Репортаж «КП» из освобожденного Карабаха: на месте выжженной земли развернута «стройка века» - ФОТО
В «Комсомольской правде» вышла статья журналиста Валентина Алфимова под заголовком «Что на самом деле происходит в Баку и Карабахе после армяно-азербайджанской войны»
О том, что увидел на еще недавно оккупированных армянскими сепаратистами, а ныне – освобожденных землях Азербайджана, В.Алфимов поделился в своем материале.
Предлагаем читателям выдержки из публикации на «КП».
«Qarabağ Azərbaycandır» - такой баннер, отпечатанный в хорошей типографии - первое, что мне попалось на глаза в аэропорту Баку. Затем и на выходе из него, а потом на автобусных остановках по пути в город и уже в самой столице на каждом втором здании и каждой пятой машине. Дословно это переводится, как «Карабах – Азербайджанский», - пишет В.Алфимов в начале статьи.
И далее объясняет: «Сами азербайджанцы называют вторую Карабахскую войну - Отечественной. Фуад Ахундов, сотрудник администрации президента Азербайджана объясняет мне - почему:
«В Великую Отечественную немцы захватили 9% территории Союза, а у нас было - 20%. Как мы можем считать по-другому?»
Далее, в части статьи под красноречивым подзаголовком «Типичный пейзаж – минное поле», В.Алфимов пишет:
«Я въезжал в Карабах с юга. Первой точкой был город Физули. Местные называют эти территории - Низменный Карабах. И правда, пейзаж можно было бы описать так: поля - насколько хватает глаз. Но через каждые пару километров огромный противотанковый ров, а сразу за ним - вал и ежи. Далее - поле... Минное поле. Потом снова ров с валом и так 6 или 7 рядов. Вдоль дорог щиты. На них наглядно показано, что ни на сантиметр с шоссе ни съезжать, ни сходить нельзя - везде мины. Даже для разворота машин сделаны специальные карманы - не дай Бог это делать на самой дороге», - рассказывает автор.
Он отмечает, что разминированием территории занимается Национальное агентство Азербайджана АНАМА, специалисты которого прочесывают буквально каждый сантиметр земли.
«Военные прошли первыми, но они расчистили только дороги. Помогают и турки, но только техникой и советниками. А вот поддержка МЧС России - куда более существенная. Тут и машины, и специалисты прямо в полях», - пишет журналист.
«Вообще Россия тут встречается часто. В зоне отгремевших боев - в основном, в земле», - пишет далее В.Алфимов, говоря о минах.
«Почти все, что находим - советского и немного российского производства, - вздыхает главный специалист «АНАМА» Мадад Мамедов, - Но Россию обвинять никто не будет. Как правило, это не новейшие вооружения. Тут все виды старых мин. Мы понимаем, что вы много торгуете оружием, да и у каждой стороны (и у азербайджанцев, и у армян, - ред.) были свои советские запасы».
Он также рассказывает о минах, которые ему продемонстрировали саперы: от противотанковых и противопехотных с заводской маркировкой до самодельных деревянных «лягушек».
«На всех из них аббревиатуры на русском и… год выпуска партии - 1987, 1989… Есть и изделия уже российского производства, но их меньше», - пишет автор.
Этот факт у журналиста удивления не вызывает, ведь армянские сепаратисты брали оружие из Армении, главным партнером в сфере обороны была как раз Россия.
«Только военные и ветер», - так пишет автор далее, рассказывая об освобожденных от оккупации территориях.
«Вообще освобожденные территории Карабаха представляют из себя... нет не выжженную землю, но брошенную. Десятки деревень, сотни домов пока в руинах. Но не от мин и снарядов. Тут просто почти 30 лет никто не жил. Эти земли были зоной безопасности между Карабахом и Азербайджаном. Тысячи гектаров брошенной земли. Население было лишь в городках Шуше, Кяльбаджаре и Гадруте. На остальных землях - только военные и ветер.
В этих местах необычайно сильное впечатление создает даже обычный путевой указатель. Стоит на обочине знак с названием деревни и стрелка влево. А там ... деревни нет. Нет даже самой дороги. Только трава и сгоревший танк...», - говорится в статье.
Однако, как пишет далее В.Алфимов, некоторым территориям определение «выжженная земля» подходит как нельзя более точно.
«Один из районов, который вернулся в Азербайджан - Кяльбаджарский. Тут один из самых богатых на весь Кавказ золотой прииск, а помимо него и вся таблица Менделеева под землей.
Сейчас город идеально подходит для съемок фильма-апокалипсиса, в котором произошла катастрофа. Именно так выглядит сегодня некогда красивейший город в живописном уголке Кавказа. Местные армяне ушли, как только стало известно, что азербайджанская армия с боями взяла перевал со стороны Гянджи. Забрали скот и сожгли за собой все дома и даже сараи. Сады тоже повырубали. На сегодня в городе только две крыши - на здании полицейского участка и военного госпиталя», - рассказывает журналист.
Еще одним городом, который посетил В.Алфимов, стал Гадрут.
«Из населения - только военные, строители и… продавец магазина. Единственного работающего на всех отошедших Азербайджану территориях. Их просто негде строить. Местных нет совсем, деревни пустуют, военных кормят и поят», - рассказывает он.
По его словам, сегодня Гадрут покрыт толстым слоем пыли от гремящих грузовиков, которые возят стройматериалы для восстановления разрушенных домов.
И заканчивает свой материал журналист рассказом о главной «стройке века» - в городе Шуша, отмечая, что власти Азербайджана объявили его Культурной столицей страны.
По его словам, силам, брошенным на восстановление города, позавидовал бы даже советский БАМ.
«Очередь из грузовиков в город перед блокпостом миротворцев растянулась на пару километров. Номера в основном - азербайджанские, но встречаются и турецкие, и даже иранские (до границы с Ираном - пара сотен километров). Все ждут, когда российские бойцы под конвоем проводят их в отвоеванную Шушу.
В.Алфимов подчеркивает, что его впечатлило развернутое в освобожденном Карабахе строительство.
«По планам властей Азербайджана, тут построят два аэропорта и 6-полосный автобан. Поля еще не разминированы, и ходить по ним можно будет только лет через 5 кропотливой работы, а трактора и бульдозеры уже гребут землю под шоссе.
Обещают за пару лет полностью восстановить регион и вернуть жителей. Почти миллион человек, чьи семьи ушли с этих земель в начале 90-х уже заявили, что готовы вернуться. А кроме них - еще полмиллиона азербайджанцев готовы переехать в новые «умные деревни» в горах», - пишет журналист «КП».