Женщины, которые вдохновляют. Шовкет Алекперова: «Я знаю величие и одаренность своего народа... Может ли быть большее счастье, чем это?»
Имя Шовкет Алекперовой известно далеко за пределами Азербайджана.
Эта удивительная женщина с нелегкой, но интересной судьбой родилась в Баку 20 октября 1922 года.
Она была третьим ребенком в многодетной рабочей семье, которая, ко всему прочему, была музыкальной. Отец Шовкет ханум был большим поклонником музыки, а мать – известной таристкой. Родители старались дать музыкальное образование всем детям, маленькая Шовкет, к примеру, играла на кяманче. Но ее творческий путь начался с победы в 1937 году на судьбоносном для нее певческом конкурсе. Блестящее исполнение «Карабах шикестеси» было высоко оценено Узеиром Гаджибейли, который сразу же признал в Шовкет талант и решил принять ее в созданный им Азербайджанский государственный хор, где она и начала профессиональную карьеру певицы.
Ей повезло и с наставниками: это были фольклорист и педагог Агалар Аливердибеков и оперный певец Гусейнгулу Сарабский. С 1938 по 1945 годы Шовкет Алекперова была солисткой Азербайджанского государственного ансамбля песни и танца. В тяжелые военные годы Шовкет ханум выезжала с гастролями на фронт, исполняя патриотические песни и нередко давая до 50 концертов в день.
С 1945 года Шовкет Алекперова стала солисткой Азгосфилармонии им.М.Магомаева. Она много и часто гастролировала как по республикам бывшего Союза, так и за рубежом – Франции, Швейцарии, Шри-Ланке, Афганистане, Индии, Алжире, Иране, Турции и др.
Однако имя Шовкет Алекперовой стало легендой не только благодаря ее огромному таланту, творческой и педагогической деятельности и участию в общественной жизни Азербайджана. Каждый, кому посчастливилось знать эту женщину, отмечает ее поразительные душевные качества: доброту, способность к самопожертвованию, преданность близким людям и огромную любовь к жизни.
Пари, в котором победил маэстро Ниязи
В годы молодости Шовкет ханум люди все же были другие: намного человечнее, теплее. Тогда материальные блага не ставились во главу угла, как это происходит сегодня. Это было время настоящих людей, настоящих мужчин и женщин.
Мужское слово тогда было лучшей гарантией будущих поступков. Кстати, как рассказывал сын Шовкет ханум, Башир муаллим, она, оставаясь истинной женщиной, в плане верности данному слову была «настоящим мужчиной»!
Однажды она даже обиделась на маэстро Ниязи за то, что он разыграл ее, поставив в пари, как выяснилось, на это ее качество. Дело было так: маэстро позвонил Шовкет ханум и сказал, что ему срочно, буквально в течение двух часов, необходима крупная сумма денег. Шовкет ханум пообещала достать, и, конечно же, нашла деньги. Маэстро же, доказав своему оппоненту, что Шовкет Алекперова – Человек слова, да еще гораздо более надежный, чем некоторые мужчины, признался ей в победе в этом пари. И, конечно же, она очень рассердилась. И даже не разговаривала с ним около месяца.
Круговорот добра
По рассказам невестки Шовкет Алекперовой Гюльнары ханум, которую она любила, как дочь, свекровь научила ее главному – женской мудрости.
«Она никогда не отвечала злом на зло. И если сначала это удивляло, то спустя годы стало понятно, насколько верно она поступала. Каждый поступок обязательно возвращается – если не нам, то нашим детям. И внуки Шовкет ханум не раз сталкивались с ситуациями, когда совершенно незнакомые люди, узнав, кто перед ними, неожиданно совершали по отношению к ним какой-нибудь добрый поступок. Объясняли они это тем, что когда-то давно, много лет назад, Шовкет ханум им очень помогла», - рассказывала Гюльнара ханум в своих интервью.
По рассказам сына и невестки Шовкет ханум, к ним в дом регулярно приходила незнакомая женщина, которую Шовкет ханум кормила и одевала.
