Рафаэль Гусейнов: «Высказывания как Херкеля, так и Сеидова в равной степени истинны»
Эксклюзивное интервью 1news.az с депутатом Милли меджлиса, членом азербайджанской делегации в Совете Европы Рафаэлем Гусейновым
На апрельской сессии ПАСЕ будут обсуждаться обязательства, взятые Азербайджаном. В Мониторинговом комитете уже состоялось первое обсуждение доклада, подготовленного Андресом Херкелем и Томасом Ллойдом. В обществе циркулируют различные мнения относительно доклада, его содержания и направленности. Члены азербайджанской делегации в ПАСЕ высказывают мнение о конструктивной направленности доклада, о рабочем настроении, царившем в Мониторинговом комитете при обсуждении текста доклада. В то же время один из двух содокладчиков, эстонский парламентарий Андрес Херкель утверждает, что доклад имеет критический уклон. Мы обратились к члену делегации, депутату Рафаэлю Гусейнову с просьбой внести определенную ясность в разговоры о сути этого доклада.
- Рафаэль муэллим, чем Вы объясните различия в трактовках доклада его соавтора А. Херкеля и руководителя нашей делегации С. Сеидова?
- На мой взгляд, высказывания как А. Херкеля, так и С. Сеидова в равной степени истинны. С. Сеидов говорит, что в докладе имеются и критика, и положительные оценки. Критические суждения конструктивны. Собственно, Херкель говорит то же самое. Думаю, нет необходимости сгущать краски.
- Андрес Херкель утверждает, что Азербайджан выполнил лишь 4 обязательства из 27. Насколько это верно?
- Нет. Такая постановка вопроса неверна. Если бы Азербайджан выполнил только 4 обязательства, то это фактически означало бы невыполнение обязательств в целом. В докладе Ллойда и Херкеля ясно видно, что дело обстоит иначе. В докладе отмечается, что Азербайджан находится в широком русле выполнения взятых на себя обязательств. У содокладчиков могут быть личные мнения по поводу реализации тех или иных обязательств. Однако это не значит, что Азербайджан не сумел выполнить их большую часть. Мне думается, что масс-медиа искажают мысли Херкеля.
- Херкель затронул также вопрос о политических заключенных...
- Нельзя такого рода вопросы ставить в абстрактной плоскости. Если речь идет о факте несправедливого осуждения кого-то, то следует назвать его имя. Наши граждане могут обратиться не только в азербайджанские суды, но также в Европейский суд по правам человека. Всякий, кто имеет жалобы правового характера, может обратиться в это международное учреждение. Поэтому считаю неправильным ставить вопрос о незаконном заключении кого-либо под стражу. В целом, я полагаю, что Херкель как содокладчик занимает не вполне объективную позицию. Этот тон чувствовался и в его прежних интервью.
- Херкель утверждает, что в Азербайджане имеются проблемы со свободой печати.
- Я приверженец конкретности и в этом вопросе. Я связан с печатью самым непосредственным образом. В то же время, как докладчик Совета Европы по вопросам журналистики, я являюсь поборником обеспечения свободы печати, прав журналистов. Вместе с тем считаю немаловажным обстоятельством наличие высокого профессионализма у представителей масс-медиа. С другой стороны, факты давления на печать, на отдельные издания также можно считать проявлением непрофессионализма. Надо немедленно пресекать всяческие проявления давления на печать. Такого рода факты в итоге сказываются на имидже страны, меняют представление о ней в худшую сторону. Эта проблема присуща и другим странам Европы. Неправильно ставить этот вопрос как вопрос азербайджанских реалий. Такие факты наличествуют в Украине, Беларуси, России и разных странах Европы. Мы были тому свидетелями в Совете Европы. Есть страны, где убийства журналистов, совершенные несколько лет назад, так и остаются нераскрытыми.
В Министерстве национальной безопасности на самом высоком уровне занимаются расследованием убийства журналиста Эльмара Гусейнова. Я не согласен с утверждением относительно тяжелого положения азербайджанской печати. У нас достаточное число хороших журналистов и СМИ. Говорю об этом как человек, обладающий многолетним журналистским опытом. Я хорошо знаю, какому давлению подвергалась журналистика в советское время. Как человек, имеющий возможность сравнивать, могу сказать, что положение азербайджанской журналистики лучше, чем в России, Украине и Грузии. У нас у каждого гражданина есть возможность изложить свои мысли посредством масс-медиа.
