Фархад Мамедов: «Назначение генерала Самвела Бабаяна рассчитано на срыв переговорного процесса»
Пандемия коронавируса, загнавшая Армению в глубокий экономический коллапс, подводит страну к серьезному внутриполитическому кризису.
В условиях, когда Covid-19 резко сократил число спонсоров, просьбы о помощи извне ожидаемых результатов не приносят. Позиции Никола Пашиняна неуклонно снижаются, против него все теснее готовы сплотиться оппозиционные силы, в правительстве продолжаются громкие отставки.
Столь неутешительная ситуация вынуждает армянскую власть обратиться к давно апробированному методу – стремясь отвлечь общественное внимание от пустых холодильников и внутриполитических коллизий, оно привлекает его к «внешней угрозе» и разыгрывает карту провокаций на оккупированных территориях Азербайджана.
Своим мнением о текущих процессах на армянской политической арене с нами делится политический обозреватель Фархад Мамедов.
- В Армении действительно складывается непростая ситуация. Во-первых, коронавирус - число зараженных растет, и это демонстрирует, что правительство не до конца осознало свою ответственность, допустив широкое распространение вируса. Именно из-за неэффективности антипандемийных мер в Армении уже звучат призывы к отставке правительства во главе с Пашиняном.
Пандемия как фактор
Армянские власти не восприняли коронавирус всерьез. Правда, они «закрыли» страну, почти полтора месяца провели в режиме чрезвычайного положения, но достичь каких-либо результатов не смогли. В итоге появилась большая «дыра» в бюджете, составив в мае 544 млн долларов. И, как показывает нынешняя конъюнктура, до конца года эта сумма может быть удвоена, потому что сбор налогов и наполняемость бюджета находятся на очень низком уровне. Как следствие, Армения обратилась за финансовой поддержкой в несколько финансовых структур - ЕБРР, МВФ и т.д.
Кстати, заявление Пашиняна о том, что он и сам заразился коронавирусом, вызывает в армянском обществе большие споры, поскольку это больше похоже на сознательное ухудшение ситуации с тем, чтобы получить не кредиты, а безвозмездную помощь.
Такая политическая практика у них существует - так было и в начале 90-х, и после землетрясения и т.д. Считаю, что это важный элемент, который стоит подчеркнуть по причине огромного влияния на политическую ситуацию.
С одной стороны, информация о коррупционных скандалах, в которых замешана семья и приближенные Пашиняна, с другой – отсутствие экономической активности, все больше нищающее население, приводят к радикализации политической атмосферы в стране.
Как я уже сказал, звучат призывы к отставке, и их уже подержали третья по численности партия «Процветающая Армения» Гагика Царукяна, бывший руководитель СНБ Артур Ванецян и, как и ранее, бывшая правящая Республиканская партия Армении.
Антироссийская группа в ЕАЭС
Ко всему этому надо прибавить неспособность Пашиняна решать злободневные вопросы в масштабах ЕАЭС. Например, в вопросе цены на российский газ. Он практически не смог договориться с президентом России – на последнем саммите организации Путин открыто и официально отказал в этом.
Теперь он старается как-то скооперироваться с Беларусью по этому вопросу, и наблюдаемая в последние дни жесткая линия Лукашенко в отношении России также создает благоприятный фон вокруг активности Пашиняна. Вообще, складывается впечатление, что Пашинян формирует в рамках ЕАЭС антироссийскую группу. Вообще, логику Пашиняна очень трудно понять: с одной стороны, он заводит уголовные дела в отношении российских компаний в Армении, никак не может договориться с «Газпромом», а с другой – проводит активную антироссийскую работу в структурах ЕАЭС.
Судебные передряги
Вопрос уже отмененного конституционного референдума также вызывает в армянском обществе большие вопросы. Почему отмененного - потому что Пашиняну могли бы простить до 11 млн долларов расходов на проведение референдума с целью изменения - по своему хотению - состава Конституционного суда при экономических показателях прошлого года, когда у него был «плюс» в экономике и он собрал больше налогов.
Но выглядело бы не совсем правильно тратить такую сумму на референдум в нынешних условиях, когда на счету каждый драм.
Поэтому Пашинян и его фракция в парламенте провели - тоже не совсем верный с юридической точки зрения - закон об отмене проведения референдума и наделения парламента полномочиями изменять состав Конституционного суда по своему усмотрению.
Это входит в прямое противоречие с рекомендациями Венецианской комиссии, и в будущем может вызвать для властей Армении еще большие проблемы с Советом Европы.