«Как-то, - рассказывает Гюльнара ханум, - Шовкет ханум сказала мне, что если однажды, когда ее не будет, эта женщина придет, чтобы я приняла ее так же тепло. И вот этот день наступил. Я, как и обещала Шовкет ханум, впустила ее в дом, накормила, напоила чаем. И все это время читала в глазах этой женщины немой вопрос: «Где хозяйка дома?». Наконец, когда она отогрелась и поела, она задала этот вопрос вслух. Услышав ответ, она долго и молча плакала, а потом сказала: «Если ее нет, то и меня больше не будет», и ушла. Хотя я уверила ее, что она может точно так же приходить к нам и дальше… Я тогда не поняла, почему, ведь я приняла ее с тем же радушием и искренностью. Но, видимо, она смогла доверить свою боль только Шовкет ханум, и ей просто тяжело было делить ее с кем-либо еще…», - говорит Гюльнара ханум.
«Шовкет ханум всегда говорила, что главное в жизни – поступки человека и его доброе имя. И еще она говорила: «Если хочешь победить, надо высоко поднять голову и пройти через все препятствия, которые будут на пути. И я этот ее завет запомнила навсегда», - рассказывала Гюльнара ханум.
О любви и семье
Семейная жизнь у Шовкет ханум складывалась нелегко. Первый брак оказался неудачным, а второй закончился трагической гибелью мужа. Кроме того, ее муж, Лятиф Сафаров, сам человек искусства, был очень ревнивым. Но его можно было понять: редкий мужчина сможет смириться с тем, что его жена популярна, и любима многими. Ведь Шовкет ханум была еще и очень красивой женщиной, и поэты того времени часто посвящали ей стихи. Среди них - Самед Вуpгун и Сулейман Рустам, отражавшие в стихах свое восхищение огромным талантом великой певицы. Но, слушая ее, не влюбиться было просто невозможно!
Когда муж трагически погиб, Шовкет ханум посвятила свою жизнь детям и сцене. Кстати, детей у нее было фактически трое: один из ее братьев, Алекбеp, без вести пропал на войне, а его жена умерла при родах. Так, дочь брата осталась в семье Шовкет ханум, и узнала о том, что на самом деле ее растила тетя, только став взрослой.
Из воспоминаний пианистки Шовкет ханум Елены Тартаковской
Познакомились они еще в 50-х годах. Двух творческих личностей свел воедино музыковед Керим Керимов, работавший в то время главным редактором на Государственном радио.
«Я на своем веку повидала много исполнителей, работала и с Рашидом Бейбутовым, и с Муслимом Магомаевым, и с Франгиз Ахмедовой... Но в Шовкет было что-то особенное, - говорила Е.Тартаковская. - Такого чисто интуитивного музыкального чутья, какое было у Шовкет ханум, не было ни у одного другого певца. В какой-то степени ее можно в этом сравнить с маэстро Ниязи, который тоже был интуитивным, стихийным музыкантом необычайной одаренности. Причем, нельзя сказать, что у нее был большой голос, но такой теплоты в голосе не было ни у кого. Понимаете, она пела не голосом, а душой!».
Елена проработала с Шовкет ханум многие годы, и была не только ее аккомпаниатором, но и близкой подругой, почти сестрой. Певица называла свою подругу исключительно «моя Леночка», та же звала ее «Шошей». Они обсуждали не только творческие вопросы, делились всем, были посвящены в личную жизнь друг друга. Так, к примеру, когда Елена ханум собралась замуж за композитора Рамиза Мустафаева, не жаловавшая его первоначально певица была категорически против. Шовкет ханум боялась, что этот союз может быть некрепким и всячески отговаривала подругу. Но когда семья все-таки состоялась и Шовкет ханум убедилась в серьезных намерениях Р.Мустафаева, она буквально заставила свою подругу родить детей.