- Могут ли быть применены санкции против Азербайджана на апрельской сессии?
- Я так не думаю. Азербайджан выполнил свои обязательства перед ПАСЕ в большом объеме.
- От каких государств можно ожидать лоббирования интересов Азербайджана?
- Мы должны больше сделать акцент на деятельности отдельных депутатов, потому что в ПАСЕ представлены многочисленные делегации. Они представляют различные взгляды и потому работа с ними более целесообразна. В этом направлении мы добились значительных успехов. В 2001 году, в первые годы членства Азербайджана в Совете Европы, мы не могли добиться подписей парламентариев под документами, характеризующими Армению как страну-агрессора. Несмотря на наличие резолюций Совета Безопасности ООН, с нами не очень-то считались, относились к нам с оскорбительным пренебрежением. По прошествии времени мы сумели добиться перелома в настроениях европейских парламентариев. Теперь уже в общей сложности 300-400 депутатов подписали наши документы, характеризующие армян в качестве агрессоров. Как итог, в 2005 году была принята резолюция, подтверждающая характеристику армянской политики как политики агрессивной. В настоящее время в Совете Европы представлены делегации 46 государств, из коих в 40 есть депутаты, поддерживающие нас, выказывающие понимание нашей позиции.
- Ожидается ли в ближайшее время проведение каких-то форумов на уровне ПАСЕ?
- Принятые в Совете Европы правила таковы, что там каждый день проводятся заседания партийных групп или комитетов. Я участвовал в заседании Постоянного комитета ПАСЕ, состоявшемся в Париже 16 марта. Постоянный комитет – это миниформа ПАСЕ. На этом заседании рассматривались 8 очень важных докладов. Мой доклад был посвящен вопросам обучения и образования журналистов. Он был рекомендован сессии ПАСЕ. Могу предположить, что мой доклад и сопутствующие ему обсуждения будут стоять первыми в повестке апрельской сессии.
- Известны ли конкретные сроки миссии Совета Европы на Южный Кавказ по мониторингу состояния его культурного наследия?
- В связи с этим вопросом докладчиком назначен британский парламентарий Эдвард О’Хара. Он давно хочет приехать в регион. Известен маршрут его поездки. Докладчик должен вначале поехать в Армению, изучить состояние азербайджанских и грузинских памятников. Затем он отправится в Грузию, чтобы ознакомиться с азербайджанскими и армянскими памятниками. Очередной его маршрут проляжет через территорию Азербайджана, в частности через оккупированные земли и завершится в Нахчыванской Автономной Республике.
На зимней сессии ПАСЕ на заседании подкомитета по культурному наследию вопрос о поездке был вновь обсужден. Было отмечено, что министр по делам культуры и туризма А. Гараев и другие официальные лица Азербайджана дали разрешение на реализацию этой поездки в конце марта – начале апреля. Однако, видимо, и на этот раз армяне, сославшись на выборы, откажутся содействовать его реализации. Поездка может состояться при наличии политической воли. Но армян эта поездка не устраивает. Тем не менее, О`Хара назначен докладчиком и потому рано или поздно в регион должен приехать. Столь же рано или поздно Совет Европы начнет проявлять беспокойство по поводу такой позиции Армении. Как итог, армяне потерпят поражение и в этом направлении своей деятельности. Отмечу, что по инициативе Терри Дэвиса создана отдельная комиссия по изучению культурного наследия Южного Кавказа. Эта комиссия является более широкой по своему составу, в нее помимо парламентариев входят специалисты по различным отраслям культуры. Мы заинтересованы в приезде в регион этой комиссии. К сожалению, и здесь поездка откладывается.
- Предполагается ли на апрельской сессии встреча делегаций Азербайджана и Армении?
- Армянская делегация ввиду парламентских выборов в Армении 12 мая в Страсбург не приедет.
Камиль Гамзаоглу, 1news.az