Вугар Халилов: «Всякий раз когда в моем деле намечался позитивный сдвиг, объявлялось «Радио Свобода» со своей клеветой» | 1news.az | Новости
Интервью

Вугар Халилов: «Всякий раз когда в моем деле намечался позитивный сдвиг, объявлялось «Радио Свобода» со своей клеветой»

09:56 - 03 / 12 / 2010
Вугар Халилов: «Всякий раз когда в моем деле намечался позитивный сдвиг, объявлялось «Радио Свобода» со своей клеветой»

Эксклюзивное интервью 1news.az с учредителем и генеральным директором компании Flexi Communications, журналистом Вугаром Халиловым.

- В чем вас обвиняло следствие и что происходило с Вами, когда Вы были доставлены в Государственную службу национальной безопасности Кыргызстана?

- Прежде всего хочу сообщить, что следователи, которые выдвигали против меня обвинение и вели это дело, изгнаны из рядов правоохранительных структур. В настоящее время они находятся под арестом, и ведется следствие. А городской прокурор и его заместитель, которые санкционировали производство уголовного дела против меня уволены с занимаемых постов.

Я был арестован по навету. Когда меня доставили в ГСНБ (Государственная Служба Нац. Безопасности) Кыргызстана, а это было 12 апреля вечером, мне задавали не имеющие к моей деятельности никакого отношения вопросы о местонахождении банкиров, высокопоставленных членов команды Бакиева, о том, где находятся их деньги и прочую чушь. Мне ставилось в вину, что «я работал с евреями». Все это смахивало на чистую провокацию, которая продолжалась 48 часов. Адвокат и консул посольства Великобритании (Вугар Халилов является гражданином Великобритании - ред.) ко мне не допускались, несмотря на мои неоднократные требования. Посольство Великобритании и дипмиссия этой страны также не были официальны оповещены о моем задержании.

В течение этого времени я задерживался как свидетель, и следователи не могли вразумительно объяснить и предъявить какие-либо обоснования моего задержания.

И вот тут-то происходит самое интересное. На второй день моего пребывания в ГСНБ в качестве свидетеля, когда еще никакого обвинения мне не было предьявлено, киргизские службы «Би-Би-Си» и радио «Свобода» (радио «Azattyk») “выстреливают” в эфир клеветническую информацию, утверждая, что я являюсь приближенным экс-президента Бакиева и его сына Максима, якобы знаю об их секретах. Причем на радио “Azattyk” эта информация была передана в виде интервью с неким Бакытом Урматовым.

Однако при этом, эти радиостанции, не сказали ни слова о том, что я второй день нахожусь в изоляции, никто не знает, что со мной происходит и что мои права грубо нарушаются. Кроме этого, они распространили в эфире информацию, которую кроме сотрудников ГСНБ никто не мог знать, так как допросы со мной проходили в здании службы безопасности в условиях абсолютной изоляции.

После этого, без предъявления документов или свидетельских показаний следствие обвинило меня в отмывании денег и ходатайствовало перед судом о заключении меня под стражу. Свое обвинение они обосновали существованием каких-то «оперативных данных». После оправдательного вердикта суда 7 сентября я обратился к властям Киргизии с требованием раскрыть источник этих «оперативных данных» и жду от них ответа.

- Как протекало следствие?

- За все время следствия была лишь полуофициальная встреча с заместителем городского прокурора. А в конце уже следственного процесса, когда они поняли что попали впросак, прошел всего лишь один официальный допрос, чтобы побыстрее направить дело в суд. Причем это было сделано задним числом: я в это время был госпитализирован, и согласно УПК КР, следствие на это время должно было остановиться. Все это время, пока я находился под следствием, радио «Azattyk» и радиостанция «Би-Би-Си», продолжали «лепить» из меня образ «бакиевца». Это вводило в заблуждение новые власти Киргизии, так как они полностью доверялись «голосам», они даже не пытались перепроверять информацию, которой их снабжали из Праги и Лондона.

- Как вы перенесли заключение? Насколько нам известно вы серьезно болели...

- Я провел в СИЗО ГСНБ Киргизии 5 месяцев. За время содержания в СИЗО у меня обострилась грыжа позвоночника и появились боли, которые снимаются специальными процедурами в больничных условиях, но следователи мне отказывали в лечении. Так как боли были острые и уже не давали нормально спать, в конце концов я уже в тяжелом состоянии был госпитализирован самой администрацией СИЗО ГСНБ Киргизии.

- Чем можно объяснить схожесть обвинений следствия с информацией распространенной радио "Свобода"?

- Схожесть обвинений прежде всего говорит о том, что не было состава преступления, фактов и «улик», а следователи были накачаны и оперировали лишь той информацией, которая им была «подсунута». После долгих бесед сотрудники ГСНБ поняли, что их «подставили» и предъявить мне нечего. Они даже с досадой вопрошали - «как же ты не виноват, если журналисты говорят, что ты бакиевец!?». Когда я был задержан в качестве свидетеля, а «Би-Би-Си» и «Азаттык» сообщили, что пойман приближенный Бакиева, то в условиях развернувшейся там охоты на ведьм, как вы думаете, следователи могли меня отпустить?

