Гюльтекин Гаджиева: «Вопрос о завершении мониторинга, возможно, будет поставлен после президентских выборов 2008 года»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем председателя постоянной комиссии Милли меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям, членом делегации Азербайджана в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), беспартийным депутатом Гюльтекин Гаджиевой
- Сегодня начинает работу Мониторинговый комитет ПАСЕ, который обсуждает выполнение Азербайджаном принятых на себя обязательств. Вслед за тем, на апрельской сессии по данной теме будет обсуждаться доклад Ллойда и Херкеля. Ожидаются в этих обсуждениях какие-нибудь неприятные для нас нюансы?
- Я уверена в том, что все сколько-нибудь проблемные моменты, вызывавшие напряжение несоответствий, устранены. Сегодня сотрудничество развивается по восходящей линии, наши обязательства перед ПАСЕ выполняются. В большинстве сфер достигнуты определенные рубежи, и они видны, так сказать, невооруженным глазом. Это сотрудничество внесло свой неоценимый вклад в развитие демократии в Азербайджане, и мы за это благодарны Совету Европы. В то же время считаю, что и Совет Европы остался в выигрыше. Азербайджанские депутаты активно участвовали в работе ПАСЕ, содействовали решению проблем, поддерживали политический процесс, задействованный этой организацией. Развивая демократию в Азербайджане, СЕ обеспечивает более устойчивую безопасность своих юго-восточных рубежей. Ввиду этих соображений я не могу представить себе ситуацию, ставящую под сомнение какие-либо моменты в нашем сотрудничестве. Для такого поворота событий нет оснований. Конечно, и это реальность, что страны, подпадающие под мониторинг, получают не только похвалы, но также подвергаются критике. Это нормальный процесс, поскольку если бы в этих странах все проблемы по обязательствам перед СЕ были решены, то мониторинг был бы завершен. Я убеждена в том, что по обязательствам, взятым на себя Азербайджаном, будет вынесено положительное решение. Остается одно обязательство - по Нагорному Карабаху, мирное решение проблемы есть необходимое условие завершения мониторинга. Хочу отметить, что Совет Европы в целом сделал немало для реализации Азербайджаном принятых на себя обязательств, но не дал удовлетворительного примера для мирного решения конфликта в Нагорном Карабахе. Правда ПАСЕ дала политическую оценку, приняла в январе 2005 года резолюцию за номером 14-16, но не подкрепила ее реальными делами. Мы в этом плане многого ожидаем от ПАСЕ и остаемся на позиции ожидания.
- Вы выразили убежденность в возможности завершения мониторинга. Однако есть вопрос, который связан с такими фактами, как судебный процесс над экс-министром А. Инсановым, арест депутата Гусейна Абдуллаева. Не будут ли эти факты использованы для реанимации темы «политзаключенных»?
- Прежде всего хочу подчеркнуть, что процесса завершения мониторинга в скором времени ожидать нельзя. Потому что, как я уже сказала, есть проблема Нагорного Карабаха. Во-вторых, вопрос о завершении мониторинга, возможно, будет поставлен после президентских выборов 2008 года. На том основании, что в странах, находящихся под мониторингом, живущих в период утверждения демократии и объективных выборов, такие мониторинги завершаются нескоро. Напротив, таким странам уделяется пристальное внимание. В этом смысле я ничуть не сомневаюсь в том, что в Азербайджане пройдут нормальные, демократические выборы и эти выборы будут, в отличие от прежних, больше соответствовать европейским стандартам. И после этого ПАСЕ будут сформулированы более основательные позиции относительно прекращения мониторинга. Что касается вопроса об Инсанове и Абдуллаеве, то считаю необходимым сказать: причиной того, что оппозиция не может вернуться во власть, получить широкую поддержку общества, является лицемерие. В свое время оппозиция нещадно поносила министра Инсанова и я в целом соглашалась с этой критикой, потому что его деятельность вызывала серьезное недовольство населения. Сегодня человека, погрязшего в коррупции, человека, на чьей совести сотни загубленных жизней больных, не получивших вовремя врачебной помощи и лекарств, оппозиция берет под свою защиту. Это прежде всего лицемерие и я не могу этого принять. Оппозиция существует именно для того, чтобы вскрывать и бичевать порочные явления, а не лицемерить с большой выгодой для себя. Хочу с предельной ясностью сказать: деяния Али Инсанова стоят перед взором азербайджанского народа и нельзя мириться с тем, что критика оппозицией чиновников преследует чисто политиканские задачи.
- Гюльтекин ханум, осталась открытой часть вопроса о Гусейне Абдуллаеве...
- Я удручена случившимся. Тяжело было наблюдать такое, да еще в канун Новруз байрамы. То есть никто из нас не хотел, чтобы в отношении коллеги-депутата, работавшего долгое время с нами плечом к плечу, было принято такое решение. Однако при внимательном рассмотрении ситуации нельзя не прийти к некоторым выводам. Политика представляет собой весьма ответственное занятие, и люди, ею занимающиеся, решающие судьбоносные задачи нашей страны, должны взнуздывать негативные эмоции. Не имеет морального права так вести себя человек, представляющий как минимум сорок тысяч избирателей. Мне представляется, что теперь эта проблема имеет касательство и к избирателям. Здесь от избирателей требуется большая ответственность. Кандидаты должны манифестировать более серьезные проблемы. И это явление, конечно, коренится в нынешнем состоянии политической культуры нашего общества. Больше внимания к личным качествам избираемых – это необходимо, чтобы в будущем не порождать серьезные проблемы, подобные этой. Вместе с тем хочу отметить, что в этом инциденте был элемент провокации с противной стороны. Поэтому должны быть наказаны обе стороны. Во мне вызывает чувство беспокойства некоторая односторонность принятого решения. Мне представляется, что в ближайшие дни Дисциплинарная комиссия Милли меджлиса примет решение относительно и другой стороны в конфликте, после чего парламент примет более справедливое решение.
- В печати муссируются слухи о том, что инцидент является «разборкой» внутривластных группировок. Что Вы на это скажете?
- Этот инцидент возник не на политической почве, здесь нет политической мотивации. Он по существу своему криминален и произошел по причине низкой политической культуры. Возможно, в его основе лежат какие-то внутренние распри. Так его и надо квалифицировать. Вместе с тем этот инцидент, повторюсь, необходимо разобрать с объективных позиций. Обе стороны должны понести заслуженное наказание.
К. Гамидов, 1news.az