Со своей стороны, суды оказывают сопротивление. Только за последние две недели апелляционные суды частично отменили решения местных судов, и Пашинян не может на это повлиять. Так, апелляционный суд отменил решение о переводе экс-президента Роберта Кочаряна из больницы в тюрьму. Кроме того, когда суд первой инстанции постановил объявить в розыск зятя экс-президента Сержа Саргсяна – Микаэла Минасяна и заочно арестовать его, апелляционный суд отменил решение в части ареста Минасяна.
То есть, верхушка судебной системы – апелляционные суды и, тем более, конституционный суд - все еще оказывает сопротивление этой махине под названием «уличные протесты Пашинняна».
Коррупционные скандалы
Шаги, предпринимаемые сегодня в армянских политических верхах, подтверждают небеспочвенность коррупционных скандалов, в которых упоминаются и члены семьи Пашиняна - брат жены и т.д.
Так, в коррупционных скандалах звучали имена практически всего руководства главной фискальной службы Армении – Комитета государственных доходов. Чтобы было понятнее: это аналог Государственной таможенной службы и Минналогов.
И вот, после полутора лет вроде эффективной работы, ни с того ни с сего, в отставку подает руководитель этой структуры Давид Ананян, что конечно, вызвало определенные вопросы армянского экспертного сообщества.
Во-первых, это произошло именно в разгар коррупционного скандала, в котором упоминается и Комитет госдоходов. С другой стороны, Пашиян поблагодарил Ананяна за эффективную работу. Возникает вопрос: если структура эффективно выполняет поставленные перед ней задачи, почему ее руководитель неожиданно уходит в отставку?
Это в частности связывается с тем, что после вскрытия коррупционных схем и механизмов, руководитель государственной контрольной службы просто не захотел продолжать там работать. Видимо, потому что Ананян не видит перспективы для себя и понимает, что в любой момент Пашинян может найти в его лице «козла отпущения» и «повесить» на него все коррупционные обвинения, которые выдвигаются против него самого. О том, насколько значим данный вопрос, свидетельствует и то, что в парламенте Армении призывают озвучить официальную причину отставки столь высокопоставленного чиновника.
Сепаратистские «телодвижения»
Новые назначения в сепаратистском образовании - это отдельный вопрос. Начнем с того, что с момента избрания премьером, Пашинян выдвигал не совсем понятные - как для азербайджанского общества, так и для армянского – тезисы относительно урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Мы можем привести множество взаимоисключающих выступлений и заявлений армянского премьера.
Новые же назначения в руководстве сепаратистского режима еще раз демонстрируют, что о конструктивизме армянских властей можно забыть. Я имею в виду переназначение Масиса Маиляна главой т.н. «МИД» марионеточного режима и назначение генерала Самвела Бабаяна секретарем т.н. «совбеза». Для меня, как эксперта, отслеживающего процессы последние 15 лет, назначение одиозного генерала Бабаяна - это «красная линия», показывающая, что армянская сторона конкретно нацелена на срыв переговорного процесса.
О том же свидетельствуют и объявление о строительстве третьей дороги на оккупированной азербайджанской территории, заселение Зангиланского, Джебраильского, Губадлинского районов Азербайджана.
Все это демонстрирует, что о каком-либо конструктивизме с армянской стороны можно забыть. То есть, с одной стороны, мы видим ужесточение позиции и попытку оказания давления на переговорный процесс, с другой - провоцирование Азербайджана на силовые методы решения конфликта.
В основе такого деструктивизма лежит экономический фактор. Мы должны понимать, что денег в Армении в этом году будет меньше, соответственно, помощь сепаратистам тоже, скорее всего, уменьшится.
В последние два года армянская диаспора за рубежом заметно сократила помощь Армении и сепаратистам. Поэтому, для того чтобы консолидировать ее, Еревану нужна война или тяжелая обстановка на линии соприкосновения.
- Можно ли сказать, что сейчас в Армении формируется антипашиняновская коалиция?
- Нет, пока еще о коалиции речи нет, у каждой из оппозиционных сил - своя повестка. Но при этом имеется понимание того, что со временем все будет хуже и хуже.
Экономика Армении держится на нескольких столпах и по всем ним существуют проблемы, плюс, отсутствие финансов у главных спонсоров и союзников. Ведь сейчас практически каждая страна занята своими проблемами и свободных денег для помощи Армении попросту нет.
