Заур Мамедов: Тюркский мир возвращает свое могущество
Исторические события, социально-экономические показатели, военные и политико-дипломатические победы Азербайджана сформировали путь длиной в 20 лет, который наглядно демонстрирует вехи развития государства, а также факторы, определившие успех.
Результат эффективных реформ, охвативших практически все сферы, обеспечили непрерывный рост экономики, увеличили финансовые ресурсы, повысили уровень благосостояния граждан.
После восстановления территориальной целостности Азербайджан продолжает предпринимать необходимые шаги по дальнейшему развитию Вооруженных сил. В госбюджете самые большие средства расходуются на строительство армии и восстановление Карабаха и Восточного Зангезура. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своей речи на церемонии инаугурации отметил важность повышения военного потенциала в сложных условиях глобального масштаба, когда в мире появляются все новые угрозы.
О видимых результатах внутренней и внешней политики руководства Азербайджана за последние годы, а также о том, что ожидает регион в ближайшие несколько лет, в беседе с 1news.az своим мнением поделился председатель Бакинского клуба политологов Заур Мамедов.
«На самом деле всем известно, что Азербайджан за 20 лет потратил очень много средств на развитие Вооруженных сил. Результат этой рациональной и обдуманной политики увидели во время 44-дневной войны и в последующие годы, когда был поднят флаг в Ханкенди. За последние три года правительство страны взялось за масштабные работы по восстановлению освобожденного Карабаха и Восточного Зангезура. Кроме того, идет процесс закупки нового вооружения в понимание того, что нельзя стоять на одном месте, следует вооружать о оснащать армию. Все это – восстановление инфраструктуры на деоккупированных землях и покупка вооружения, конечно, требует огромных средств. Создавать все заново на освобожденных территориях - нелегкий процесс для небольшой страны, у которой с одной стороны два обозначенных направления, а с другой - социальные расходы – это ветераны, семьи шехидов», - сказал политолог.
Эксперт указал на ежегодное повышение расходов из госбюджета в период 2020-2023 годов на нужды социально-экономического и военного направления, а также воссоздание инфраструктуры: «Если посмотреть на статистику 2020-2023 годов, то увидим, что расходы из госбюджета социального и экономического, военно-промышленного и инфраструктурного характера с каждым годом повышаются. Это говорит о том, что государство в данном направлении ведет систематическую политику, не оглядываясь назад. Все очень стремительными темпами продолжается. Неслучайно за очень короткий промежуток времени уже восстановлена огромная часть освобожденных территорий. Ряд зарубежных общественно-политических деятелей, побывавших в регионе, все это видит и фиксирует, что азербайджанское правительство стремится всех бывших вынужденных переселенцев разместить в их родных домах, тем самым, положив начало новому процессу экономического развития».
Также З.Мамедов, напоминая заявления главы Азербайджана о важности повышения военного потенциала в сложных условиях глобального масштаба на фоне новых угроз, подтвердил неизбежность наращивания военно-технического сотрудничества с партнерами: «Президент Ильхам Алиев прав. Мы видим, как вокруг региона повышается градус – война между Россией и Украиной, события на Ближнем Востоке и вокруг Ирана, во всем мусульманском мире и события, происходящие на побережье Черного моря, говорят о том, что сегодня сталкиваются интересы разных глобальных семей, центров. Если мы говорим о глобальных международных акторах, то видим, кто публично занимается формированием новой политики – между США, Россией, Китаем и другими государствами идет ожесточенная борьба. В этой связи ожидаю, что ближайшие 3-4 года являются важными для Южного Кавказа. Процессы будут очень динамичные, и борьба за Кавказ будет нарастать».
«Здесь надо показать свою принципиальность, поскольку процессы в Украине очень важны для внешнего статуса, для США, России, ЕС. Но что будет после того, как завершится тема Украины? Черед какого региона придет? Об этом надо задуматься и готовиться к новым событиям. Мы располагаемся в таком месте, что сталкиваемся с региональными вызовами, политическим давлением, но в будущем давление может быть и военное. Надо быть готовыми», - сказал политолог в продолжение темы необходимости наращивания военного потенциала страны.
