Рауф Раджабов: «На Северном Кавказе Россия содержит 40 % ВС и более половины подразделений внутренних войск МВД»
На днях президент РФ Владимир Путин в своем очередном послании парламенту заявил, что Россия перестает соблюдать Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
Это заявление вызвало достаточно серьезные опасения не только на Западе, но и в ряде постсоветских стран. С другой стороны, очевидно, что данный шаг Москвы приведет к ответным мерам со стороны Североатлантического альянса. Для того, чтобы прояснить ситуацию и разобраться в том, каким образом последние изменения могут воздействовать на безопасность Азербайджана, корреспондент 1news.az обратился к военному эксперту, конфликтологу Рауфу Раджабову.
- Отразится ли на безопасности Азербайджана выход России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)?
- Напомню, ДОВСЕ является основополагающим документом, регулирующим военно-стратегические вопросы в Европе, регламентирующим размещение на территории европейского континента военной авиации, танков и др. видов тяжелого вооружения.
Систему безопасности Азербайджана невозможно выстраивать в отрыве от мировых процессов. Традиционные географические понятия безопасности в стремительно глобализирующемся мире все больше теряют свое первостепенное значение. Открытым остается лишь один аспект расширения НАТО: продолжая расширение, стоит ли признать границу с Россией «естественным рубежом» и определить России роль «буферной зоны» между ЕС, Китаем и исламским миром? Или принять в свои ряды и Россию? Для НАТО перспектива России как «буфера» более приемлема, чем перспектива ее интеграции в НАТО. «Россия – буфер» не требует никаких расходов и не создает никаких угроз. Имеется и другой путь – это интеграция НАТО, России и Китая в единую мировую систему.
Эксперты НАТО разработали концепцию «кооперативной безопасности», которая, безусловно, должна стать объектом пристального изучения в Азербайджане. Эта концепция предусматривает синтез коллективной безопасности и коллективной обороны, а также «проецирование стабильности», связанное с сотрудничеством в решении конфликтов. Эта модель разрешения конфликтов призвана обеспечить решение проблем безопасности в интересах всех участников системы кооперативной безопасности, в том числе и на пространствах, прилегающих к «зоне ответственности» НАТО. По мнению американского эксперта Р. Коэна, чтобы новая разработанная модель безопасности, названная им «системой безопасности на базе сотрудничества» была эффективной, она должна быть обращена как вовнутрь, так и вовне, и включать в себя два дополнительных измерения, не предусмотренных концепциями коллективной безопасности и коллективной обороны. Первым из этих новых измерений должна стать концепция «индивидуальной безопасности», а вторым – «активное обеспечение и распространение стабильности» (проецирование стабильности).
- Итак, в Азербайджане постоянно должны учитывать трансформацию и расширение Северного альянса и не всегда адекватную реакцию Москвы на эти процессы?
- Можно по разному оценивать НАТО, но одно не вызывает сомнений: североатлантический альянс и далее будет двигаться в сторону Центральной и Юго-Восточной Азии, т.е. стратегическое продвижение НАТО носит глобальный характер. Мы не должны забывать, что современный НАТО – это союз, трансформирующийся из военно-политического блока в геополитический. Нынешний североатлантический альянс способен действовать и «вне зоны ответственности», что дает основания считать НАТО союзом с наступательной военной доктриной.
На фоне расширения НАТО и размещения элементов ПРО в Польше и Чехии, Россия, что вполне можно понять, стремится завершить организационное построение ОДКБ и совершенствование своих военных баз на территории Белоруссии, Армении, Таджикистана, Киргизии. В Белоруссии размещены российские новейшие системы ПВО С – 300, а также новые оперативно-тактические комплексы «Искандер» с дальностью до 500 км. Если уже подобные комплексы размещены и в Калининградской области, то практически вся территория Польши и Прибалтики оказывается под контролем России. Комплексы «Искандер» относятся к классу высокоточного оружия, по поражающим факторам они сопоставимы с ядерными боеприпасами малой и сверхмалой мощности.
Москва на Южном Кавказе перебросила в Армению из Грузии почти весь стратегический запас боеприпасов, вооружения и бронетехники. На Северном Кавказе Россия содержит порядка 40 % ВС и более половины подразделений внутренних войск МВД. Можно предположить, что Россия будет и дальше наращивать свою южную группировку, к примеру, уже формируются по две горные бригады на границе с Азербайджаном и Грузией. Конечно, в Азербайджане эти реалии должны учитываться.
- Как и российская база в Гюмри и сотни единиц неучтенной бронетехники и другого вооружения в Нагорном Карабахе…
- Срок пребывания российской базы в армянском Гюмри определен в 25 лет, но он может неограниченно продлеваться. В обязанности российских военных входит прикрытие границ с Турцией и Ираном и несение боевого дежурства в ОС ПВО СНГ. Помимо привычных мотострелковых, танковых, артиллерийских подразделений, в нее входят авиагруппа МИГ –29 и военно-транспортные самолеты, а также батарея зенитно-ракетных систем С-300В. Такого нет ни в одной российской дивизии.
Нагорный Карабах не является субъектом международного права, а значит, не подпадает под действие ДОВСЕ, и на этой оккупированной территории Азербайджана не проводятся инспекции. Но хочу напомнить, что там собраны большие, по меркам стран Южного Кавказа, запасы вооружения. Вооруженные подразделения Армении в Нагорном Карабахе насчитывают около 20 тысяч человек, дополнительно 4 тысячи – это различные службы безопасности. Вооружение и бронетехника армии Еревана в Нагорном Карабахе – это 316 танков и более 300 «спрятанных», 324 БМП, 322 артиллерийских установок калибром 122 мм и выше, 44 ракетных установок залпового огня (РСЗО), система ПВО, состоящая из модернизированных комплексов С-125 и С-75. Весь 250-километровый участок непосредственного соприкосновения с азербайджанскими войсками – это укрепрайоны с двумя эшелонированными линиями обороны.
Сказанное отнюдь не значит, что армянских оккупантов нужно чересчур опасаться. Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Мы должны знать реальную силу противника и заниматься ежедневной серьезной работой по реформированию и укреплению азербайджанской армии.
Рафаэль Мустафаев, 1news.az