Тамерлан Вагабов: Азербайджан успешно демонстрирует армию XXI века в боевых условиях
![Тамерлан Вагабов: Азербайджан успешно демонстрирует армию XXI века в боевых условиях](/images/2020/11/03/20201103023254507/33.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
Краткий сравнительный анализ (Азербайджан – Армения) влияния инноваций, развития бизнеса и государственных реформ от Тамерлана Вагабова - заместителя главы правления Агентства по развитию малого и среднего бизнеса (KOBIA).
Т.Вагабов является выпускником Высшей школы Военно-морских сил США (магистр по управлению оборонными процессами) и Университета Джорджтауна (США) (магистр Школы внешнеполитической службы).
В прошлом Т.Вагабов занимал должность координатора антитеррористического проекта Генерального секретариата Интерпола (Лион, Франция), имеет опыт работы в Атлантическом совете США, МВД и МИД Азербайджана.
Т.Вагабов является специалистом по оборонной промышленности, занимался предпринимательской деятельностью в соответствующей сфере.
Инновации выигрывают войну в Нагорном Карабахе
Война между Арменией и Азербайджаном, начавшаяся, а точнее - разгоревшаяся вновь, 27 сентября, продолжается полным ходом. И хотя прошло только несколько недель с начала активных боевых действий, уже можно сделать целый ряд выводов о том, как будут выглядеть войны в ближайшие годы и десятилетия.
Особенностью данного конфликта является то, что воюют две относительно равные по размерам стороны. При этом обе, так или иначе, готовились к возможной эскалации конфликта около трех десятилетий - тратились на вооружение и укрепляли позиции и оборонительную инфраструктуру.
Как Азербайджан, так и Армения являются интересными объектами для сравнительного анализа индустрии высоких технологий в оборонной сфере, ведь каждая из сторон выбрала свой путь развития в этой области.
Анонсированный Арменией план состоял в том, чтобы развивать ИКТ-индустрию и тесно интегрировать ее с существующим оборонным сектором, по лекалам Израиля и его концепции «избежать регион» (escaping from the region).
За прошедшие годы, и это уже очевидно по промежуточным результатам боевых действий, Армения смогла достичь прогресса в создании только базовой инфраструктуры для развития высокотехнологичной индустрии и отдельных демонстрационных образцов.
Краткий анализ конфликта в Нагорном Карабахе выявляет серьезные пробелы инновационного сектора в оборонной промышленности Армении (или его фактического отсутствия), боевой комплектации армии, ее модернизации, а также в тактике ведения боев. Амбиции Армении были нацелены на создание технологически продвинутой «армии будущего» регионального значения и самое главное – эффективной и современной разведки. И хотя были объявлены и запущены многочисленные проекты, провозглашенная достаточно высокая доля инновативного и ИКТ-сектора в ВВП Армении (4,7%) никак не соответствует уровню фактического присутствия инноваций в армии агрессора. Это означает, что инновативный сектор Армении пока не проник в сферу оборонной промышленности в мере, ощутимой на поле боя.
Анализ на фактических примерах
Медийный анализ уничтоженной либо захваченной азербайджанской стороной армянской бронетехники позволяет утверждать, что практически все машины представляют собой устаревшие образцы вооружения 70-х- 90-х годов.
Осуществленная незначительная модернизация не повлияла на базовый технологический уровень этих машин, оставшийся на уровне годов их производства. Судя по всему, основной задачей оборонного сектора Армении было поддержание техники в работоспособном состоянии путем периодического ремонта и замены комплектующих на аналогичные изделия со складского хранения стран - союзников Армении по военно-техническому партнерству, и до реальной модернизации дело не доходило.
Вышесказанное относится как к ходовой части, которая испытывает наибольший износ даже в небоевых условиях (двигатели В-46 и В-84 и трансмиссия), так и к более сложным системам типа замены модулей СУО (система управления огнем) бронемашин, а также танковых пушек.
Среди трофеев, оставленных войсками Армении, немало машин с изношенной ходовой частью и неработающими элементами прицельных и вычислительных систем вооружения (СУО, прицелы-дальномеры ТПДК и другие элементы) при отсутствии боевых повреждений. Аналогичная ситуация и с легкобронированной техникой типа БМП и БТР.
Ситуация с высокотехнологичными системами типа БПЛА, такими как Trunk, X55, Ptero, Baze, не позволяет говорить об их решающей роли в боях. Во-первых, количество таких машин ограничено, во-вторых, это больше тактические разведывательные дроны без ударных функций. Получить нужную стабильность в воздухе, грузоподъемность, создать эффективную систему предотвращения средств радиоэлектронной борьбы, создание оптики нужного качества для ударных беспилотных аппаратов - сложный и дорогостоящий проект, который оказался не под силу оборонному комплексу Армении. Использование беспилотных, наземных машин, платформ/модулей дистанционного управления огнем, инновационных командных центров (Command, Control, Communications, Computers), систем тактического, наземного позиционирования не является широко используемой инфраструктурой в нынешней армии Армении.
Теперь к Азербайджану. Ситуация в сфере развития ИКТ-сектора в Азербайджане и ее влияния на оборонную промышленность имеет ряд особенностей. В Азербайджане создана инфраструктура государственной поддержки сектору ИКТ как, например, Агентство по инновациям, Агентство по развитию малого и среднего бизнеса. Важным пунктом стимулирования ИКТ и инноваций являются реформы в сфере государственных закупок (особенно среди мелкого и среднего бизнеса). Одним из основных критериев реформ является цифровизация государственного сектора посредством привлечения малых и средних фирм к тендерам по цифровизации, поддержка новых технологических компаний (в том числе в оборонной сфере).
