Арье Гут: Новая страница межгосударственных и дипломатических отношений между Израилем и Турцией
В 1949 году Республика Турция была одной из первых стран, признавших Государство Израиль. Во многом это стало данью многовековым еврейско-турецким связям (во времена инквизиции Османская империя обеспечила приют сотням тысяч евреев, и впоследствии они заняли заметное место в турецкой истории).
Турецко-израильское военно-техническое, торговое, культурное взаимодействие, начавшееся без малого 70 лет назад, интенсивно развивалось и в 2003–2008 годах — уже в бытность Эрдогана премьер-министром.
Формально дипломатические отношения Израиля с Турцией существуют. Да, были в этих отношениях взлеты и падения, отзывали послов, возвращали послов, снижался уровень, обе страны вызывали послов друг друга для внушений в МИД — это все было.
Но у отношений Турции и Израиля есть очень прочный и крепкий экономический базис, и он продолжает существовать. Одна из главных причин попытки сближения Турции с Израилем, по мнению специалистов, является желание Турции получить израильский природный газ.
30 марта 2013 года, по сообщению газеты Yedioth Ahronoth, Израиль превратился в «газовую державу». С этого дня в Средиземном море в 90 км западнее Хайфы началась промышленная разработка шельфового месторождения «Тамар». Этому событию предшествовало несколько десятилетий бесплодных поисков нефти на континентальном шельфе.
Наконец, в 2009–2010 годах геологи обнаружили сразу два крупных газовых месторождения. Уже упомянутый «Тамар» находится на глубине 5 тыс. метров и обладает запасами как минимум 240 млрд кубометров. Второе месторождение, «Левиафан», расположено ближе к морской границе с Ливаном и считается одним из крупнейших в мире. Его запасы оцениваются в 450 млрд кубометров.
В Израиле прогнозируют, что в перспективе до половины добываемого газа может пойти в Европу. Один из наиболее реальных вариантов доставки разработали еще шесть лет назад как раз турецкие предприниматели. Они предложили проложить подводный трубопровод от месторождения «Левиафан» до побережья Турции. А оттуда газ уходил бы на запад по действующей турецкой трубопроводной системе.
Такие перспективы были на руку турецким властям не только в финансовом и экономическом аспектах, но и в смысле потенциального геополитического влияния на страны Евросоюза.
Несколько дней назад президент Израиля Ицхак Герцог совершил исторический визит в Турцию и встретился с президентом Эрдоганом в его резиденции в Анкаре. Стоит подчеркнуть, что это был первый визит израильского руководителя такого ранга в Турцию за последние 14 лет.
Президента Израиля встречали на самом высоком уровне - перед проездом автомобиля президента Израиля по главной улице Анкары проскакал эскадрон всадников в касках и флагом Израиля и Турции.
В совместном заявлении для прессы Эрдоган назвал визит Герцога «историческим событием, которое станет поворотным моментом в отношениях между двумя странами».
«Наша цель — ускорить политический диалог между странами на взаимовыгодной основе, — сказал президент Турции. — Развитие отношений между нашими государствами имеет большое значение и для нас, и для стабильности и мира во всем регионе».
«Если мы сможем продвигать двустороннее сотрудничество и региональный диалог с позитивной повесткой дня, нам будет легче разрешать спорные вопросы. Особенно важно осуществлять сотрудничество в экономической и торговой областях», — продолжил Эрдоган.
Стоит подчеркнуть, что в последние годы экономика играла важную роль в турецко-израильских отношениях, торговые связи между странами не прерывались никогда. В 2018 году объем двусторонней торговли между странами превысил $6,2 млрд, а в 2019-м - $7,5 млрд. По итогам 2021 года объем двусторонней торговли достиг рекордных 8,4 млрд долларов.
По официальным данным, две трети объема торговли с Израилем приходятся на турецкий экспорт. В 2019 году Турцию посетило полмиллиона израильских туристов. Во время экономического кризиса в Турции осознали важность и необходимость отношений с Израилем, а израильтяне, в свою очередь, считают, что торговые связи остаются важным элементом двусторонних отношений даже в период кризиса.
Пытаясь преодолеть последствия американских и европейских санкций, Анкара стремится к укреплению подлинных взаимоотношений с официальным Тель-Авивом. Стоит отметить, что Израиль экспортирует в Турцию в первую очередь химикаты, продукты переработки нефти и сельскохозяйственные удобрения. Также заметная доля экспорта приходится на станки и электроприборы, пластмассы, оптику.
