Фархад Мамедов: «Карточный домик» под названием армянская идентичность разрушается
Автор: Фархад Мамедов, политолог
Источник: Telegram-канал Ф. Мамедова
Поражение в войне с Азербайджаном выявляет все новые кризисы армянского общества. Когда азербайджанская сторона говорила, что армянское общество заражено вирусом ненависти к азербайджанцам, и тюркам в целом, что идеологемы армянства зиждутся на нацистской, по сути, идее превосходства, что выстроенный исторический нарратив сплошь сфальсифицирован... и это в результате приведет к кризису и неминуемой потере государственности, нам возражали, что мы хотим захватить Иреван.
В армянском обществе на сегодня развернулась дискуссия о новой национальной идее, повестке, которая должна стать соломинкой для выхода из пучины политического, экономического и морально-психологического кризиса. К сожалению, основным трендом дискуссии является идея реванша, которую культивируют в основном ретроградские всеармянские партии вроде «Дашнакцутюн».
Один из армянских каналов написал занимательную заметку, выложу один абзац: «Рабиз это раковая опухоль, которая дала метастазы. В сущности, то, что называется рабизом и восточным, к чему так все привыкли и большинство тает, это просто турецкие и арабские песни, азербайджанский мугам, спетый на изнасилованном армянском языке. Все армяне суперпатриоты, суперхристиане и чтут память о Геноциде и одновременно, большинство, крестят детей, женятся и устраивают поминки под турко-арабско-персидские мелодии не самого высокого разлива. Странный парадокс. Это просто страшная катастрофа самоидентификации на глубинном уровне».
Для себя я вывожу из этого признание культурного тюрко-мусульманского влияния на армянский народ, плюс признание того, что сейчас называется армянская культура – это армянский вариант, украденный из культур народов, которые в течение истории доминировали в регионе. Также это призыв к самоочищению. Представляете, в 21-м веке, пещерный призыв к самоочищению от вредного, по мнению авторов заметки, влияния.
Однако есть и вполне прагматичные голоса, которые сейчас не на площадях и улицах. Именно это большинство осознало, что жить прежними идеями ненависти и вражды приводит к войне, в которой армяне проиграли. То, что на улицы Армении не выходят сотни тысяч, демонстрирует, что армянский народ устал оставаться в заложниках у агрессивного меньшинства, но все еще боится сказать об этом, или же нет лидера, который будет транслировать альтернативные идеологемы, базирующиеся на примирении со своей географией, отказа от претензий к соседям и постоянного нытья о мифическом прошлом...
Для меня это молчаливое большинство это: те парни с ролика Нового времени, которые говорят, что «хорошо, что закончилась война, и мы остались живы...»; та мать солдата, которая на видео Ланкастера протестует перед министерством обороны Армении и требует, чтобы ее сына-солдата в три часа ночи не перевозили в гражданской одежде и в машине для стройматериалов в Карабах; та продавщица магазина с сюжета радио Свобода, которая говорит, что будет продавать товары азербайджанцам...
Президент Азербайджана Ильхам Алиев призвал армян к выходу из атмосферы иллюзий и фантазий. Как показал результат войны, ни к чему хорошему это не приводит. Важно и то, чтобы внешние спонсоры Армении также не стимулировали эти иллюзии, идею реванша, так как ответ будет несоразмерным и еще более болезненным.
Неспроста Президент Азербайджана и руководство России сконцентрировались на открытии коммуникаций, прокладке Зангезурского коридора, так как это на сегодня основа закладки институционального, экономического базиса взаимозависимости региональных стран. Этот проект, и другие будущие проекты похоронят реваншизм и усилят роль и место прагматиков в Армении, которые найдут в себе силы и заявят о том, что не хотят быть опять заложниками агрессивного меньшинства.