Сегодняшние бои в Карабахе стали площадкой демонстрации тактической и стратегической важности современных методов ведения боя, использования беспилотных летательных и наземных аппаратов, изучения опыта боев, наращивания боевой институциональной памяти, модернизации бронетехники и артиллерийского вооружения сухопутных войск. Азербайджан показывает слаженность работы различных государственных структур и взаимодействия с бизнесом для развития инновационного сектора в стране в целом. В сфере оснащения армии передовыми технологиями и развития инновационного аспекта оборонной промышленности Азербайджан избрал прагматичный путь, который имеет 3 вектора:
- Перенимание передового иностранного опыта в сфере инновационных военных продуктов. Это включает в себя закупку и локализацию производства БПЛА (с Израилем), закупку, боевое использование и перенимание тактики боев с БПЛА (Турция, Израиль) и другие средства подавления связи, - сенсоры, тепловизоры, прицелы. Использование указанного оборудования в боях в Карабахе в апреле 2016-го и после 27 сентября 2020 года дали беспрецедентный боевой институциональный опыт для азербайджанских (Министерство оборонной промышленности) и зарубежных производителей в сфере оборонной промышленности. Отметим также закупку и широкое успешное использование современной наземной бронетехники и артиллерийских систем (танки Т90С, БМП-3, разведывательно-ударные бронемашины Sandcat, Otocar Cobra, артиллерийские системы Дана и др.)
- Модернизация бронетехники (Т72, БМП1,2 и пр.), которая включает как поддержание техники в работоспособном состоянии, так и модернизацию. Например, замена устаревших орудий и модернизация башни в необитаемые платформы с автоматическим перезарядом пулемета (замена морально устаревшего орудия ГРОМ на БМП 1 на автоматическое оружие калибром от 12.7 мм и выше), замена бортовой электроники на системы следующего поколения (приборы ночного видения, прицелы-дальномеры, СУО, ходовая часть и др.).
- Привлечение экспертизы частного сектора для создания инновационных боевых решений, создание и поддержка среднего и мелкого бизнеса специализированными государственными структурами со слиянием экспертизы из сферы ИКТ, электроники и механики. Подобные компании предоставляют продукты типа модулей дистанционного управления огнем с пулеметами калибров 7.62 (ПКТ), 12.7 (Корд, НСВТ), разработку наземных беспилотных машин ударного и наблюдательного назначения, недорогих тактических дронов-бомбардировщиков, создание систем тактического наземного позиционирования и т.д.
В итоге, целостный подход к реформам государственного сектора, закупок, поддержки бизнеса и перенимания передовой военной экспертизы меняют тактику и стратегию ведения боев и приводят к более рациональному использованию средств. В боях за деоккупацию территорий Азербайджанская армия при помощи современных БПЛА и артиллерии практически полностью уничтожила противовоздушную оборону противника, нанесла серьезный урон артиллерии, ракетным системам и системам залпового огня и сухопутным силам агрессора, что позволило за несколько недель продвинуться в глубь оккупированных территорий. Система «зачистки» артиллерией, точечных ударов БПЛА, прорыва 4-6-рядных линий обороны противника «танковым клином» на модернизированных танках позволила спецподразделениям и пехоте закрепиться на освобожденных территориях. Взаимодействие военного и частного секторов, Министерства обороны и Министерства оборонной промышленности позволяет восполнять запасы артиллерийского вооружения, создавать эффективные и инновационные системы защиты периметра (указанные выше модули дистанционного управления, беспилотные наземные машины, системы С4 и т.д.) и сомкнуть цепочку боевой инфраструктуры в Вооруженных силах.
Отсутствие целостного и многовекторного подхода к практическому применению инноваций, государственных ресурсов, привлечения иностранной экспертизы и экспертизы местного частного сектора привели к низкой эффективности вооруженных сил Армении, что видно по результатам боев.
Превосходство в воздухе является одним из ключевых факторов в боевых действиях. Вооруженные силы Армении не смогли добиться какого-либо преимущества и лишить или помешать превосходству в воздухе Азербайджанской армии с помощью большого количества устаревших систем ПВО.
Но даже после того, как стало ясно, что небо Карабаха практически полностью принадлежит Азербайджану, руководство МО Армении не сделало никаких выводов и продолжает терять технику и живую силу как на поле боя, так и в тылу.
Также заметим, что нынешнее неэффективное использование вооруженных сил Армении как в обороне, так и в наступлении не соответствует меркам даже достаточно консервативной старой военной доктрины СССР.
Это вынуждает военное руководство страны-оккупанта занимать более пассивную стратегию ведения войны путем выстраивания многоуровневых систем инертной защиты позиций. В сегодняшних боях описанные выше причины влияют на низкую боеспособность армии Армении (что измеряемо результатами и временем освобождения оккупированных территорий). Сегодня армянская армия больше полагается на традиционное вооружение и выстраивает «классическую» тактику ведения боев, что приводит к большим потерям личного состава и техники.
Как оказалось, за почти 30 лет бравады на информационном фронте армянская армия фактически не изменилась.
В то же время Азербайджан успешно демонстрирует армию XXI века в боевых условиях.