Человек, Музыкант, Друг, Женщина
Шовкет Алекперова очень много работала с авторами, в частности, с Агабаджи Рзаевой, Тофиком Кулиевым, Шафигой Ахундовой, Сулейманом Алескеровым, Гамбаром Гусейнли, Джахангиром Джахангировым.
Все они часто бывали у нее дома, где вместе с Е.Тартаковской певица слушала предлагаемые ей для исполнения новые песни. При выборе Шовкет ханум полагалась только на свой вкус, и то, насколько качественна песня, имело большое значение. Она умела распознавать хорошие песни. Но даже песни, которые, может быть, были недостойны ее исполнения, она умела привести в нужную форму. И все авторы беспрекословно принимали ее замечания, поскольку они были очень разумны. Нередко Шовкет Алекперова помогала молодым авторам.
Когда в жизни Шовкет ханум настали тяжелые времена (безвременная кончина дочери буквально скосила певицу), подруга, недавно перенесшая инфаркт, все же нашла в себе силы прийти на один из траурных четвергов. Там Елена ханум не смогла удержаться от слез, ведь дочку своей подруги она знала буквально с детства, та росла у нее на глазах. Но, даже будучи в такой тяжелой скорби, Шовкет Алекперова в тот момент думала не о себе, а о здоровье подруги. «Не плачь, слышишь, не плачь! Тебе нельзя! Тебе вредно!» - повторяла она.
Подруги много гастролировали вместе. Были в Чехословакии, объездили с турне все города Узбекистана, где, доехав до Самарканда, заразились гриппом и были возвращены в Баку. Шовкет ханум была в то время очень популярна, но не гнушалась ездить с концертами в армейские части и жить в офицерских гостиницах, больше напоминавших общежития и практически не располагавших условиями.
А сколько было поездок по районам Азербайджана!
Последнее интервью
Рафиг Гусейнов сделал интервью с великой певицей, оказавшееся последним…
«Позвольте мне рассказать вам об одном инциденте. В 1965 году я была в поездке в Иране, - рассказывала Шовкет ханум. - Наш первый концерт состоялся в зале Наср (в Тегеране), который вмещал 1200 человек. Концерт продолжался до часа ночи, и зрители нас не отпускали. Я пела «Qatar» в ту ночь. Я только начала петь, как там поднялся огромный шум, это напоминало взрыв. Некоторые люди плакали. Некоторые из них курили, были печальны. Некоторые кричали: «Я жизнь отдам за ваш голос!».
Я перестала петь и сказала им: «Мои нежно любимые, пожалуйста, не плачьте. Я же тоже человек, и ваш плач поднимает в моей душе такие эмоции, что мне трудно петь. И, пожалуйста, не курите и не шумите. Я не привыкла петь в такой среде».
И они ответили: «Мы не будем курить. Мы не будем шуметь. Мы будем делать все, что вы хотите, но мы не можем не плакать. Шовкет ханум, когда вы поете, это как соль на наши раны. Как мы можем не плакать?!»
Были тысячи людей из Южного Азербайджана, которые приходили на наши концерты. Я настаивала на концерте в Тебризе тоже, но нам не позволили. Я хотела встретиться с великим азербайджанским поэтом Шахрияром, но этого тоже не разрешили. Волнение от этой поездки по-прежнему живет глубоко в моем сердце».
«Я – счастливый человек»
«Существует очень много людей во всем мире, которым не повезло. Каждый человек имеет тысячу проблем. У меня они тоже есть, но я все равно считаю себя счастливым человеком в любом случае, - говорила Шовкет ханум. - Я могу открывать мою любовь людям, чьих лиц никогда не видела. И я знаю величие и одаренность своего народа, сладость азербайджанского языка. Есть люди, которых я никогда не видела, но они питают большую любовь и уважение ко мне. Может ли быть большее счастье, чем это?»
Текст: Натали Александрова
Материал составлен на основе интервью, статей и публикаций о Шовкет ханум Алекперовой.
Благодарим бренд Veuve Clicquot за поддержку рубрики «Женщины, которые вдохновляют».