Внедрение медицинского права в Азербайджане – важный этап развития страны - ФОТО
В декабре 2018 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Институтом права и прав человека НАНА и Азербайджанским медицинским университетом (АМУ) по новой области юриспруденции - включение медицинского права в учебную программу студента.
Меморандум предусматривает совместное научное сотрудничество в области права и прав человека, развитие науки медицинского права, организацию научных конференций и семинаров, публикацию научных статей и учебников, а также разработку предложений по национальному законодательству в области медицинского права, разработка предложений в области развития методологии инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
О том, почему выделение медицинского права как новой области юриспруденции в нашей стране является важным и актуальным событием, в нашем интервью с депутатом Милли Меджлиса, директором Института права и прав человека, доктором юридических наук, членом Всемирной Ассоциации медицинского права (WAML) Айтен Мустафазаде.
- Дело в том, что в нашем обществе информация в области медицинского права до сих пор носит достаточно поверхностный характер. Кроме того, несмотря на серьезное развитие медицинской сферы в нашей стране, в области медицинского права до сих пор существовали определенные проблемы. Говоря простыми словами, назрела необходимость создания правовой платформы взаимоотношений между врачами и пациентами, медучреждением и врачами и пациентами, медучреждением и фармацевтической компанией и так далее.
Но речь не только о защите прав, но также об исполнении всеми участниками этих взаимоотношений своих обязательств. Ведь не секрет, что немало случаев как врачебных ошибок и халатности, так и, увы, беспочвенных обвинений со стороны пациентов и даже угроз врачам.
- Да, мы не раз писали о таких случаях, причем, во всем их разнообразии. Но ведь речь идет о внедрении предмета в Азербайджанском медицинском университете.
- Не только. Действующие врачи также могут проходить курсы по медправу в Институте усовершенствования врачей. Кроме того, я надеюсь, что все составляющие медицинского права будут внедряться на всех этапах взаимоотношений между его субъектами.
Отмечу, что «Медицинское право» уже преподается в БГУ на юридическом факультете и в Академии юстиции.
К примеру, одной из его составных частей является Информированное согласие. Это – документ, в котором будут отражены все жалобы пациента и все рекомендации врача на основании этих жалоб, то есть, обследования, диагностика, назначения и так далее. В случае если пациент не будет согласен с одним из пунктов, он будет обязан подписать отказ, что будет также отражено в этом документе. Таким образом, при возникновении спорных ситуаций будет защищен и врач, и пациент. И это – только одна из частей медправа.
- В настоящее время во многих клиниках пациенты тоже подписывают какие-то договоры. В чем же отличие нового документа от уже знакомых многим типовых договоров?
- Да, но в них, как правило, отмечается, что врач и медучреждение не несут никакой ответственности за пациента, отсюда и многочисленные претензии пациентов, и долгие судебные разбирательства, когда пациенты пытаются добиться справедливости, и незащищенность врачей, к слову, тоже. Когда пациенты – особенно, если речь идет о специфических учреждениях, - часто шантажируют врачей чуть ли не суицидом, требуя выдать им лекарства, ну и так далее.
И именно внедрение медицинского права станет первым шагом на пути ликвидации случаев нарушения прав как пациентов, так и врачей, и для сведения к минимуму случаев безответственности и безнаказанности.
Отмечу, что этой отрасли юриспруденции уже больше 50 лет, но в нашей стране она только сейчас начинает делать первые шаги.
- В таком случае, почему только сейчас?
- Потому что все время до этого проводились «реанимация» системы здравоохранения, восстановление и обновление его технической составляющей, обучение и повышение квалификации врачей и медперсонала. Словом, готовилась «экономическая база», которая является уже основной для всего остального. И для меня очень почетным является тот факт, что именно наш институт придал импульс развитию этой области права в Азербайджане.
- Вернемся к взаимоотношениям между врачом и пациентом. С «Информированным согласием» все понятно, но ведь бывают случаи, когда пациент обращается к врачу первый раз достаточно поздно, и лечить его бывает в разы сложнее, если вообще возможно.
- Для этого необходимо постепенно вводить всеобщую обязательную диспансеризацию, особенно, гражданам после 40 лет, как это происходит в цивилизованных странах.
- Это хорошая идея, но наши граждане сегодня выражают недовольство даже необходимость диспансеризации детей. Кроме того, возникает вопрос оплаты за эти услуги.
- Одним из компонентов Медицинского права является система медстрахования, которая сегодня стала внедряться в нашей стране, так что эта услуга должна быть бесплатной для населения. Что касается недовольства, то нужно проводить серьезную просветительскую работу среди населения, объяснять людям, что в конечном итоге это делается в их же интересах.
- Что еще входит в систему медицинского права?
- Это очень широкая сфера, как я иногда говорю, в нее входит все: от права эмбриона до прав трупа. Сегодня в Азербайджане развивается трансплантология, поэтому важно воспитывать в людях культуру пожертвования органов в случае смерти. Можно обратиться к опыту Турции, где проходит кампания «Bağişlama», которое ведет большую просветительскую работу, и у его последователей в паспорте появляется специальная отметка, свидетельствующая о том, что они согласны стать донорами в случае смерти. Это бывает очень важным в случае внезапной смерти донора и в ситуациях, когда счет спасения чьей-то жизни идет на минуты. Эта информация сразу же распространяется по всем больницам страны, что значительно повышает шансы на выживание многих людей.
Безусловно, в сфере трансплантологии и добровольного донорства должна быть учтена и проработана масса пунктов, в первую очередь, создана спецкомиссия, которая будет констатировать смерть мозга донора; должны быть проработаны до мелочей все юридические пункты договоров с семьей донора и реципиента, и так далее.
Важно понять, что только таким путем можно победить «черный рынок органов» и – главное – спасти не одну жизнь гражданам нашей страны. Закон Азербайджанской Республики «О трансплантации человеческих органов и/или тканей» был принят еще 28 октября 1999 года, и сегодня мы видим, что большое количество вопросов остались нерешенными.
- Вы сказали, что в сферу медправа входит еще немало составляющих.
- Да. К примеру, я думаю, есть необходимость принятия отдельного закона о паллиативной помощи. Сегодня пункт об этом входит в общий закон о социальной помощи, но этого явно не достаточно. Нужно думать, подойти к паллиативной помощи комплексно.
Словом, поле для деятельности широкое. И я убеждена, что первый шаг мы сделали своевременно.
- Спасибо за беседу, Айтен ханум. И поздравляем Вас, как одного из соавторов учебника «Медицинское право», с его выходом в свет и началом преподавания столь важного предмета в вузах страны.
- Благодарю, но хочу добавить, что на достигнутом я останавливаться не собираюсь, и уже как депутат ММ буду стараться продвигать все необходимые изменения в законодательстве в парламенте Азербайджана.
Натали Александрова