МИД Азербайджана: Приглашение, направленное в адрес БДИПЧ ОБСЕ в связи с мониторингом выборов все еще остается в силе

Руководитель пресс-службы МИД АР Хикмет Гаджиев прокомментировал высказывания генсека ОБСЕ Ламберто Заньера, который накануне в Москве выразил сожаление в связи с отсутствием соглашения о наблюдательной миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ на парламентских выборах в Азербайджане.
Х.Гаджиев напомнил, что уважая обязательства, принятые перед ОБСЕ, азербайджанская сторона еще 14 июля 2015 года направила приглашение БДИПЧ ОБСЕ для наблюдения за выборами 1 ноября.
Вместе с тем, МИД АР было направлено официальное письмо с обоснованиями моментов в Отчете о выполнении оценки потребностей БДИПЧ по выборам в Милли Меджлис, с которыми была не согласна азербайджанская сторона.
В письме отмечалось, что некоторые моменты в отчете БДИПЧ ОБСЕ неверны и необоснованны. Подчеркивалось, что в соответствии с принятой избирательной практикой на пространстве ОБСЕ, число наблюдателей должно рассчитываться рационально и быть пропорциональным численности населения и количеству избирательных округов.
«То есть, желание БДИПЧ ОБСЕ направить в страну с населением 9,5 млн человек и 125 избирательными округами миссию из 400 наблюдателей выходит за рамки разумного», - подчеркнул азербайджанский дипломат.
Например, для мониторинга выборов 26 октября 2014 года в Украине, население которой составляет 50 млн. человек, было направлено 600 наблюдателей. В то же время, мониторинг выборов 4 декабря 2011 года в России с населением около 150 млн человек проводили 200 наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ. Выборы 5 октября 2015 года в Болгарии отслеживали 12 наблюдателей, так же, как и голосование 16 марта 2014 года в Сербии. БДИПЧ ОБСЕ предпочло ограничиться 12 наблюдателями и на выборах 21 декабря 2014 года в Узбекистане. При этом, внятного объяснения столь явной диспропорции в численности состава наблюдательных миссий к населению стран БДИПЧ до сих пор не дало.
«Вместо этого, руководство БДИПЧ ОБСЕ в одностороннем порядке, не проводя консультаций, приняло решение об отказе от направления наблюдателей в Азербайджан, что является грубым нарушением мандата данной структуры», - подчеркнул Х. Гаджиев.
Он напомнил, что в соответствии с Хельсинкским соглашением от 1992 года, основной задачей БДИПЧ ОБСЕ является поддержка в вопросе исполнения странами-участницами организации обязательств в сфере защиты прав человека.
Проведенный в 1994 году в Будапеште саммит ОБСЕ определил роль БДИПЧ ОБСЕ как консультативной структуры. При этом данной структуре было предписано опираться в своих действиях на тесное взаимодействие с действующим председателем ОБСЕ.
«Как следует из вышесказанного, БДИПЧ ОБСЕ не имеет права, не проводя каких-либо консультаций с председателем организации и соответствующими государствами, принимать решения в одностороннем порядке. Тем самым, БДИПЧ ОБСЕ, не имея на то права, в нарушение мандата, под влиянием определенных кругов, принял решение, направленное на политизацию сугубо технического вопроса, коим является наблюдение за выборами», - констатировал дипломат.
По его словам, все это свидетельствует о том, что целью здесь является создать платформу для безосновательных нападок в адрес Азербайджана после выборов в Милли Меджлис.
«БДИПЧ ОБСЕ не имеет никакого права высказывать какое-либо мнение по поводу выборов, в мониторинге которых не принимает участие. Азербайджан привержен принципам диалога и сотрудничества с ОБСЕ. Приглашение, направленное в адрес БДИПЧ ОБСЕ в связи с мониторингом выборов 1 ноября все еще остается в силе», - сказал Х.Гаджиев.
Р. Абдуллаев, Ф.Б.