Сулейман Демирель: \"Ильхам Алиев утверждает в мире Азербайджанское государство как государство состоявшееся\"
- Господин президент, хотелось бы прежде всего остановиться на теме азербайджанско-турецких связей. Считаете ли Вы, что эти отношения находятся на желаемом уровне?
- Турция и Азербайджан – два государства - одна нация. У нас отношения, которые присущи двум братьям. Связи эти нетленны. Покойный президент, созидатель Азербайджанского государства Гейдар Алиев - дорогой мой брат, и таково личностное воплощение развиваемой теории о двух государствах и одной нации, таково наше представление о братстве. Мы черпаем это представление у наших народов. Наши отношения могут иметь отдельные стороны, подпадающие под критику. Однако, в целом, наши отношения, будучи совершенными по содержанию, будут продолжаться и впредь.
- У некоторых имелись сомнения по поводу успешной деятельности Ильхама Алиева на посту главы государства до его избрания президентом, в связи с его возрастом и опытом. Как Вы оцениваете Азербайджан в данном аспекте после Гейдара Алиева?
- В стране не может быть все прекрасным. Существует позитив и существует негатив. Бывают, несмотря на добрые намерения, и моменты, не устраивающие народ. Беря в целом, можно сказать, что если в стране имеется стабильность, законы работают, страна развивается, повседневный порядок народной жизни соблюдается, страна пользуется доверием за рубежом, – значит, у этой страны хорошее управление. Президент Азербайджана Ильхам Алиев есть президент, избранный всем народом. Однако нелегкое это дело - заменить Гейдара Алиева. Не надо сравнивать Гейдара Алиева с идущими после него. Это было бы неправильно. Вы не сможете найти умение и опыт Гейдара Алиева. Но сегодня Ильхам Алиев утверждает в мире Азербайджанское государство как государство состоявшееся. В Азербайджане царит внутренняя стабильность, продолжается развитие, в повседневной жизни народа наблюдается прогресс и, наконец, Азербайджан развивает свои отношения с миром, с соседями. Все это мы можем расценивать как успех.
- Содержит ли позиция Азербайджана на Южном Кавказе лидерские особенности?
- Да. Конечно, сегодня никто не примет лидерства, однако завоевание Азербайджаном авторитета в регионе по существу есть лидерство.
- Как Вами, человеком, способствовавшим реализации трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум, оценивается влияние этих проектов на отношения Азербайджана-Грузии-Турции и на внешнюю политику Азербайджана?
- Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан связал три страны весьма прочным образом. Заметно его влияние во всех трех странах. Появление этой реалистичной и масштабной инициативы в 90-е годы и ее реализация в 2000-х годах являют собой колоссальный успех. Затем газовый проект. Это своевременный шаг. Перекачка газа из Азербайджана в Турцию с последующей поставкой в Европу - большое событие. Наряду со всем этим очень важным прогрессом является строительство железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Эрзурум.
- Насколько значима для региона железная дорога Баку-Тбилиси-Карс?
- Это, конечно, Шелковый путь. Это, в конечном итоге, маршрут, связывающий Среднюю Азию с Европой. Существует еще и путь через Иран, проложенный по территории Турции в Европу. Дорога между Меем и Мешхедом была не закончена - и сейчас она завершена. А нынешняя дорога – вторая. Проходя через Каспий, она доходит до порта Туркменбаши.
- Как Вы оцениваете тот факт, что Армения осталась за пределами проекта?
- Изоляция Армении не носит умышленного характера, она все равно не сотрудничает с нами. Армения оккупировала Карабах и прочие азербайджанские земли. Существует один миллион азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев. В таких условиях о какой-либо договоренности речи идти не может.
- Смогут ли Турция и азербайджанское лобби вести совместную борьбу против Армении?
- В мире господствует один стереотип. К примеру, азербайджанцы погибли в войне в Карабахе, пролили кровь, потеряли земли, изгнаны из родных мест - и они же подвергаются обвинениям. Это стереотипы Запада. Подобный вопрос при помощи лоббирования не решить, чтобы вы ни делали.
- Почему первый шаг ожидается не от Армении, а именно от Азербайджана и Турции?
- Армении покровительствуют. В несправедливом отношении к ней несправедливо обвиняют Азербайджан и Турцию.
- Не в этом ли причина включения в повестку дня в Сенате США вопроса об «армянском геноциде»?
- Вопрос «армянского геноцида» в Сенате США выносится на обсуждение каждый год. И в этом году будет вынесен вновь. И без того он прошел в парламентах 18 стран. Он не имеет принудительной силы, но породит в Турции большое напряжение
- Как Вы оцениваете политику России на Южном Кавказе?
- Россия ни от Средней Азии, ни от Южного Кавказа не откажется. Государства Средней Азии и Южного Кавказа во главе с Азербайджаном вынуждены заботиться о своих силах. Если и не Российское государство, то славянские националисты считают Среднюю Азию и Южный Кавказ своим «огородом». Надо усилиться, чтобы сохранить независимость. Азербайджанский народ это хорошо знает. С этой точки зрения продолжение стабильного развития очень важно.
- Как Вы оцениваете влияние дружбы Гейдара Алиева и Сулеймана Демиреля на азербайджанско-турецкие отношения?
- Наша дружба оказала непосредственное влияние на азербайджано-турецкие отношения. Это и требовалось. Иными словами, мы два государства - одна нация.
- Планируете ли Вы посетить Азербайджан?
- Хочу приехать. Я получил много приглашений. Уважаемый президент Ильхам Алиев много раз приглашал меня, и я приеду, как только представится возможность. В Азербайджане все еще есть места, где я не бывал. Поеду в Шеки и в южный регион. Хочу вновь побывать в Нахчыване, откуда несколько дней назад получил приглашение.
Джавид Велиев, специальный корреспондент 1news.az в Анкаре