Нушираван Магеррамли: «Абсолютно не согласен с замечаниями Совета Европы, связанным с ANS»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Национального совета по телевидению и радиовещанию Нушираваном Магеррамли
27 апреля Национальный совет по телевидению и радиовещанию (НСТР) вынесет свое окончательное решение по телеканалу ANS. Об этом сообщил председатель НСТР Нушираван Магеррамли. Он отметил, что решение о выдаче лицензии ANS не принималось в точном соответствии с законом, так как в объявленном конкурсе никто, кроме ANS, участия не принял. Ввиду отсутствия второго участника НСТР вынужден был объявить повторный конкурс. Но поскольку ситуация повторилась, был начат поиск приемлемого решения в рамках законных процедур. Н. Магеррамли отметил, что на имя главы государства адресовано обращение о внесении дополнений и изменений в закон «О телерадиовещании». Он также отметил, что намерение вынести окончательное решение по ANSне связано с каким-либо воздействием извне.
- Вы разделяете критические моменты в докладе ПАСЕ по обязательствам Азербайджана, связанным с ANS?
- Абсолютноcними не согласен. Все решения НСТР по деятельности ANS приняты на основании законов. Законодательство определило процедуры по лицензированию телевидения. Необходимый элемент этой процедуры – проведение конкурсов с непременным участием нескольких претендентов. Однако и в первом, и во втором конкурсах иных конкурсантов, кроме ANS не оказалось. Поэтому нужно искать какие-то иные решения и, возможно, НСТР, используя свои полномочия, вынесет категоричное постановление.
- Несмотря на то, что закон о лекарственных средствах запретил рекламу каких бы то ни было лекарств, телеканалы этого запрета не придерживаются.
- НСТР разослал всем каналам необходимую информацию по этому поводу. Сложность ситуации в том, что большинство телеканалов еще до принятия этого закона подготовили проекты по рекламе безрецептурных лекарственных средств. И эти проекты еще не завершены. Мы не будем тому препятствовать, но известили руководство телеканалов о недопустимости новых соглашений по части реклам такого рода. С другой стороны, возникла еще одна проблема. К примеру, на ANS в шоу «Мейхана» рекламировалось средство «Медифон» и, когда мы обратили внимание канала на этот факт, нам ответили, что это средство не является лечебным. Но в таком случае мы требуем подтверждения со стороны Министерства здравоохранения. Аналогичные ситуации не исключены и по другим таким средствам.
- В деятельности НСТР такие случаи частенько имеют место. Принимается закон, но его исполнение саботируется на том основании, что договор был подписан раньше закона. Что выше - закон или договор? На деле закон должен стоять выше. Однако мы видим, как НСТР отдает предпочтение договорам, заключенным телеканалами.
- Конечно, сила закона приоритетна, но, вместе с тем, надо признать наличие определенного несоответствия между основным законом о телерадиовещании и законом о лекарственных средствах. Надо внести изменения в закон о телерадиовещании, ввести положение о запрете рекламы безрецептурных лекарств. Но поправка еще не принята, и этот момент порождает правовые коллизии. Лично я полагаю, что Милли меджлис несколько поспешил с решением о полном запрете рекламы лекарств. Надо было дождаться улучшения общей коньюнктуры на рынке рекламы. Если Вы помните, два года назад мы разрешили рекламу спиртных напитков после 23 часов, и через несколько лет после улучшения коньюнктуры на рынке рекламы мы сможем полностью запретить эту рекламу.
- Обращались ли к вам российские власти по поводу продолжения трансляции своих телеканалов?
- НСТР желает применять на территории Азербайджана мировые стандарты телевещания. Ни в России, ни в Турции телеканалы зарубежных государств на национальных частотах не работают. Решение НСТР входит составной частью в телерадиовещательную политику государства. Если между Азербайджаном и Россией будет заключен договор и наша страна обяжется и дальше принимать вещание какого-либо канала, то НСТР, являясь государственным органом, должен будет реализовывать это решение. Однако в настоящее время таких переговоров не ведется. Поэтому с 1 июня вещание российских каналов должно быть приостановлено.
- Говорят о том, что на телеканалах мало передач патриотического содержания.
- На азербайджанских телеканалах существуют передачи просветительского и патриотического содержания, но их недостаточно. Вместе с тем эта тема не имеет прямого отношения к НСТР. Ею должны заниматься телекорпорации. Мы не вправе диктовать им объемы, тематику и содержание передач.
- С 1 января следующего года все фильмы должны транслироваться только на азербайджанском языке – таково решение НСТР. Возможно ли будет обеспечить его исполнение?
- Это крайне серьезная проблема. Телекорпорациям придется немало потрудиться над реализацией этого решения. Надо будет поработать над качеством дубляжа, оно сегодня не может удовлетворить соответствующие запросы. Но если бы мы не приняли такого решения, то не смогли бы повлиять на качество дублирования фильмов. Вот почему мы были категоричны в своем предписании.
- Ведется ли на телеканалах работа по исполнению этого предписания?
- На всех телеканалах принимаются плановые меры. Даже начат процесс учреждения частных студий дубляжа. Я считаю, что телеканалы обязаны выполнить решение НСТР, связанное с государственным языком. Решение вынесено и должно быть непременно исполнено.
- Ряд телеканалов работает посредством Интернета. Существует ли юридическая база для их работы?
- Никакой юридической базы нет. Это очень сложная и спорная проблема. Через какое-то время телепродукция будет распространяться даже посредством мобильных телефонов. Пока в мировом сообществе не сформирован механизм контроля за распространением телепродукции через Интернет и мобильные телефоны. В нашем законе о телерадиовещании об Интернете вообще ничего не говорится. Мы изучаем мировой опыт и я должен сказать, что этот вопрос связан с правами человека. Мы должны определяться: организовать обсуждения темы Интернета, его возможностей и юридических пределов этих возможностей. К примеру, на днях на сайте Day.az начало работать интернет-радио. Я им по этому поводу сказал, что радиовещание через интернет законом не регулируется. Конечно, это не означает, что интернет-радио может и впредь обходиться без правовой регуляции. Надо решать этот вопрос совместно с соответствующими органами – без раскачки, адекватно актуальности вопроса.
- Смогут ли кандидаты в ходе избирательной кампании использовать интернет, радио и телевидение в пропагандистских целях?
- Естественно, могут, но здесь не следует принимать поспешных решений, надо прежде изучить мировую практику.
- В состоянии ли наши телеканалы обеспечивать высокое техническое качество своих передач?
- технических возможностей телеканалов по обеспечению качества изображения, если иметь в виду их все, недостаточно. Некоторые полностью экипированы самой современной техникой, особенно те из них, что существуют недавно. Но материально-техническая база регионального ТВ находится в весьма плачевном состоянии. Мы не можем их закрыть, ибо международные организации немедленно заговорят о закрытии телеканалов в Азербайджане.
- В связи с темой региональных телеканалов хотелось бы спросить о проблеме с получением лицензии у «Айгюн» ТВ в Загатале.
- Здесь возникли проблемы с оплатой лицензии. Ранее лицензия приобреталась за символическую плату в 110 манатов, но с 1 января этого года она определена в 11 тысяч манатов. Вместе с тем было бы несправедливо требовать от регионального ТВ такой суммы. Поэтому мы хотели бы введения шкалы цен на лицензии, дабы не уравнивать общереспубликанские и региональные телеканалы. После того как данный вопрос найдет разрешение, решится и вопрос с «Айгюн» ТВ.
Камиль Гамзаоглу, 1news.az