Упразднение двух районов Гянджи как шаг к реформе по децентрализации и сокращению бюрократии
Новый законопроект предполагает упразднение двух районов города Гянджа – Низаминского и Кяпязского – с последующей передачей их полномочий местному муниципалитету.
Таким образом, Гянджа станет единой административно-территориальной единицей.
В пятницу, 11 февраля, законопроект обсуждался на уровне комитета Милли Меджлиса по региональным вопросам и передан на обсуждение в рамках пленарного заседания.
Значение и последствия такого изменения административного устройства, а также вероятность того, что это приведет к сокращению бюрократии и повышению эффективности управления, мы обсудили с доцентом Университета ADA Анаром Валиевым.
Анар Валиев – декан Школы общественных и международных отношений ADA, специалист в области урбанистики и организации местного самоуправления на постсоветском пространстве.
По словам эксперта, в Азербайджане определенные реформы в административном управлении начались с 1999 года, и одним из фундаментальных решений было создание органов местного самоуправления – муниципалитетов. Однако имело место дублирование функций, и долгое время муниципалитеты не имели существенных полномочий, а власть на местах по-прежнему оставалась у местных исполнительных властей (ИВ).
«Решение о ликвидации в Гяндже Кяпязского и Низаминского районов и передаче их полномочий местным муниципалитетам является первым шагом на пути к будущим реформам, когда определенная часть полномочий местных исполнительных властей передается местным органам самоуправления», - сказал Анар Валиев в интервью 1news.az.
По его мнению, применение такого подхода в Гяндже покажет, насколько это эффективно и целесообразно, и приведет ли к улучшению системы принятия решений.
Если в Гяндже муниципалитеты проявят себя хорошо, то впоследствии этот подход может быть применен и в других частях страны, где есть возможность объединения районов и укрупнения административных единиц.
«Недавнее решение азербайджанского правительства о создании новых экономических территориальных единиц, таких как Восточный Зангезур или Карабахский экономический регион, укладывается в стратегию того, что в будущем будут укрупняться те или иные регионы, во главе будут стоять губернаторы (спецпредставители Президента), а на местах работу будут выполнять уже муниципалитеты», - сказал Анар Валиев.
На фото: доцент ADA Анар Валиев
Он уверен, что это может привести к сокращению огромного бюрократического аппарата в органах исполнительной власти, многие представители которой оказались нечисты на руку, о чем говорят аресты и обвинения в адрес ряда глав ИВ за последние месяцы.
Укрупнение административных единиц, по словам доцента, приведет к определенной демократизации принятия решений на местах, тогда как муниципалитеты будут работать намного эффективнее с местным населением, будь то принятие решений или распределение финансовых потоков и прочее.
«Думаю, что это позитивное решение, и оно может действительно привести к прорыву в административных реформах в Азербайджане», - сказал Анар Валиев.
Не исключив вероятности того, что нечистоплотность в делах проявится и в работе муниципалитетов, он при этом акцентировал внимание на том, что муниципалитет – все же орган выборный, и его состав определяется волеизъявлением местного населения. Более того, предполагается регулярный аудит деятельности муниципалитетов.
«То есть, рано или поздно, коллективное принятие решений сможет сбросить определенную долю проблемы», - уверен специалист.
«Более того, муниципалитеты будут финансироваться за счет местных налогов, деньги больше не будут приходить из центра, как они приходили местным исполнительным властям. И когда эта система окончательно сформируется, то можно ожидать, что местное население будет требовать отчетности», - добавил он.
По мнению Анара Валиева, подобная реформа позволит сформировать единый подход, при котором государственные структуры будут работать с несколькими местными представителями исполнительной власти по ключевым вопросам, а остальные, более мелкие вопросы, спустятся на уровень муниципалитетов.
Плюс подобной реформы доцент видит также в том, что она приведет к большей активности местного населения в решении мелких проблем, тогда как сегодня для решения любого, даже самого мелкого вопроса, необходимо решение верхних инстанций. Люди, привыкшие к такому положению дел, просто ждут, ничего не предпринимая, когда проблема решится.
«Я вижу большую перспективу в этом решении на примере Гянджи и надеюсь, что это первый шаг к тому, чтобы начать аналогичные изменения в других городах страны», - сказал Анар Валиев.
Проведя параллели с другими странами, специалист отметил, что путем децентрализации системы управления в начале 1990-х годов пошли очень многие страны на постсоветском пространстве.
«Подобные реформы были проведены во всей посткоммунистической Европе – в Румынии, Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве и других. В этих странах были ликвидированы местные исполнительные власти, которые контролировались центром, и власть на местах была передана муниципалитетам», - сказал Анар Валиев.
Со странами Запада, по словам эксперта, подобных параллелей проводить невозможно, поскольку там не было перехода от одной экономической формации к другой, как на территории постсоветского пространства и коммунистической Восточной Европы.
Читайте по теме: