Легендарная скважина под № 5 - ФОТО
В истории нашей нефтедобычи много славных страниц. И особое место в этом списке занимает бурение скважин. О том, что на территории Бакинской бухты есть нефть известно было давно.
Но добыть ее не представлялось возможным. Сегодня, имея развитую нефтяную индустрию, в дни высоких технологий, с трудом верится, что когда-то для выявления нефтяных месторождений, бурения скважин, одной из которых являлась легендарная скважина №5, было приложено немало человеческих усилий и труда. Почему эта скважина считается легендарной? Она уникальна тем, что была первой пробуренной скважиной на засыпанной части моря территории, что казалось в то время невозможным. И прежде чем рассказать об этой скважине, ознакомимся сначала с историей, предшествующей ее бурению.
Первые попытки добыть нефть со дна моря относятся к 1803 году, когда бакинский купец Касымбек осуществил первую в мире добычу нефти с морского дна: он соорудил два нефтяных колодца на расстоянии 18 и 30 метров от берега моря. Вокруг колодцев были сооружены срубы из плотно сколоченных досок, чтоб предотвратить попадание воды. Нефть добывали из этих колодцев до 1825 года, пока во время шторма они не были разбиты и затоплены.
В архивных материалах тех лет можно найти записки известного ученого академика Г. Абиха, который в 1848 году писал: «…я открыл в бакинском заливе обширную группу газовых источников, освобождающих горючий газ с такою силой и в таком количестве, что вблизи них едва может держаться лодка. Газы освобождаются из-под воды… и при тихой погоде воспламеняются на поверхности моря… Только сильный ветер может задувать такой пламень».
Другое упоминание о нефтяных колодцах в море и на суше мы встречаем в записях Эдуарда Эйхвальда в 1894 году: «Зеленая жидкая нефть добывается на средней Шахской косе (мыс Нафталан на Бибиэйбате) 22 колодцами… Один из колодцев лежит в море в 9 саженях от берега. Глубина колодца 1 сажень. Суточная добыча 25 пудов. Вообще, в море много нефтяных источников».
Вид на бухту Ильича
Попыток начать разработку богатых нефтеносных залежей на шельфе Каспийского моря было много, и начаты они были еще в дореволюционной России. Первую такую попытку осуществил член Бакинского отделения Русского технического общества, польский и российский геолог, инженер Витольд Згленицкий. Конечно же, у Згленицкого появились как сторонники его идеи, так и противники. Некоторые геологи и нефтяники считали, что его идея сама по себе абсурдна – нефти в море нет, а если она и есть, то не в промышленных масштабах, и вообще засыпать море по определению невозможно!
Это - один из тех моментов нашей нефтяной истории, в котором заключается величие нашей нефтяной индустрии – почти 2 века доказывать, что для наших нефтяников нет ничего невозможного!
Инженер Витольд Згленицкий
Работы по засыпке бухты начались в 1910 году. Грунт для засыпки бухты добывали со дна моря, а для укрепления берегов и строительства северного мола использовали местный камень, разрабатывавшийся на мысе Шихов и острове Наргин. Во главе всего процесса стоял замечательный польский инженер Павел Потоцкий. Потоцкий страдал болезнью зрительного нерва и ослеп во время работ. Несмотря на это, он продолжал свою работу строго по чертежам, хранящимся в его памяти. В популярной газете «Известия» от 7 ноября 1930 года отмечалось: «В поход на морское дно нас вел слепой инженер Потоцкий. Он умеет драться с морем…» Нефтяники звали его Командармом. Не дожив до завершения проекта, Павел Потоцкий скончался и, согласно его завещанию, был похоронен на той самой засыпанной территории Бибиэйбата у моря. Сегодня его могила находится у самой кромки воды, как он и завещал. Сам проект заполнения залива был завершен в 1932 году.
Павел Потоцкий и его могила на Бибиэйбате
Проведенные работы и будущая добыча превзошли самые смелые ожидания. Было вырыто много скважин, но особо стоит отметить одну из них, имеющую порядковой номер 5. Эта скважина была первой скважиной, пробуренной на засыпанной территории на Бибиэйбате. Важно отметить, что впервые в мировой нефтедобычи скважины на засыпанной территории начали рыться именно в Азербайджане.
Работы по засыпке бухты, 1920 год
Скважина №5 имеет долгий путь «развития» добычи и производства. Работы по ее рытью были начаты 26 марта 1923 года. Благодаря геологической разведке было установлено, что на этом участке 29 нефтяных горизонтов (Нефтяной горизонт — это порода, из которой добывается нефть и жидкий конденсат. - Прим. автора). В разные годы глубина скважины увеличивалась. Это было вызвано тем, что добыча с определенного пласта уменьшалась, и нефтяникам приходилось погружаться все глубже и глубже. Для сравнения и осознания масштаба работы этой удивительной скважины необходимо ознакомиться с техническими показателями и цифрами. Одним из продуктивных периодов эксплуатации скважины был 1924 год, когда с 8–9 горизонтов, с глубины 464 метра добывалось до 42 тонн нефти в сутки. Всего из скважины до 2020 года было добыто 43 800 тонн нефти, что является довольно хорошим показателем. С гордостью можно отметить, что скважина продолжает работать и по сей день, а это почти 100 лет со дня бурения!
Общий вид на скважину №5
Значение скважины №5 в нашей истории большое. Настолько, что в 1973 году было проведено мероприятие в честь 50-летия ее существования, на котором присутствовал общенациональный лидер Гейдар Алиев.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев на 50-летии скважины, 1973 год
Дерзкая идея, точные планы и чертежи, титанические усилия, засыпка бухты, борьба с морем, рытье скважин, технические трудности – все это казалось невозможным, но было сделано трудом наших геологов, инженеров и нефтяников! Скважины на Бибиэйбате и скважина под №5 стали первым примером успешной разработки морского месторождения в СССР. На сегодняшний день рядом со скважиной установлена информационно-памятная доска. Скважина №5 навсегда останется золотыми буквами вписанной в нашу нефтяную историю!
Вахид Шукюров, ведущий специалист Центра управления заповедниками Государственного агентства по туризму
Вугар Гасанов, сотрудник SOCAR