Азербайджанский ученый, проживающий в Америке: «Конкуренция здесь большая, но мы готовы бороться за лидерство» - ФОТО

Аслан Мансуров – ученый из Азербайджана, проживающий в США.
В начале 2020 года он совместно с коллегами разработал новый препарат для иммунотерапии онкологических заболеваний, чем привлек внимание общественности.
В 2013 году А.Мансуров с золотой медалью окончил общеобразовательную гимназию «Кавказ» в Баку. В 2017-м получил степень бакалавра химической инженерии в Университете Миннесоты (University of Minnesota), который также окончил c отличием. В настоящее время Аслан получает степень доктора философии по биомолекулярной инженерии в Институте молекулярной инженерии Притцкера Чикагского университета (Pritzker School of Molecular Engineering at University of Chicago).
В беседе с 1news.az А.Мансуров рассказал о сложностях, с которыми ему пришлось столкнуться, об адаптации в Америке и выборе своей профессии.
- Вы выбрали для себя достаточно сложное направление. С чем связан выбор Вашей профессии?
- В школьные годы я не проявлял особого интереса к биологии, он возник у меня в процессе обучения в университете. В старших классах мне легко давались такие предметы, как математика, химия, физика. Именно поэтому, определяясь с профессией, я выбрал химическую инженерию, но через пару лет мое внимание привлекла биоинженерия. В наши дни, благодаря изобретениям в области генной инженерии, многие прежде неизлечимые болезни лечатся с помощью биоиммунных препаратов, и биомедицина развивается с большой скоростью. С помощью биоинженерии создаются органы и ткани. Химическая инженерия – это в основном нефтегазовая отрасль, здесь не наблюдается большой прогресс и незначительна роль инноваций. А мне всегда хотелось быть на острие прогресса, в связи с чем я и выбрал биоинженерию. Как видите, мой выбор не был мечтой детства, а сформировался вполне осознанно в процессе получения образования.

- Когда Вы решили заняться бимолекулярной инженерией, какие существовали препятствия в самом начале?
- Наверное, самым большим препятствием на тот момент была нехватка знаний в области фундаментальной биологии. Последний раз я проходил биологию в старших классах школы, а для изучения биоиженерии эти знания были явно недостаточными. Как только я поступил на первый курс докторантуры, начались интенсивные занятия по иммунологии и биоматериалам. Это было очень сложно поначалу, но оно того стоило, и в течение нескольких месяцев интенсивных занятий основные знания были приобретены.
- Как проходила Ваша адаптация в США?
- Очень рад, что вы затрагиваете столь важный вопрос. Мне очень повезло, когда я оказался в Америке в 2013 году. В моем университете учились азербайджанцы, которые в дальнейшем стали для меня поддержкой и опорой. Они давали мне полезные советы, что благотворно повлияло на мою адаптацию к социальной жизни, позитивно сказалось на обучении. Я знаком с ребятами, которые, переезжая в другую страну и начиная обучение, не смогли найти своих соотечественников, чувствовали себя одинокими, часто подавленными. Это сильно усложняло им жизнь, негативно влияло на учебу. Я бы посоветовал тем, кто выбирает университет за рубежом, обращать внимание не только на рейтинг университетов, но и на социальный климат в городе, присутствие соотечественников, которые могут помочь на начальных этапах. Стоит подчеркнуть, что адаптация зависит от психологического состояния. Когда рядом близкие люди, адаптация проходит легче и приятнее. К счастью, я не ощутил такого рода сложностей, и адаптация у меня прошла легко.

- Мы знаем, что Америка – это страна возможностей. Но эта страна как дает шанс достичь вершин, так и отнимает его в столь большой конкуренции. Как Вы относитесь к конкуренции? Не пугает ли она Вас как молодого специалиста?
- Это правда, в Америку съезжаются представители разных стран, которые являются лучшими в своих областях, что и создает большую конкуренцию. Конечно, возникает мысль, что достичь успеха было бы легче на родине, но у меня не было выбора, так как область моего профессионального интереса на сегодняшний день не развита в Азербайджане в достаточной мере. Мне, скорее, приходится выбирать между Америкой, Европой и Канадой. Биоинженерия также высоко развита в ряде стран Азии, но в связи с наличием языкового барьера этот вариант я не рассматриваю. Конкуренция, конечно, большая, но мы готовы бороться за лидерство (смеется).
- Что Вас вдохновило на открытие, совершенное совместно с коллегами? Можете рассказать подробнее о процессе создания этого препарата?
- Вдохновения в классическом его понимании у меня не было. В 2018 году я выбрал лабораторию с небольшой командой, которая разрабатывала технологию, способную доставлять биопрепараты в область опухоли. Пару месяцев я занимался изучением базовых техник на оборудовании, работой с экспериментальными животными, а спустя время мой научный руководитель дал мне задание применить одну из технологий на молекуле интерлейкин 12*. Я сумел изготовить этот препарат и начал изучать его активность в лабораторных условиях, что называется "In vitro". Далее мы продолжили наши эксперименты на лабораторных мышах, данный процесс называется "In vivo". Мы получили положительные результаты, которые и легли в основу статьи, опубликованной в престижном журнале «Nature Biomedical Engineering». Хотелось бы отметить, что мне очень повезло с научным руководителем, профессором Джефри Хаббелом, который является одним из ведущих специалистов в области иммунной инженерии в мире. В лаборатории под его началом я оказался в обстановке, способствующей моему развитию и самореализации.


- Нужны ли какие-то особые качества, чтобы добиться успеха в Вашем деле? Какие из них есть у Вас?
- Думаю, в науке нужны такие качества, как оптимизм, терпение и трудолюбие. Все три одинаково необходимы. Особенности биологии в том, что очень часто эксперименты не удаются. Из тысячи молекул, проходящих тестирование, удачной оказывается порой всего одна. Что касается моих персональных качеств, то мне трудно дать им объективную оценку. Думаю, я довольно трудолюбив, но бывает, что мне не хватает оптимизма... я очень расстраиваюсь, получая негативные результаты (смеется).
- Скажите, есть ли у Вас хобби, позволяющее отвлечься от профессии?
- Да, я очень люблю играть в большой теннис, посещать спортзал. Провожу время с друзьями, посещаю азербайджанскую общину.
- Какие у Вас планы на ближайшее будущее и на будущее в целом?
- Сейчас я занимаюсь продолжением проекта, который был опубликован в начале этого года. Мы также используем интерлейкин 12*, пытаемся его усовершенствовать и сделать менее токсичным. Планирую до конца 2021 года закончить докторантуру, защититься и некоторое время поработать в Америке. У меня есть два варианта для дальнейшего профессионального развития, но я пока не определился.
- Вы чувствуете поддержку соотечественников? Помогает ли Вам это на Вашем пути?
- В первую очередь я чувствую поддержку моих родителей. Поддержка наших соотечественников также очень важна. Особенно остро я ощутил это в период войны за освобождение Карабаха и когда смог разделить с ними радость Победы. Что касается науки, то, к сожалению, в моей области мало азербайджанцев. Я знаком с профессорами и научными сотрудниками крупных фармацевтических компаний в Америке, которые являются нашими соотечественниками, но мне хотелось бы видеть больше азербайджанцев в области биоинженерии.
Фахрия Алескерзаде
Читайте по теме:
Войти в историю: Молодой ученый из Азербайджана работает над препаратом для борьбы с раком – ВИДЕО