Минные поля, покрытые красными тюльпанами, или Что увидели журналисты в Зангилане после войны − ФОТО
Время остановилось на 30 лет. Такое впечатление сложилось при виде искромсанной людьми природы Зангилана, куда я совершил первый и не последний в жизни визит после 44-дневной победы в Отечественной войне.
Вырубленные столетние деревья, сожженные поля, загрязненные реки, снесенные до основания жилые дома проживавших в этих краях азербайджанцев − «привлекательное место» для снятия апокалиптического триллера с печальным сценарием, однако с хорошим концом, когда фильм завершается победой добра над злом.
Во время поездки прошу показать точное место бывшей линии соприкосновения войск. Этот долгожданный момент наступает быстро, вступаем на земли, откуда были изгнаны в ходе Первой Карабахской войны. Проезжаем заминированные поля, линию Оганяна, на пути встречаются уничтоженная военная техника ВС Армении и высота Лелетепе, где с 2016 года развевается Азербайджанский флаг.
Автобус двигается медленно, давая возможность разглядеть красоту природы или то, что сохранилось за годы оккупации от некогда цветущих лесов, где остались «в наследство» беспризорные свиньи...
В пути часто встречаются надписи с предупреждением о минах, куда заходить нельзя. Ведь заминированные поля, покрытые красными тюльпанами, не то место, где можно спокойно собирать красивые цветы и радоваться жизни.
Когда подъезжаем к району, автобус останавливается и участники поездки стремятся сфотографироваться перед надписью «Зангилан» в цветах азербайджанского флага, чтобы потом разместить в социальных сетях.
Кстати, хотел бы отметить одну деталь − нам довелось увидеть и дорогу, которую намеревался проложить в Джебраиле премьер-министр Армении Никол Пашинян. Упоминание о ней еще долго будет вызывать раздражение у вражеской стороны, которая использовала ее строительство в качестве рычага давления на Азербайджан для демонстрации отсутствия намерения возвращать захваченные земли.
Но вернемся к описанию поездки, в ходе которой не просто совершаем визит на некогда оккупированные земли, но и принимаем участие в посадке на месте вырубленных деревьев новых. В этот день было посажено 500 деревьев различных пород.
В ходе визита знакомимся с Баситчайским заповедником и заказником Аразбою, которым за эти годы нанесен значительный ущерб.
Нужно отметить, что этот регион отличается не только красивой природой, но и богатыми природными ресурсами − на территории района 11 месторождений полезных ископаемых. Например, общие запасы залежи облицовочного камня «Охчучай» составляют 6 618 тыс. кубометров.
На берегу реки Охчучай можно увидеть разграбленное армянами месторождение известняка «Эхенгдаг».
Замминистра экологии и природных ресурсов Фирдовси Алиев сообщает, что на территорию Карабахского региона приходится 40% источников минеральных вод Азербайджана, что, признаюсь, становится шоковой новостью. Ведь всего этого мы были лишены последние три десятилетия.
Между тем Армения продолжает загрязнять реку Охчучай, которая впадает в Араз. По словам представителя Минэкологии и природных ресурсов Мехмана Набиева, отходы Каджаранского медно-молибденового очистного сооружения у истока этой реки на территории РА, а также бытовые сточные воды сбрасываются в эту реку.
Чем больше знакомимся с этими землями, тем больше ассоциация с термином «выжженная земля», когда отступающие войска уничтожают все на своем пути.
Однако и этот термин полностью нельзя привести в качестве примера, потому что процесс разграбления стартовал 29 октября 1993 года, в день, когда последний азербайджанец покинул эти земли.
Во время посещения участников интересовал один вопрос, на который не могли найти логического объяснения: почему армяне, если не намеревались возвращать мирным путем эти земли, уничтожали все вокруг, увозили все, начиная от оконных рам и заканчивая унитазами?
Или это некий психологический фактор и они подобным образом выражали ненависть и мстили землям, где раньше проживали азербайджанцы? Интересно, о чем думал человек, который почти 30 лет назад незаконно захватил чужой дом, жил там, а когда пришло время возвращать имущество, сжег его дотла? Или зачем сжигать пень вырубленного столетнего дерева?
Для всемирной истории период оккупации азербайджанских земель будет отмечен одной строкой в учебниках, ведь наш регион слишком мал и его даже с трудом можно обнаружить на карте мира. Но для азербайджанцев эта строчка будет означать трагические события, изгнание, когда были снесены дома, разрушены исторические и культурные памятники, а мечети или то, что от них осталось, превращены в свинарники.
Ввиду того, что все кругом разрушено, один из участников поездки совершает намаз на природе, под открытым небом. Для меня как журналиста этот фактор стал показателем возвращения прежних хозяев, со своей религией и обычаями, которые они будут соблюдать на этих землях.
Понадобится много лет и упорный труд, пока будет восстановлен прежний красивый облик прежде цветущих краев, где люди смогут вновь собирать красивые тюльпаны, не боясь минных полей и линии Оганяна.