И серых уток голоса...
Немного о звездах, о метеорах и гаметах местного шоу-бизнеса
Глядя на певчих пташек отечественного шоу-бизнеса, которые с завидной энергией величают себя «звездами» и, пользуясь нехитрыми профессиональными приемами, заставляют публику подхватывать эту манеру, невольно вспоминаешь лягушку из басни Эзопа – ту самую, что раздувалась, желая сравняться с буйволом. И, помнится, для лягушки это кончилось печально… Правда, нашим певчим пташкам опасаться нечего – уж в чем-чем, а в умении раздуваться они всякому дадут фору! Им ничего не стоит присваивать себе, любимым, титулы «единственных», «артистов номер один» и даже «суперзвезд»… Блистая, главным образом, «звездным» самомнением (больше ничего звездного в них не наблюдается), они готовы заявлять, что им никакого труда не составляет каждый квартал сниматься в «великих» клипах и каждый месяц поднимать ставки за свои выступления на свадьбах… Да, на свадьбах они, действительно, прямо-таки райские птицы с волшебными голосами! Увы, стоит этим пернатым ненароком выпорхнуть за ограду родного, обжитого птичьего двора – туда, где их никто не знает, – как они вмиг оказываются теми, кто они и есть на самом деле: безликими серенькими уточками, с которых легко облетают кое-как налепленные фальшивые, чужие перья…
…И СНИК ОГОНЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ГНЕВА
Бриллиант Дадашева однажды заметила, что некоторым артистам просто необходимо слышать восторженные эпитеты в свой адрес: это для них как наркотик, помогающий им ощущать свое «превосходство» над окружающими. Это их и окрыляет, и вдохновляет. Хотя главное в эстраде – это признание слушателей и ценителей песни, причем в широком понимании: петь надо не для своего скворечника, а для всего необъятного леса. Петь так, чтобы тронуть душу и запомниться, образно говоря, и Венскому, и Булонскому, и русскому, и турецкому, и немецкому, и прочим лесам... А для этого надо искать и находить такие песни и уметь так исполнять их, чтобы тебя с ветки твоего родного дерева слышали повсюду.
Невольно задаешься вопросом: а вправе ли наши самозваные «звезды» носить этот громкий титул хотя бы в пределах постсоветского пространства? Или «братской» Турции?
Припоминается весьма красноречивый эпизод, происшедший на пресс-конференции в честь приезда Ажды Пекан. На вопрос журналиста, кого из азербайджанских певцов она знает, турецкая гостья, призадумавшись, ответила, что знакома с творчеством Зейнаб Ханларовой, Азизы Мустафазаде и Полада Бюльбюльоглу. Нашу журналистскую братию этот ответ задел за живое, и, заметив это, присутствовавший на пресс-конференции Эркан Озерман развел руками: «Мы не виноваты, что не можем назвать имена ваших местных популярных исполнителей! Что сделали ваши артисты, чтобы их знали за пределами вашей страны?» После этого справедливого вопроса вспыхнувший было патриотический гнев у нас, представителей СМИ, сразу же угас.
И вправду: кто из наших певиц и певцов за последние двадцать лет выезжал с концертами за пределы Азербайджана? Канули в Лету те времена, когда в Москве и других культурных центрах тогдашнего Советского Союза с триумфом гастролировали Рашид Бейбутов, Муслим Магомаев, Полад Бюльбюльоглу, квартет «Гая» и другие яркие представители азербайджанской эстрады, когда их знали во всем мире… Если же вести отсчет с начала 90-х – одна лишь Бриллиант Дадашева с клипом «Зулейха» успешно штурмовала вершины российского, для нас уже зарубежного, шоу-бизнеса. Ее ролик даже занял первое место в популярном телевизионном хит-параде «Горячая десятка»; о мастерстве певицы лестно отзывались Алла Пугачева, Вахтанг Кикабидзе... Апогеем же стал прошедший в 1997 году сольный концерт певицы на главной сцене России – в концертном зале «Россия». После нее, только в минувшем году, с сольным концертом на той же сцене выступила Назпери Досталиева, а в начале этого года сольный концерт Айгюн Кязимовой слушал Кремлевский дворец. Выступление Айгюн было примечательно тем, что она спела дуэтом с самим Филиппом Киркоровым...
А ведь не так давно на конкурсах молодых исполнителей в Юрмале нашу страну достойно представляли Фирангиз Рагимбекова и покойная Севиль Гаджиева. Кстати, на одном из таких конкурсов в Юрмале одной из наших певиц не хватило дыхания… на то, чтобы спеть «Бабушка рядышком с дедушкой» (помните детскую песенку Раймонда Паулса на слова Ильи Резника?). Ну что тут скажешь! Когда певице не хватает дыхания – разве журналист виноват, если ему не хватает слов?..
