Трехсторонние переговоры в Москве – дипломатическая победа Азербайджана
Московские переговоры лидеров Азербайджана, России и Армении – это несомненно, важная дипломатическая победа Баку.
Второе трехстороннее заявление, подписанное Ильхамом Алиевым, Владимиром Путиным и Николом Пашиняном, подводя черту под 44-дневной войной, в основном сфокусировано на экономическом и региональном сотрудничестве. Документ, предполагающей создание рабочей группы и экспертных подгрупп для работы над восстановлением экономических и транспортных коммуникаций в регионе, можно рассматривать как своего рода дорожную карту.
Прежде всего, речь идет о создании коридора, соединяющего основную часть Азербайджана с Нахчываном, снятии блокады автономии и, в целом, формировании новой платформы, развитии транспортных и коммуникационных возможностей как для Азербайджана, так и для всех остальных стран региона. Коридор, ведущий через территорию Армении в Нахчыван, предполагает два основных компонента: это строительство в ближайшие два года новой железной дороги Горадиз-Агбенд; и строительство грузового терминала в Горадизе, куда по железной дороге будут поступать грузы, которые затем будут доставляться автомобильным транспортом в Нахчыван и Турцию.
Говоря об итогах переговоров в Кремле, стоит отметить особый интерес, с которым были встречены в экспертных сообществах заявления глав государств. Особое внимание аналитики, в том числе, российские, уделили тому, насколько напряженным и путанным выглядело выступление армянского премьера на фоне спокойной уверенности и твердой речи главы Азербайджана. Выступление Ильхама Алиева в основном сводилось к настроенности Азербайджана на устойчивое и безопасное развитие региона, что, собственно, и было анонсированным вопросом повестки встречи. О том же говорил в своем выступлении Владимир Путин.
Попытка Никола Пашиняна переместиться от повестки переговоров в сторону темы «статуса Карабаха» и вопроса «военнопленных» - речь идет об армянских диверсантах, пробравшихся на освобожденные азербайджанские территории уже после подписания заявления от 10 ноября - скорее, было рассчитано на внутреннюю армянскую аудиторию. Никакого ответа на эти инсинуации ни от Ильхама Алиева, ни от Владимира Путина не последовало.
Интересного взгляда на московский саммит придерживается известный политический обозреватель, эксперт дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Мамедов.
Вот что пишет политолог на своем телеграм-канале: «В преддверии встречи в Москве стороны озвучили свои повестки:
⁃ Президент Азербайджана: статус миротворцев, контроль над входом и выходом в Лачинский коридор.
⁃ Премьер Армении: армянские военнопленные, транспортный выход.
⁃ Президент России озвучил повестку на встрече.
Здесь важны формулировки. Владимир Путин в начале встречи озвучил идею создания рабочей группы вице-премьеров по развитию Карабаха. И в этом была интрига...»
Интрига в том, убежден Фархад Мамедов, что не в интересах Азербайджана подпускать Армению к дискуссиям о судьбе армян Карабаха: «Это внутриазербайджанский вопрос и, максимум, мы можем подпустить посредников, но не Армению! С Арменией обсуждать надо межгосударственные вопросы - границу, транспортные коридоры и т.д.».
Напоминая, что по итогам встречи было принято заявление, в котором говорится о создании рабочей группы вице-премьеров по коммуникационным проектам, эксперт обращает внимание на то, что данный вопрос носит межгосударственный характер.
Что касается вопроса статуса российских миротворцев, то он продолжает оставаться в повестке азербайджано-российских переговоров: «Находятся миротворцы на территории Азербайджана, и поэтому логично, что границу с Арменией, то есть, вход в коридор должен контролировать Баку, а уж потом, безопасность дороги - миротворцы. Мониторить же российские войска будет уже турецкий контингент».
Комментируя ожидания армянской стороны, в частности, вопрос о «военнопленных», Фархад Мамедов констатирует, что эти люди - не пленные, а те, кто приехали на территорию уже после подписания заявления от 10 ноября. Поэтому они были арестованы как диверсанты: «Этот вопрос, наверняка, найдет решение в комплексе с первым, то есть с контролем Азербайджана над входом в коридор, речь идет об армяно-азербайджанской границе. Здесь как раз будут гарантии того, что в будущем вот такие ширакские террористы не забредут на территорию Азербайджана».
Будет ли Армения допущена к работе турецко-российского мониторингового центра в Агдаме? Фархад Мамедов считает, что этого не произойдет, так как для этого нет никаких оснований.
Что касается армян Карабаха, то по мнению эксперта, общаться с ними пока не получается: «Юридически они все граждане Армении, однако нужно будет оформить механизм, опять же с помощью посредников, в том числе и России. Но это временно, весной наверняка будут подвижки».
Ну, и наконец, о «статусе Нагорного Карабаха» - этот вопрос, убежден Фархад Мамедов, обсуждаться не будет, даже если руководство Армении будет биться головой об стенку.
Подводя итог, следует отметить, что сегодня армянскому руководству следовало бы подумать о том, как вывести страну из политического, экономического и социального кризиса. Решение проблемы есть, оно упирается в отказ Армении от утопических претензий и в концентрации внимания на сотрудничестве и развитии в соответствии с интересами всех стран региона.
Ф.Багирова