Судья Верховного суда разъяснил моменты, которые следует учитывать в вопросе общения с детьми
«Как известно, глава XI Семейного кодекса Азербайджанской Республики посвящена правам детей в семье, а подход к детям в Семейном кодексе как к самостоятельным субъектам права вытекает из требований «Конвенции о правах ребенка» и международных обязательств, принятых Азербайджанской Республикой в связи с обеспечением защиты прав и интересов детей.
Статья 49.1 Семейного кодекса дает определение ребенка, и по смыслу нормы детьми считаются лица, не достигшие 18-летнего возраста (совершеннолетия) и не обладающие полной функциональной дееспособностью».
Об этом заявил судья Гражданской коллегии Верховного суда Азербайджанской Республики Ахмед Ахмедов.
Он отметил, что согласно семейному законодательству различают два вида прав ребенка: личные права детей и имущественные права. К личностным правам детей можно отнести право на общение и так далее. В статье 50 Семейного кодекса говорится о праве детей на общение со своими родителями и другими родственниками, а в статье 61-й о праве родителей, проживающих отдельно от детей, на общение со своими детьми.
«Права детей на общение с родителями вытекают также и из пункта 3 статьи 9 Конвенции «О правах ребенка». Само слово «общение» имеет арабское происхождение и употребляется в значении взаимного отношения, связи, близости, дружбы. Семейное законодательство закрепило правило прямой судебной защиты права на общение с детьми за родителями, проживающими отдельно от детей, то есть, как правило, право на общение оспаривается родителями, проживающими отдельно от детей. Статья 17 Конституции Азербайджанской Республики предусматривает под обязанностью родителей заботу о детях и их воспитание. Статья 56 Семейного кодекса гласит, что родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Согласно требованиям семейного законодательства, родители, проживающие отдельно от своих детей, могут договориться между собой о порядке, сроках, форме реализации права на общение путем заключения письменного договора. При отсутствии такого соглашения по ходатайству родителей, проживающих отдельно от ребенка, спор разрешается в судебном порядке с учетом прав и интересов детей, обстоятельств дела, а также мнения органов опеки и попечительства», - подчеркнул судья.
А.Ахмедов также отметил, что при рассмотрении дел данной категории в судах обязательно должно приниматься решение с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, за исключением случаев, противоречащих их законным интересам: «Также при принятии решения может быть изучено и учтено мнение детей, достигших 7-летнего возраста, и при необходимости суд может заслушать (допросить) детей по ходатайству лиц, участвующих в деле или по собственному усмотрению в присутствии воспитателя без участия родителей. Предоставление такого положения Семейного кодекса относительно заслушивания детей в суде вытекает из требований статьи 12 Конвенции ООН «О правах ребенка», и в этой норме подчеркивается, что необходимо обращать внимание на мнение детей, обладающих способностью к самореализации и способных к самовыражению. При этом суд при определении времени общения с ребенком должен учитывать все обстоятельства дела, в том числе сколько детей в семье, их возраст, посещают ли они детский сад или школу, состояние их здоровья, дошкольный или общеобразовательный режим, а также к какому родителю больше привязаны дети, общение должно учитывать и расстояние между местами проживания родителя и ребенка, продолжительность перевозки ребенка и другие факторы, влияющие на духовное, психическое и физическое развитие детей. В частности, с учетом взаимоотношений бывших супругов после прекращения семейных отношений и фактических обстоятельств дела в решении суда должно быть определено место, время и в каких условиях должна проводиться встреча (общение) с ребенком, а также круг лиц, участвующих во встрече».
По словам судьи, иногда, при отсутствии нормальных отношений между бывшими супругами, отцу, проживающему отдельно от детей, предоставляют право на общение в присутствии матери, что мешает ему встречаться и общаться со своим ребенком по собственному желанию: «Поэтому родителям, живущим отдельно от детей, необходимо установить такое время и сроки для общения с детьми, чтобы они могли реально и беспрепятственно осуществлять предусмотренные законом родительские права. Следует отметить, что формальное удовлетворение иска родителя, желающего общаться с ребенком, установление символического и неблагоприятного срока для общения с ребенком недопустимы, а при установлении судом порядка общения детей со своими родителями в целях обеспечения более полноценного общения наряду с днями еженедельных встреч, в праздники, считающиеся нерабочими днями, в период каникул детей, а также в дни рождения родителей и ребенка, требующих общения, в том числе и в другие знаменательные семейные дни также следует отдать предпочтение определению порядка общения ребенка с пребыванием у родителей на ночь. Кроме того, иногда внутрисемейные конфликты, длительное разлучение детей с родителями или разлука родителей в младенчестве и т.д. не позволяют родителям поддерживать нормальное общение со своими детьми, отношения родителей и детей ослабевают, семейные узы разрываются, иногда даже во время общения ребенок не узнает родителя, и в конечном итоге судебные акты, изданные в отношении права на общение, остаются без исполнения. Поэтому суды, рассматривающие дело в соответствии с требованиями статьи 220.6 Гражданского процессуального кодекса Азербайджанской Республики, в заключительной части постановления также должны определить порядок и сроки исполнения, которые включают поэтапное осуществление исполнения, связанного с общением. Не следует забывать, что определение порядка и срока исполнения постановления в заключительной части судебного решения является правовым инструментом, направленным на восстановление семейных уз между родителем и ребенком, а также служит для обеспечения будущего исполнения постановления».