Правда, нельзя не отметить успехов таких деятелей нашей эстрады, как Самир Багиров, Фаик Агаев и Тунзаля Агаева, на других престижных конкурсах. Но насколько известны миру все вышеупомянутые? Отметим один факт: список азербайджанских эстрадных исполнителей, добившихся признания на зарубежных международных конкурсах за последнее десятилетие, по праву возглавляет Манана!
Нет-нет да услышишь: мол, что Москва? Она нынче не в моде! Напрасно кое-кто в угоду новым веяниям так думает. И Москва, и Россия, хотим мы того или нет, для артистов остаются полем широчайших возможностей быть замеченными, обратить на себя внимание. Просто теперь это не мешает тому, что наши звезды (и в кавычках, и без) пытаются покорить турецкий Олимп…
Первой, еще в середине 90-х, устремилась туда опять-таки Бриллиант Дадашева. Она выпустила компакт-диск, выступила с трехчасовой концертной программой на TRT-3, а также на «Kral TV», снялась в нескольких произведших фурор клипах – «Севяджяйям», «Мач-мач, гудж-гудж». По турецким каналам демонстрировались «Вокализ» и «Йалан дунйа» в ее исполнении. Сейчас певица готовится к выходу своего второго турецкого альбома – первым был «Мач-мач, гудж-гудж».
За ней на подмостки турецкой эстрады поднялась сначала Айгюн Кязимова, обозначась как почетная гостья на отборочном и финальном турах конкурса Best Model of the World. А в позапрошлом году там объявилась и Назпери Досталиева, выступив с сольным концертом в «Лютви Кырдыр» – одном из престижнейших залов Турции. Заодно певица преподала туркам хороший урок, уличив их в небрежном отношении к нашим произведениям и нарушении авторских прав, выразившемся в искажениях текстов оригинала.
Но наивно было бы верить, что такое стремление наших артистов к успеху у турецкой публики объясняется лишь бескорыстной жаждой пропагандировать за рубежом азербайджанское песенное искусство! Думается, скорее (хотя никто не заявляет об этом открыто) ими движет желание найти себе место в турецком шоу-бизнесе, который пока намного цивилизованней нашего. По крайней мере, там можно и отстаивать авторские права (помните случай с «Мач-мач, гудж-гудж»?!), и получить немалую прибыль от сольных концертов и продажи дисков. У нас же, если «звезды» зажигают – как теперь принято говорить, раскручивают, – то, как правило, с весьма земной целью: высокие ставки на свадьбах и в ресторанах! Прибыли от дисков и сольных концертов не получает практически никто. И все-таки находятся артисты, готовые живот свой – в смысле диафрагму – положить на алтарь искусства!
В одночасье родившийся отечественный шоу-бизнес похож, не в обиду будь сказано, на дефективное дитя, которому, вопреки годам, все никак не удается стать взрослым. Мастеров эстрады, чьи имена гремели по всему былому Союзу (и не только!), сменили «принцы и принцессы» свадебных палаток – в лице Хумар, Хатиры, Надира, Элариза и иже с ними… Даже те, кто сами себя объявляют «примадоннами» и просто «мадоннами», а песни свои – шлягерами, прекрасно знают, что ни сами они, ни их «шлягеры» никому за пределами Азербайджана неизвестны. На концертах их никто не подхватывает, никто им не подпевает.
То, что поют сегодня в Азербайджане, за редкими исключениями напоминает больше иранские и турецкие мотивы, нежели азербайджанские. С такой музыкой гастролировать в той же Турции – все равно что, как говорят англичане, возить уголь в Кардифф. Или, если угодно, ездить в Тулу со своим самоваром…
Пожалуй, пора задаться «вечными» вопросами, которые не давали покоя еще Герцену и Чернышевскому:
КТО ВИНОВАТ?
