Фархад Мамедов: «Этническая чистка» последняя надежда Армении
Автор: Политолог Фархад Мамедов
Источник: телеграм-канал Ф.Мамедова
Новые геополитические реалии, сформированные после 44-дневной войны, сужают для Армении и так ограниченные за последние 26 лет возможности для дипломатических маневров.
Повестки сформированных посреднических форматов между Азербайджаном и Арменией не подразумевают обсуждение темы Карабаха и судьбы армян Карабаха. Для руководства Азербайджана это внутреннее дело. Единственным форматом, где Армения хоть как-то могла получить возможность обсудить данную тему, являлась МГ ОБСЕ, деятельность которой парализована.
На этом фоне, руководство Армении пошла на маневр: обсуждать не территорию, а права армян Карабаха. В этом контексте формируется и продвигается тезис о том, что армянам грозит «этническая чистка». С этим тезисом увязываются все заявления, звучащие из Иревана и Ханкенди: от «если РМК уйдут, армян в Карабахе не останется», «если Азербайджан поставит КПП в Лачынском коридоре, армян в Карабахе не останется», «если Карабах будет в составе Азербайджана, армян там не останется…» и т.д.
Все это обрастает легендами о некогда «численном превосходстве армян в Нахчыване, Баку» и т.д. Вспоминают также отсутствие армян и на всей территории Азербайджана.
Сформулируем тезисы по очереди:
- Карабахские армяне последние 30 лет жили в составе Азербайджана; это, по крайней мере, признавалось со стороны так любимого армянами международного сообщества. Об этом не раз говорил Пашинян.
- Исторические параллели также не выдерживают критики и проверки. Согласиться можно с одним – переселение азербайджанцев и армян имело место быть. В советское время переселяли азербайджанцев и Армении, была внутренняя рабочая миграция – Госплан был, и он решал, где кому жить и работать.
А уже к концу 80-х г.г. - война! В Армении не осталось азербайджанцев, в Азербайджане уменьшилось количество армян, но они остались в Баку и других населенных пунктах (десятки тысяч) и в Карабахе!!!!
- Термин «этническая чистка» должен быть еще доказан. Какая же это чистка, если, по данным армян, «в Карабахе живет 100 тысяч армян». Как же это получается?! Говорите с одной стороны о «чистке», а с другой - о сотне тысяче человек. Определитесь уже!
Вот Азербайджан говорил об этнической чистке и доказал это: была территория, где жили азербайджанцы и с которой были насильственно изгнаны армянами, их посчитало ООН (более 600 000 человек на 1996 год), и к 2020 году ни один не вернулся! А тут на тебе, живут, еще и качественную азербайджанскую музыку бесплатно слушают.
Плюс, сама Армения не пускала все эти годы миссию ОБСЕ по выявлению фактов, чтобы они посчитали армян Карабаха. Сравнивать не с чем, это к вопросу до осени 2020 и после...
- По теме «этнической чистки» к Баку вообще никто обратиться с претензиями не может! А что и кто сделал хоть что то, чтобы вернуть азербайджанцев за все эти 26 лет переговоров?!
- Главным требованием Азербайджана до и во время войны был вывод ВС Армении с территории Азербайджана. Война остановилась тогда, когда Армения признала и обязалась вывести свои ВС из оккупированных территорий. С мирным населением разговор начнется после полного вывода ВС Армении, иначе действия в отношении незаконных вооруженных армян будет соответствующей.
Так что, этнической чистки армян в Карабахе не было и не будет, а будет представлен выбор: оставаться и жить как граждане Азербайджана или жить на территории государства, гражданами которой они являются, то есть Армении.
Насколько данная тема будет продавливаться со стороны Армении, наряду с придумыванием «РОНК», вбросами о вхождении в состав РФ, использованием несуществующих географических названий, настолько хуже будет армянам в Карабахе. Это, в свою очередь, будет стимулировать мирный исход, который в итоге может привести к отсутствию причины нахождения РМК в Азербайджане. Похоже, что на Западе это понимают, и пока что перестали использовать выражения раздражители, а потом, может, и забудется. Именно поэтому посредничество ЕС стимулировало динамику. К этому тренду должна подтянуться и Россия, чтобы не растерять свою роль в постконфликтных процессах.