии?
- Две грузинские территории - Абхазия и Цхинвальский регион - при поддержке РФ были отторгнуты от Грузии в начале 90-х годов. Потом Россия признала их как субъект международного права.
Грузия никогда не признает их, принимая во внимание тот факт, что на этих территориях была совершена этническая чистка, сотни тысяч грузин были изгнаны. Это - незаживающая рана на теле Грузии, которую каждый грузин хранит в своем сердце.
Эльшан Рустамов