Наиболее заметной частью импорта являются автомобили и автозапчасти (на долю Турции приходится 6% израильского автопарка). Также значительны закупки железа, стали и других металлов, табака и табачных изделий, минералов и щебня, стройматериалов, сельскохозяйственной продукции, одежды и мебели, электроники.
Турция — это страна, межгосударственные дипломатические отношения которой с Израилем полностью отделены от экономических связей. Торговля стабильная и активная. У нас есть торговый оборот в размере 8 миллиардов долларов. Необходимо создать «экономику мира». Долгие годы бизнесмены двух стран готовили экспортную инфраструктуру по всему миру для создания платформ для двусторонней торговли без участия правительства. Турция – отличный пример. Все эти 14 лет отсутствия реальных межгосударственных отношений руководители бизнеса укрепляли доверие, и они прекрасно понимали дополнительное преимущество для бизнес-структур Израиля и Турции.
Президент Израиля назвал встречу «важным моментом закладки нового фундамента для дружеских отношений между двумя государствами и народами и строительства связей, полезных для Турции и Израиля».
В этом формате восстановления израильско-турецких отношений стоит отметить посредническую миссию официального Баку. Нормализация отношений между Турцией и Израилем считалась одной из основных внешнеполитических задач Азербайджана, чтобы далее преобразовать эти отношения в трехстороннее сотрудничество. Ухудшение отношений между союзником Баку - Турцией и его стратегическим партнером - Израилем вызвало определенные неудобства для внешней политики Азербайджана.
В то время как согласованные усилия 1990-х годов пошли на пользу трехстороннему сотрудничеству, существующая брешь в «треугольнике» создала трудности. Заявление помощника Президента Азербайджана Хикмета Гаджиева о том, что Баку готов был провести трехсторонний саммит с Турцией и Израилем, в свое время было направлено на возрождение координации сотрудничества трех стран. Это вполне возможно, учитывая совсем недавнее потепление отношений между Турцией и Израилем.
Несмотря на то, что турецко-израильские отношения были прерваны по разным причинам в 2010 году, Азербайджан сохранил отношения и с Турцией, и с Израилем.
Турция и Израиль внесли огромный и неоценимый вклад во Второй Карабахской войне. Израильские бронемашины SandCat-Stormer с 12,7-мм пулеметами NSV, противотанковыми управляемыми ракетами SPIKE-ER, NLOS, LAHAT, 120-миллиметровые минометы SPEAR, многочисленные БПЛА (Orbiter-1KM, Orbiter-2B, Orbiter-3B, Orbiter-4, Aerostar-BP, Heron, Hermes-450, Hermes-900, и Harop) и турецкие боевые беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Bayraktar TB2 способствовали прорыву линии обороны армянской армии, оккупировавшей 20% территории Азербайджана, и успеху освободительной операции Азербайджанской армии.
Азербайджан эффективно использовал сочетание современных технологий обеих стран. Израиль не внял возражениям Армении против продажи оружия Азербайджану, и через короткое время Армения отозвала своего посла, назначенного в надежде на усиление поддержки Иревана. С другой стороны, представители азербайджано-израильской диаспоры в лице «Азербайджанского дома в Израиле» выходили с флагами Турции, Азербайджана и Израиля, празднуя итог Второй Карабахской войны.
Турецкие и израильские компании совместно работают над восстановлением освобожденных от армянской оккупации азербайджанских территорий. Практически одновременно прошли заседания межправительственных экономических комиссий Турции и Азербайджана, Израиля и Азербайджана.
Планируя расширить свое преференциальное торговое соглашение с Турцией, Азербайджан решил открыть в Израиле торговое и туристическое представительство с дипломатическим статусом. Бывший министр иностранных дел Израиля Габи Ашкенази приветствовал план Азербайджана по открытию в Израиле центра по развитию туризма и торговли, назвав это важным шагом на пути к открытию посольства в Израиле.
Таким образом восстановление нормальных и стабильных межгосударственных отношений между Израилем и Турцией будет способствовать стабильности, развитию и процветанию региона.
Автор: известный израильский эксперт в области международных отношений Арье Гут