Была поправка или нет: мнение экспертов о легитимности ввода войск ОДКБ в Казахстан
Экспертное сообщество разделилось на два лагеря касательно законности ввода миротворческих сил ОДКБ в Казахстан.
Если одни говорят, что в документах Организации значится пункт, предусматривающий такие меры лишь в случае внешней агрессии, то другие оправдывают пребывание миротворцев в Казахстане наличием поправки в Уставе ОДКБ, введенной после событий в Кыргызстане в 2010 году. Согласно изменению, возможно обращение в ОДКБ со стороны властей страны-участницы за помощью в наведении порядка в случае внутренней дестабилизации.
За разъяснениями на эту тему 1news.az обратился к политологам.
Казахстанский политолог Замир Каражанов.
Такая поправка действительно вносилась в Устав ОДКБ в соответствии с подписанным в Москве в 2010 году Протоколом.
Документ приняли по «горячим» событиям в Кыргызстане. В середине 2010 года в республике произошла очередная революция. Но в этот раз смена власти сопровождалась столкновениями на межнациональной почве. Еще в разгар эскалации конфликта эксперты, и, если не ошибаюсь, отдельные политики в самом Кыргызстане, рассматривали введение контингента ОДКБ. Но для этого не было правового механизма.
С внесением поправки в Устав ОДКБ создавалась легитимная основа для введения в страны Организации контингента. Кстати, контингент исключительно миротворческий, который так и называется «миротворческие силы». Он не может использоваться в боевых действиях и т.д. Миротворческие силы ОДКБ вводятся в страну по запросу ее руководства.
Что касается мнений о возможном повторении сценария Крыма, то подобные опасения в основном высказываются в соцсетях. Но есть и более серьезные опасения - заявления отдельных российских политиков о разного рода территориальных «подарках» и уступках Казахстану.
Заявления популистские и не отвечают характеру подписанных между странами договоров, равно как и союзническим и добрососедским отношениям. Обращает внимание и тот факт, что подобные заявления делают не уличные деятели, а лица, занимающие официальные должности. Очевидно, что риски есть. Никто не знает, какие еще должности в иерархии власти эти люди займут в будущем, и как в целом будет развиваться политическая ситуация в России. Но это все на уровне опасений и рисков.
С другой стороны, Россия и Казахстан подписали договор о делимитации границ. Обе стороны признали существующие границы. Был спорный момент по небольшой территории в акватории Каспийского моря. Но стороны обоюдно согласились, что эта часть отходит к Казахстану, а если будут найдены запасы углеводородного сырья, то будут их добывать совместно.
Ситуацию с Крымом следует рассматривать сквозь призму обеспечения безопасности России, что является чувствительной сферой для любого государства. Украина нацелилась на членство в Евросоюзе и НАТО, политики страны проигнорировали интересы России. Казахстан стремится учитывать интересы своих соседей в вопросах безопасности, поскольку от этого зависит стабильность в Центральной Азии. В соответствии с двухсторонними договорами Россия и Казахстан консультируются в сфере внешней политики друг с другом. Аналогичное требование есть и в рамках ОДКБ. Это исключает обострение отношений между странами и возможные эксцессы.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М.Примакова Российской Академии наук (ИМЭМО) Станислав Притчин.
После событий в Кыргызстане в 2010 году, когда устно стоял вопрос о привлечении сил ОДКБ для урегулирования ситуации, на тот момент никаких вопросов, касающихся внутриполитической стабильности и межэтнических конфликтов, в уставных документах Организации не было. И тогда в конце 2010 года были внесены правки, которые некоторым образом позволили изменить структуру и возможность для вовлечения стран-партнеров ОДКБ по 4 статье. Там в целом достаточно широко трактуются понятия стабильности, угрозы территориальной целостности, военной агрессии в отношении государства, то есть, все причины, по которым может быть созвано приглашение войск ОДКБ.
В 4 статье ОДКБ не прописана внешняя, либо внутренняя угроза, в ней просто говорится о тех рисках, которые угрожают территориальной целостности и стабильности государства. Поэтому здесь, в большей степени при инициировании вопроса со стороны Казахстана, на призыв о помощи ОДКБ в первую очередь ставилась эта логика и она вполне правомерна.
Привлечение войск ОДКБ для восстановления стабильности в государстве – это не восстановление СССР ни в каком виде. Что такое восстановление СССР? Это, в первую очередь, принятие определенной идеологии и на ее основе вовлечение остальных государств в единое. Здесь мы видим, что уже сегодня объявлены сроки вывода войск ОДКБ из Казахстана по мере стабилизации ситуации, поэтому каких-либо оснований для того, чтобы говорить о создании СССР я не вижу.
Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества (РФ) Василий Колташов.
Формально ОДКБ действительно действует по этой схеме, т.е. ликвидирует внутренний кризис военно-политического характера, перешедший в гражданскую войну. Здесь даже не ликвидируют кризис, а просто содействуют законному руководству страны в ликвидации кризиса.
Это можно считать новым способом действия ОДКБ, которая раньше имела репутацию бумажной организации. Сейчас же она является крайне быстродействующей и весьма эффективной, потому что в Казахстане власть законно избранного Токаева была спасена от государственного переворота, в котором, по всей видимости, принимали участие и внешние силы.
С одной стороны, это можно считать демонстрацией эффективности ОДКБ, которая может работать и обеспечивать защиту устойчивости постсоветских государственных образований, а с другой, - содействовать пресечению всякого подрыва, который может исходить как извне, так и изнутри. Тем более в Казахстане мы наблюдали два совершенно разных движения: были массовые протесты социально-экономического характера и действия хорошо обученных террористических групп с использованием ими маргинальной массы пригородов.
Не сомневаюсь, что соответствующий внутренний документ ОДКБ есть и он формально позволяет действовать и теперь Организация – это рабочая и эффективно срабатывающая система, чему, по всей видимости, Никол Пашинян особенно рад, потому что для него это означает дополнительные возможности.