Виновных не надо искать с фонариком, и далеко ходить за ними тоже ни к чему. Виноваты мы с вами – слушатели, привыкшие послушно глотать дешевый ширпотреб, слегка подслащенный индийско-арабской аранжировкой. Именно из-за этой привычки непререкаемыми авторитетами современной азербайджанской эстрады становятся не истинные, одаренные свыше композиторы, а те, кто по душевной хворобе сам себя воображает как минимум новым воплощением Узеира Гаджибекова или даже всех битлов в одном лице. И именно их усилиями бессмертная музыка Тофика Гулиева, Рауфа Гаджиева, Алекпера Тагиева годами пылится в архивах радиостанций, извлекаемая на свет разве что для передач типа «Как это было»… Очень метко сказал один остряк из шоу-бизнеса: «Этим доморощенным “современным композиторам”, заполонившим нашу эстраду, ближе ключи от собственного авто, чем скрипичный ключ!» Не потому ли и наш эфир звучит чем угодно – от греческой музыки в «Дорогах» до фарсидских напевов в «Бивяфа»? Оно и понятно: ведь и творческий процесс нынешних эстрадных музыкоделов – совсем не тот, что у великих композиторов прошлого. Нынешний «творец» готов «творить» всегда и всюду. К примеру, готовя себе завтрак или поглощая его, он от полноты чувств что-то насвистывает. И вдруг… в этом свисте ему слышится ГЕНИАЛЬНАЯ мелодия! Он скорей, чтобы не забыть ее (ибо нот он, конечно же, не знает), едет к знакомому аранжировщику, насвистывает ее, тот садится за синтезатор – и пожалуйста, очередной «шлягер» готов! Вот такие «свистуны» и делают погоду на нашей теперешней эстраде…
Есть у этой проблемы и политическая сторона. Мало того, что мы территориально потеряли более 20% своей земли, – «борьбу в эфире» мы проиграли почти на все сто! Полюбуйтесь только: Дагестанское телевидение «оккупировало» север Азербайджана так, как не удалось даже пресловутому «Садвалу»; южные рубежи твердо, как не снилось никакой «Хезболле», находятся в руках иранского телевидения; а турки, вовсю претворяя в жизнь знаменитый лозунг «Два государства – одна страна», наводнили наш телевизионный эфир большим числом своих телеканалов, чем найдется в самом Азербайджане! И это еще не говоря о наших «заклятых друзьях» – армянах: ведь все население смежных с Карабахом территорий волей-неволей смотрит и «Арцахское», и армянское телевидение! Чему ж тут удивляться, если мелодии всех этих иноземных конкистадоров от музыки мигом покоряют сердца сначала водителей маршруток, а вслед за ними – и тысяч их пассажиров? Бакинцы просто не выдерживают столь мощного напора и сдаются на милость победителя…
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Прежде всего – о том, чего не делать. Не надо бить себя в грудь с криками «не пущать!» и начинать повальное изъятие музыкальной продукции, зараженной чужеродным вирусом. В демократической стране любой музыкальный стиль имеет право на существование. Закрыть свой теле- и радиоэфир Азербайджан просто не в силах, в чем не раз признавалось Министерство связи и информационных технологий. Но зато мы можем использовать те же технологии для пропаганды национальной музыки – как в самом Азербайджане, так и за его пределами. Ведь пробует же Общественное телевидение передавать по своим каналам только профессиональную отечественную музыку, а не западно-восточный ширпотреб! Так почему бы и ATV, «SpaceTV» и другим нашим телеканалам не образумиться, чтобы дать больше эфира национальной музыке – как эстрадной, так и классической? Почему произведения Кара Караева, Фикрета Амирова, Ниязи и других наших выдающихся композиторов мы должны слушать исключительно в траурные для страны дни?! По крайней мере, слушая их мелодии, хочется жить, а не выть, как от «шедевров» иных доморощенных композиторов-свистунов, с какими впору выходить на какой-нибудь межрайонный конкурс, но ни в коем случае не на Евровидение!
Кстати, раз уж речь зашла об этом, – давайте не забывать, что на международных конкурсах ждут необычного и неожиданного, высокого, яркого и общечеловеческого. Того, что подхватит и запоет вся планета. Именно этого не хватает песням, выходящим из-под клавиш синтезаторов наших «творцов». Тут им есть над чем поработать! А уж самобытной национальной музыки у нас хватит, чтобы потрясти любой, самый привередливый музыкальный Олимп. И вот тогда-то гадкие серые утята от отечественного шоу-бизнеса, которым сейчас ничего иного и не остается, как с напускным энтузиазмом величать самих себя «звездами», наконец смогут распустить крылья, чтобы на равных конкурировать со своими всемирно прославленными коллегами.
Будет еще на наших устах не просто слово «халва», от которого, как известно, сладко не бывает, а настоящий сладкий вкус победы. И потенциал нашей эстрады, и ее традиции делают эту мечту вполне осуществимой!
Сеймур Закаряев, Вюгар Вюгарлы, 1news.az