Кроме того, он не исключает, что серьезные международные игроки могут начать «опосредованно бороться на Кавказе между собой»: «Поэтому тут политика Азербайджана рациональна. Жаль, что в регионе не все это вовремя осознали и некоторые государства, предпринимая те или иные шаги, уже привели в регион конкуренцию между глобальными геополитическими игроками».
Комментируя высказывания Президента Ильхама Алиева о том, что Азербайджан намерен и дальше придерживаться курса на сотрудничество с тюркским миром, и что Организация тюркских государств (ОТГ) в этом смысле является приоритетом, З.Мамедов сказал: «Считаю, что это историческое выступление Ильхама Алиева. Если мы посмотрим на события, которые происходили на разных этапах азербайджанской государственности, то увидим, что в начале 90-х годов, до прихода Гейдара Алиева, правительство страны делало очень радикальные внешнеполитические повороты, что было ущербно и результат этого мы увидели. После прихода Гейдара Алиева начала проводиться сбалансированная политика с учетом важных международных игроков и направлений. С начала 2000-х годов мы видели, как расширяется НАТО на Восток, как расширяется Евросоюз в сторону Востока, тем самым росла напряженность между Россией и некоторыми западными центрами. На фоне всего этого Азербайджан продолжал вести сбалансированную политику, акцентируя внимание на разные экономические, культурные и гуманитарные организации».
«В 2011 году Азербайджанская Республика стала полноправным членом Движения неприсоединения, тем самым мы заявили геополитическим акторам о том, что не будем в будущем входить в какие-либо военно-политические союзы. Мы объявили себя внеблоковой страной.
После 44-дневной войны начался новый этап. Мы знаем, что после завершения войны благодаря союзу и унификации тюркские государства перешли на новый уровень отношений. Если раньше отношения характеризовались больше как культурные и гуманитарные, то сегодня мы можем говорить о военно-политическом союзе», - сказал политолог.
В этой связи эксперт допустил в будущем создание военно-политической составляющей в рамках ОТГ: «Это должно стать важным фактором, учитывая то, что все страны тюркских государств сталкиваются с одними и теми же геополитическими рисками, несмотря на то, что некоторые их них расположены далеко друг от друга».
«В мире очень многие не хотят интеграции между тюркскими странами, расценивают это как конкуренцию и даже опасаются. Но процесс неизбежен. Тюркский мир возвращает свое могущество. Было бы лучше, если бы страны вокруг тюркского мира и международные глобальные центры воспринимали это позитивно», - добавил он.
Комментируя интеграцию Азербайджана с тюркским миром на фоне центральноазиатских стран, находящихся в зоне влияния РФ, З.Мамедов отметил, что все зависит от исхода войны в Украине, от того, кто выиграет президентские выборы в США, и процессов вокруг самой Центральной Азии.
«Очевиден тот факт, что Китай в экономическом плане широко шагает во всех странах Центральной Азии. Экономическая составляющая Китая уже обошла другие государства, в том числе и Россию. Думаю, что важным для РФ в Центральной Азии несмотря на то, что там нет пока политического, а только экономическое влияние, является не интеграция и союзничество между тюркскими государствами, а сам Китай».
Также политолог не разделяет мнение о том, что странам Центральной Азии помешает членство в ОДКБ и ЕАЭС для интеграции с другими тюркскими государствами, а также построению союзнических отношений в рамках ОТГ.
«ОДКБ и ЕАЭС не являются конкурентами ОТГ, наоборот, эти государства вместе с Турцией и Россией в будущем в большой Евразии могут сыграть ключевую роль. В России очень много тюркских народов проживает. Некоторые эксперты говорят о том, что РФ следовало бы стать наблюдателем в ОТГ. Не считаю, что Россия должна видеть угрозу в организации. Страны понимают политические и военные реалии в отношении России. Главное - сохранить тюркский мир, и для РФ важным фактором должно быть то, что это не радикальные исламисты, не группы, которые спонсируются западными центрами, которые могут потом перекинуть в РФ, а стабильные политические системы, учитывающие интересы соседей, реализующие свои национальные идеи. Не думаю, что Россия должна видеть в ОТГ какой-то вызов. Эти организации друг другу не противоречат, а наоборот, все они вместе формируют колоритность», - заключил Заур Мамедов.
Тамерлан Ибрагимов