Единственный способ, с помощью которого они еще могут хоть как-то собрать деньги для своего существования – это представить Армению как страну с катастрофическими показателями по коронавирусу, а также привлечь деньги диаспоры.
Поэтому в интересах правящей верхушки Армении - создавать напряженную ситуацию с Азербайджаном, чтобы как-то консолидировать армянское общество, а также получить, может и небольшие, но ощутимые для Армении финансовые средства. Кстати, они всегда умело пользовались лозунгом «родина в опасности» для решения своих насущных проблем.
- А на самом деле ситуация с коронавирусом не настолько катастрофична, как это хочет показать Пашинян?
- Как раз катастрофична, потому что шаги, которые они предпринимали, были совершенно неэффективны. Они - может даже ненамеренно, из-за неимения опыта молодой команды - создали большую проблему. Для примера: в той же Грузии несколько сотен заразившихся, а в Армении - более 13 тысяч, и возможно, как говорит сам Пашинян, даже свыше 100 тысяч инфицированных.
Так что, они не приукрашивают, а показывают то, что есть, но используют это для достижения своей цели – привлечь не кредиты, а безвозмездную помощь.
- В таком случае, на что они рассчитывают, провоцируя Азербайджан, что означают их военные учения, строительство новой дороги на оккупированных территориях?
- О какой дороге может идти речь, если у них там скоро не будет хватать денег на выплату зарплат?!
За провоцированием Азербайджана на активные действия стоит несколько целей. Первая – это консолидация диаспоры и стремление отвлечь внимание населения от проблем внутри Армении. Вторая – это попытка оказать давление на переговорный процесс, сорвать переговоры, которые идут «не в той логике», которую они себе представляют. В принципе, последнее заявление Лаврова продемонстрировало, что есть не то что непонимание, есть двуличие Армении на переговорах и вне переговоров.
Есть здесь и другая сторона – это попытка оказать влияние на внутреннюю политику в Азербайджане. Да, наглые заявления сепаратистов и поведение премьера Армении нацелены и на внутриполитическое обострение в Азербайджане, на желание внести раскол в обществе, активизировать радикальную оппозицию в стране и за рубежом.
Но они забывают, что сегодняшний Азербайджан - это уже не Азербайджан 1992-1993 годов. В азербайджанском обществе есть полностью консолидированная позиция по вопросу Нагорного Карабаха, и ее четко озвучивает Президент Ильхам Алиев.
- Каким вам видится развитие ситуации?
- Что касается политического кризиса – ситуация может «взорваться» уже к концу года. Насколько дольше Пашинян будет находиться у власти в нынешних условиях, настолько быстрее Армения будет ослабевать в экономическом плане. Если сегодня она еще располагает какими-то финансовыми ресурсами, то к концу года, когда увеличится потребление газа, когда экспорт сельхозпродукции не принесет ожидаемых поступлений – ситуация может в корне измениться.
К тому же, в Армению значительно сокращается объем денежных переводов из России – если в прошлом году они составляли 1,1 млрд долларов, и в первые три месяца этого года показатели были идентичны прошлогодним, то уже во втором квартале наблюдается снижение на 50%. Это – достаточно ощутимая сумма, и в этих условиях к концу года в Армении ожидается недостаток финансов.
При таком экономическом кризисе, при том, что Конституционный суд и процессы вокруг него создают еще и правовой кризис – остается ждать только кризиса политического, когда рейтинг Пашиняна снизится до уровня, когда другие политические силы смогут диктовать ему свои условия, а он не будет сдавать власть. И при таком положении, конечно, возможны любые сценарии.
- Как вы думаете, Азербайджан может использовать эту ситуацию в плане решения конфликта?
- Президент Азербайджана в своем последнем заявлении по Карабаху подчеркнул, что сегодня на первый план выходит фактор силы. Он также отметил, что мы свои действия в Карабахе отмериваем через призму геополитических реалий в регионе. Все это – четкие месседжи о том, что Азербайджан внимательно следит за процессами.
И насколько ближе Армения будет к экономическому и внутриполитическому кризису, настолько больше Азербайджан продолжит наращивать военно-политическое, дипломатическое, экономическое давление на Ереван. Несмотря на низкие цены на нефть, несмотря на экономические последствия от пандемии, у нас есть необходимые финансовые ресурсы для того, чтобы плавно перейти от рецессии к развитию.
И эта генеральная линия, нацеленная на истощение противника, конечно же, будет давать свои результаты.
- Чтобы в конечном итоге принудить агрессора к миру…
- Да, абсолютно верно.
Ф.Багирова