- Кто был инициатором этой дезинформации?

- Первыми в эфире с лживой информацией обо мне выступили кыргызские службы «Би-Би-Си» и радиостанции «Свобода». Я работал на этих радиостанциях и знаю, что редакционный контроль там выстроен так, что материал перед выходом в эфир всегда подвергается проверке. Поэтому они должны были знать, что распространяют дезинформацию. Вызывает удивление, как это могло произойти под носом у британского и американского менеджмента? Они не в курсе того, что происходит в национальных редакциях «Би-Би-СИ» и «Радио Свобода»? Неужели в этих известных брендах обосновались автономные местечковые и неконтролируемые редакции, которые на деньги американских и британских налогоплательщиков продвигают собственную политическую повестку?

Самое главное - их передачи ухудшали мою ситуацию и создавали неоправданный ажиотаж вокруг моего дела, так как новые власти Киргизии принимают на веру все то, что сообщается в эфирах киргизских служб этих радиостанций. Так что спасаться мне надо было фактически от этих двух радиостанций. И мне удалось их перехитрить.

- Сидя в СИЗО? Как образом?

- Я просто наложил эмбарго на «Свободу» и «Би-Би-Си». Я запретил своему адвокату и «группе поддержке» сообщать любую информацию обо мне. Они не сообщали в какой больнице я нахожусь и когда состоится судебное заседание. В случае же настойчивых расспросов предоставлялась отвлекающая информация. Всякий раз когда в моем деле намечался позитивный сдвиг, появлялось понимание того, что меня можно выпустить под подписку о не выезде, на горизонте объявлялись киргизские службы «Би-Би-Си» и «Радио Свобода» со своими клеветническими материалами. Таким образом, чтобы добиться справедливого и объективного суда, мне надо было отсечь киргизские службы «Би-Би-Си» и «Свобода» от моей истории, что и было сделано. Эмбарго на эти радиостанции сохранялось вплоть до того момента, как я был доставлен в Лондон.

- На сайте информационного агентства Фергана.ру опубликован пресс-релиз BBC World Service , в котором говорится, что Вы не обоснованно и безосновательно выдвигаете против британской телерадиокорпорации обвинения и о Вас они передавали только один материал..

- Я настоятельно советую радиостанции Би-Би-Си внимательно читать то, против чего они протестуют. Я провел 5 месяцев в СИЗО СНБ Киргизии.

Все, что я заявляю, основано на фактах. Многие факты более тяжкого характера мною еще не озвучены. Я рекомендую Би-Би-Си не смещать фокус и придерживаться сути тех вопросов, которые я поднял.

- Вы обратились к руководству радио "Свобода" относительно фактов дезинформации, какие меры были предприняты по вашему обращению?

- Я обратился не только к президенту Радиостанции «Свобода». Я поставил в известность секретаря госдепартамента США Хиллари Клинтон и главу Комитета по внешней политике Палаты представителей США Говарда Л.Бермана. На данный момент руководство радиостанции изучает мои претензии и оспариваемые публикации сняты с веб-сайта киргизской службы. Я жду ответа от президента «Свобода» Джеффри Гедмина. Однако это начало процесса выяснения обстоятельств дезинформации. Я потребовал от «Свобода» раскрыть настоящее имя лица, от имени которого было распространено интервью в эфире, так как считаю, что это было не случайностью. Также будет проведено разбирательство и с радиостанцией «Би-Би-Си».

Еще один интересный момент. В начале ноября, уже после того как я обратился к господину Гедмину представитель кыргызской службы радио «Свобода» в обстановке секретности связался в Бишкеке с сотрудником моей компании, и подверг ее фактически допросу. Задавались вопросы отностительно меня, которыми радоиостанция должна была обладать еще при передаче в эфир клеветы в мой адрес под псевдонимом Бакыт Урматов. Причем я об этом допросе оповещен не был. Выходит, что радиостанция пыталась задним числом подправить свои данные. Своими действиями они де-факто подтвердили, что не обладают доказательствами клеветнической информация обо мне, переданной в эфир 14 апреля.

- Что произошло с вашей компанией после следствия?

- До сих пор все важные документы компании находятся в горпрокуратуре Бишкека. И это несмотря на то, что киргизский суд меня оправдал. Более того, прежнее руководство горпрокуратуры умудрилось потерять несколько важных документов компании, без которых Flexi Communications не может функционировать. Но тем не менее в настоящее время идет переформатирование компании.

- Намерены ли вы вернуться в Кыргызстан?

- Пока документы и оборудование не возвращены обратно, рано говорить, я вернусь или нет.

В первую очередь, я думаю о том, как устранить последствия того ущерба, морального и материального, который был нанесен мне и моей компании.

Р.Гр.

Поделиться:
12075

Последние новости

Все новости

1news TV