Капитан Зия Самедов: «Моя семья три дня считала меня шехидом» – ФОТО – ВИДЕО
Карабах… Как много эмоций несет в себе это слово!
30-летняя оккупация со стороны Армении, радость от возвращения исконно принадлежащих нам земель, восстановление справедливости… Чувство гордости за Победу в Отечественной войне, начавшейся 27 сентября 2020 года, не оставляет азербайджанский народ по сегодняшний день.
Журналистам 1news.az посчастливилось побывать в Гадруте, который ровно год назад, 9 октября 2020 года, был освобожден от оккупации Азербайджанской Армией.
Наш путь к Гадруту лежал через густой туман. В какой-то момент асфальтированная дорога сменилась грязью, и водитель снизил скорость. Сквозь окна были видны строительные машины, которые прокладывали легендарную «Дорогу Победы» («Zəfər yolu»), ведущую к Шуше.
Мы проезжали мимо полуразрушенных домов, из которых некогда армянские вооруженные силы изгнали мирных азербайджанских жителей. Год назад наша Армия, ждущая этого момента целых 30 лет, заставила оккупантов бежать и вернула то, что принадлежало Азербайджану по праву. При взгляде на эти дома сердца наполнялись теплотой, ведь после восстановления и благоустройства освобожденных земель сюда должны были вернуться их коренные жители.
Наконец мы прибыли в Гадрут, к нашему пункту назначения – знаменитому камню, выкрашенному в цвета азербайджанского флага. Здесь нас ждали ветераны, гази и сотрудники спецназа, участвовавшие в операции по освобождению Гадрута. Теперь, спустя год, они со слезами на глазах делились с журналистами своими воспоминаниями.
Офицер Вооруженных сил Азербайджана, капитан Зия Самедов рассказал в беседе с 1news.az, что с первых же дней принял участие в Отечественной войне и получил ранение в боях за Гадрут:
«В этой операции наша Армия перехитрила врага. Армяне ожидали, что мы воспользуемся дорогой, которая ведет в Гадрут, но мы выбрали другое направление – через горы. Такое примитивное мышление врага говорит о его беспомощности и слабости. На протяжении двух дней мы шли через горы и, проходя мимо одного из армянских дивизионов, удивились, что они нас даже не заметили. В ночь на 8 октября мы поднялись на Гадрутские горы, заняли позиции и вступили в бой. Конечно, не обошлось без потерь – некоторые наши боевые товарищи, которые бились с большим мужеством, стали шехидами…
Вместе с тем, находясь на горных вершинах, мы столкнулись с ситуацией, которая была просто смехотворной. Весь Гадрут был виден как на ладони, в том числе и часть, где дислоцировались войска Армении. И знаете, что мы там увидели? Обычно при таких обстоятельствах бегут мирные жители, но мы стали свидетелями того, как армянские военные второпях запрыгивали в грузовые машины и уезжали из Гадрута. Они оказались в плачевном положении и понимали, что их конец близок».
По словам З.Самедова, спустившись вниз, они увидели, что враг понес большие потери. Полковник их военной части лежал на земле с многочисленными ранениями. Армяне оставили его умирать, в то время как азербайджанцы никогда не бросали своих боевых товарищей, делая все возможное для их спасения даже под угрозой своей жизни.
«Когда мы были на вершине Гадрутских гор, я получил осколочное ранение в результате взрыва гранаты. Я потерял сознание, а когда открыл глаза, то увидел солдата, который пытался вынести меня с поля боя. Возможно, я бы не остался жив, если бы не он. Этот человек тоже получил ранение, и сейчас он – гази Отечественной войны», – говорит наш собеседник.
Когда отряд З.Самедова двигался к селу Горадиз, погода была не самая благоприятная, и они ждали наступления дня, чтобы хоть немного отогреться под солнцем: «На третий день боев, когда я был в окопах, к нам приехали ребята, занимающиеся доставкой провизии. Один из ребят, увидевший меня, удивленно воскликнул: «Ты что, жив?!» Как оказалось, три дня назад мою фотографию распространили армянские сайты, написав, что капитан Азербайджанской Армии был убит, поэтому меня в социальных сетях объявили шехидом. Вначале я улыбнулся, а потом меня резко осенило, что раз об этом пишут в социальных сетях, то моя семья вот уже три дня считает меня погибшим».
По словам капитана, на войне запрещалось пользоваться телефонами, так как враг мог уловить сигнал и обнаружить их местоположение. Чтобы не подставлять под удар своих товарищей, З.Самедов нашел другой телефон, поменял позицию и позвонил родным – сообщить, что с ним все в порядке.
«Трубку взял отец. Услышав мой голос, он спросил: «Кто говорит?» – Я ответил: «Как кто? Зия». – Он не понял: «Какой Зия?» – Я ответил: «Что значит, какой Зия? Твой сын!»
Все, конечно, были в шоке. Во время моего звонка было плохо слышно, так как вокруг взрывались минометные снаряды, падали бомбы, и я очень плохо слышал своего отца. Но наш разговор был записан и, прослушав эту запись по возвращении домой, я понял, как сильно дрожал его голос... Оказывается, во всем нашем районе развесили мои фотографии и воспевали меня как шехида. Жители района собирались у нас дома, ждали, когда передадут тело, чтобы похоронить меня, но в итоге, к большому счастью, я смог вернуться с войны живым и невредимым», – говорит капитан.
З.Самедов повторяет, что очень горд находиться в Гадруте спустя год после его освобождения: «Невозможно описать те чувства, которые я сейчас испытываю. В первую очередь этой Победой мы обязаны нашим шехидам, которые отдали свои жизни за восстановление справедливости. Армяне любят утверждать, что они всегда жили в Гадруте, но это – ложь. Здесь жил азербайджанский народ, армян же просто переселили сюда 50-60 лет назад.
То есть, они не коренное, а пришлое населения Гадрута. Пусть они знают о том, что их больше никогда не будет ни в Гадруте, ни на других освобожденных землях!».
Текст: Лейла Мамедова
Фото: Надир Ибрагимли, Теймур Максутов