Ягуб Махмудов: «Мы должны превратить могильные захоронения в музеи под открытым небом, и продемонстрировать миру армянский вандализм»
Эксклюзивное интервью 1news.az с директором Института истории Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), депутатом Милли меджлиса Ягубом Махмудовым
- Ягуб муаллим, прежде позвольте поздравить Вас с избранием в член-корреспонденты НАНА. Как Вы, будучи участником выборов, оцениваете их результаты?
- Выборы в Академию прошли на очень высоком уровне и были весьма объективными и по духу, и по процедуре. Действительными членами и член-корреспондентами стали личности, исповедующие патриотичное мировоззрение, – идею азербайджанства. Академиками были избраны Васим Мамедалиев и Наиля Велиханлы. И среди избранных член-корреспондентов подавляющее большинство – известные труженики и достойные люди. Я доволен ходом и итогами этих выборов.
- В обществе циркулируют суждения о необходимости сокращения численности работников Академии, изменения структуры институтов, сокращения количества специальностей...
- И в самом деле, внимание к Академии наук должно быть усилено. Здесь работают всего 8 тысяч человек. Глава государства считает академических ученых элитой народа. Надо упорядочить заработную плату ученых, работающих в Национальной академии наук.
Большой резонанс вызвали в обществе указы президента страны, связанные с материальным статусом действительных членов и член-корреспондентов НАНА. Теперь мы ожидаем, по мере улучшения положения страны, повышения уровня достатка докторов и кандидатов наук, - всех работающих в науке ученых. Что же до сокращения, то хочу отметить: 8 тысяч сотрудников в научном центре большой страны, - это не такая уж большая цифра. Разговоры о сокращении в Академии наук и о прочих материях, ведутся, как правило, людьми, далекими от науки и ее забот. Для развития Академии наук, разумеется, надо принимать специальные программы.
Я сам, несколько лет тому назад, приступив к работе в Институте истории НАНА, обнаружил здесь множество порочных явлений. Есть резон серьезно поразмыслить над направлением научных исследований. И в качестве предварительной меры следует усилить финансовые возможности академических структур. Я имею в виду, прежде всего, Институт истории. Информационная война, в частности, подразумевает войну историков. Сегодня, из-за недостатка ресурсов, мы не в состоянии увеличить количество заграничных командировок, хотя в реальности такая практика нам необходима. Мы можем обеспечить лишь одну-две такие поездки и издать одну-две монографии в течение года. Для активизации работы НАНА надо реализовывать специальные программы. Институт истории подготовил Государственную программу и, я полагаю, что после ее принятия наши работы получат новый импульс. Наш институт сумел в короткое время издать полную «Историю Карабаха». Мы также выпустили книгу «Геноцид-вандализм против исторических названий». Уже подготовлены исторический атлас и двухтомник по истории Нахчывана. При рациональной организации работы, в пределах нынешней структуры Академии наук можно многое совершить.
- Было много критики в адрес прежнего руководства Института истории. При этом наибольшее внимание акцентировалось на фальсификации истории Азербайджана. Говорили и писали, что будто бы азербайджанцы – это пришлый народ и здесь ранее обитали фарсоязычные народы...
- Такие порочные явления действительно существовали. В настоящее время мы создали сборник исследовательских тем и, таким образом, пресекли возможность произвольных выборов тем и случайных исследований. Считаю, что избранные темы и проблемы должны быть исследованы, потому что они нужны нашему народу в плане его будущего. При этом надо отдавать предпочтение темам, не имевшим прецедента в прошлом. К сожалению, до сих пор не изучены сюжеты по истории Западного Азербайджана и Иреванского ханства. Армянам в 1918 году мы отдали, под внешним давлением, территории в 9-10 тыс. кв. километров. На этой территории ранее армяне не проживали. Армянское государство появилось в историческое «вчера». В прошлом все земли, ныне именуемые Арменией, были азербайджанскими. Эти территории остались без должного внимания именно потому, что их история не была изучена в достаточной степени. В этом числе - история Нахчывана, Борчалы, Южного Азербайджана. В научных исследованиях не нашла своего места история северо-западного Азербайджана. К сожалению, при произнесении слова «Азербайджан», подразумевалась территория севернее Араза. При этом изучались история пятилеток, история лживой дружбы - вопросы интересные для советского периода. Мы должны изучать проблемы, служащие национальному возрождению в нынешний период независимости.
Сегодня, как я уже сказал, мы располагаем перечнем тем. Поэтому каждый исследователь должен выбирать тему для кандидатской и докторской диссертаций в соответствии с выбранными приоритетами. Чтобы победить врага, нужно исследовать темы, в которых есть потребность - и, таким образом, в Институте истории ведется целенаправленная работа. Я не сомневаюсь в том, что оживление деятельности наблюдается и в других институтах Академии наук, что также связано с периодом независимости и, результат в данном случае не может быть моментальным. К примеру, надо собрать в Азербайджане множество наших источников и рукописей, находящихся за рубежом. Избранная нами линия деятельности известна, она основана на идее азербайджанства. И мы должны стремиться к ее реализации.
- Какие работы проводятся на найденных могильных захоронениях в Губе?
- Могильные захоронения в Губе и Нефтчале найдены случайно. Подобных массовых захоронений на территории Азербайджана немало. В 1905-1907 годах азербайджанский народ испытал ужасы погромов. Первые сведения по могилам таковы: в 1918 году отряд Шаумяна совершил погромы на губинском направлении.
Такие же погромы были совершены на шамахинском и гейчайском направлениях, и там наличествует множество могил. Их можно найти и на лянкяранском направлении. Историки знают, когда происходили эти трагические события. Мы должны выявить все могильные захоронения, превратить их в музеи под открытым небом, поставить памятные сооружения и, таким образом, продемонстрировать всему миру армянский вандализм. Пусть иностранцы видят все своими глазами.
Это первое дело, потому что здесь - наглядность. Выпуск книг, помещение информации в интернете – дело, относительно второстепенное. Информацию могут прочесть, или не прочесть, равно, как могут опровергать эту информацию.
- Есть такое мнение, что армяне в советское время вывезли за пределы Азербайджана некоторые историко-архивные материалы...
- В последние годы архив Института истории НАНА был систематизирован и под него были выделены специальные комнаты. Этот процесс идет и в других госархивах. В настоящее время архивам в стране уделяется пристальное внимание, создано управление национального архива. Но примем во внимание, что в советское время армяне немало потрудились в азербайджанских архивах, чтобы нанести нам определенный ущерб и, надо сказать, они добились желаемого.
Теперь наши ученые должны разобраться, какие материалы в архивах были изъяты армянами. Нет сомнений в том, что из наших архивов были вывезены материалы, связанные с деятельностью комиссаров, – этих лживо означенных «26 комиссаров», Шаумяна. Не вызывает сомнения вывоз в разные зарубежные страны документов по учиненному армянами геноциду. А сколько документов было изъято и вывезено из нашей страны, связанных с периодом русско-иранских войн. К примеру, существующая на восточном факультете Петербургского университета библиотека состоит из материалов, награбленных в Ардебиле. Азербайджан испытал много бед такого рода. Все эти факты надо детально изучить, чтобы не допустить возникновения новых черных пятен в отечественной истории.
Камиль, 1news.az