Гюльтекин Гаджиева: «Армения нарушила конфиденциальность переговоров и организовала утечку ложной по многим пунктам информации»
Эксклюзивное интервью 1news.az с членом делегации Азербайджана в ПАСЕ, депутатом Милли меджлиса Гюльтекин Гаджиевой
- В последнее время ряд международных организаций – «FreedomHouse», Международный комитет защиты журналистов и организация «Репортеры без границ» - выступают с протестными заявлениями по поводу положения СМИ в Азербайджане. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет.
- «FreedomHouse» в своем отчете грубо искажает реальность – положение СМИ в Азербайджане. Нет ни малейшего сомнения в том, что в Азербайджане наличествуют силы, не выносящие энергичной государственной власти, дееспособной политической элиты. Они активизировались, они пытаются такими способами прессинговать президентскую власть. Но я намерена им сказать, что мы не столь наивны, как вам это мнится. В целом наше общество чутко реагирует на эти моменты политического шантажа, и, благодаря полученному опыту, научено оценивать их по достоинству.
Ильхам Алиев известен как лидер с демократическим имиджем - не только в регионе, но и в Европе. Я могу привести такой факт: на последнем заседании Комитета по мониторингу большинство европарламентариев говорило об исключительной роли Ильхама Алиева в развитии демократии в нашей стране. Они охарактеризовали Ильхама Алиева как государственного деятеля, приверженного ценностям и традициям демократии, отметили особую значимость полученного им опыта в бытность его вице-председателем Совета Европы. Вот почему попытки определенных сил сфабриковать антидемократический образ изначально обречены на провал. Атаки на президента косвенно отражают особенности стадии, в которую входит наше государство, - стадии факторно сложной и противоречивой. В планах США относительно Ирана Азербайджан занимает далеко не последнее место. Роль, отведенная Америкой нашей стране, в достаточной степени серьезная.
Серьезным предметом анализа является отношение страны, избранной США в качестве объекта давления, к Азербайджану. Вопросами, далеко не праздными, являются для нас содержание этих отношений, их амплитуда и предсказуемость. Наших недругов раздражает растущая региональная мощь Азербайджанского государства, его крепнущий авторитет – и это принуждает их предпринимать акции по диффамации его образа. Я воспринимаю эти акции - всю эту целенаправленную активность - как ожидаемую и логичную. И столь же логичным будет наше нежелание давать этим силам надежды на реализацию их замыслов. Мы можем наблюдать ряд беспокоящих нас случаев, связанных с журналистами. В этом ряду и избиение журналиста Узеира Джафарова. Я как депутат требую от правоохранительных органов разыскать и предать суду лиц, совершивших эти преступления. Такая оперативность не только функциональна в профессиональном плане, но и политически актуальна. Я очень хочу, чтобы были ускорены следственные действия и судебные процессы, связанные с преследованиями журналистов и совершенным в отношении них насилии.
Однако отсюда не следует, что журналисты должны пользоваться необъятными полномочиями - и попирать честь и достоинство людей. Журналисты – члены этого общества, и как таковые несут ответственность и исполняют правовые обязанности. Им, как и всем другим гражданам, следует уважительно относиться к законам. Всегда существует опасность распространения настроений безнаказанности. Перед лицом столь опасной перспективы особую ответственность должны проявлять журналисты, – все, кто имеет отношение к феноменам массовости. Должна быть нравственная сопроницаемостьв деятельности властных органов и журналистской корпорации, то есть чем выше чуткость властей к запросам журналистов, тем большую ответственность следует проявлять журналистам при исполнении своих профессиональных обязанностей. Мы не должны забывать того, что каждое необдуманное и поспешное действие наносит ущерб имиджу страны. Мы не должны давать поводов тем, кто нас не любит. Напротив, будучи едиными своим обществом и едиными своим государством, стоять на страже демократии.
- Вы отметили, что ненавистники Азербайджана в последнее время активизировались, усилили давление на наше государство. В то же время известно, что армянские «официалы», равно как и представители Минской группы ОБСЕ, обнародовали свои детальные предложения по разрешению конфликта в Нагорном Карабахе. Нет ли во всем этом стремления, оказывая давление на Азербайджан, добиться желаемого результата в этом конфликте.
- Я полностью разделяю сказанное вами. Азербайджан расположен в сложном геополитическом регионе, страна обладает важными геополитическими достоинствами. Отсюда проистекает необходимость анализа учета множества видимых и скрытых факторов и формулирования ответов с высокой степенью реалистичности. Вы правы: попытки урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта заметно участились, делаются шаги в этом направлении.
Государственный департамент США опубликовал свой ежегодный отчет, в котором затем, после нашего протеста, изменил первоначальную формулировку. В этой поправке отразилась однозначная позиция Азербайджана. Восторжествовала справедливость как верховенство международного права. Этот факт отразил признание Америкой веса Азербайджана, его лидерства в регионе, союзничества с нашей страной, и, вместе с тем, – силы президента, политического руководства Азербайджана.
Силы, желающие манипулировать мнением по поводу Нагорного Карабаха, и для этого превратить Азербайджан в полигон для дискредитирующих акций, рано или поздно откажутся от своих замыслов как бесперспективных. Отрадный факт, что Госдепартамент США скорректировал свой большой недочет и, более того, – геополитическую ошибку. На деле эта ошибка могла ударить не столько по Азербайджану, сколько по перспективам США в регионе. Но, к счастью, в США наличествует силы, анализирующие процессы в очень серьезном плане, и они, в итоге, смогли правильно оценить эти процессы. Ответить адекватно своевременной реакции азербайджанской стороны. Сегодня в мире действует множество международных организаций, и большинство среди них служит определенным политическим силам, они исходят в своих поступках из политической конъюнктуры. В этом плане я сомневаюсь в серьезности заключений тех организаций, которые ставят Ильхама Алиева в один ряд с диктаторами мира. Такого рода заключения – удар по имиджу самих этих организаций.
- Насколько в данный момент отвечают нашим интересам принципы, сформулированные представителями Минской группы ОБСЕ?
- Наличествующая информация недостаточна для каких-либо заключений на этот счет. Как известно, Армения нарушила конфиденциальность переговоров и организовала утечку информации, которая к тому же оказалась ложной по многим пунктам. Президент Азербайджана обнародовал позицию: семь районов должны быть освобождены без каких-либо условий, азербайджанцы - вынужденные переселенцы - должны быть возвращены в родные места. Это требование обосновано четырьмя резолюциями Совета Безопасности ООН в 1993 году и многими документами Совета Европы. Принадлежность семи районов Азербайджану никем в мире сомнению не подвергается. Нас беспокоит главный вопрос - о будущем статусе Нагорного Карабаха. Нет пока точной определенности по таким темам как статус Нагорного Карабаха в соотношении к статусу унитарного Азербайджанского государства, равенство правовых полномочий Нагорного Карабаха и Нахчывана, положения де-юре и де-факто Нагорного Карабаха... Я, будучи депутатом ММ, гражданкой Азербайджана, хочу сказать, что предложения Минской группы в русле темы референдума по судьбе Нагорного Карабаха неприемлемы - и морально, и юридически.
- Вы считаете, что судьба Нагорного Карабаха не будет решена на референдуме?
- Нагорный Карабах является – издавна и навечно - неотъемлемой частью Азербайджана. Суверенные права Азербайджана и действие его Конституции распространяются на Нагорный Карабах. Согласно Конституции страны не может проводиться территориально ограниченный, локальный референдум. Референдум может быть проведен на всей территории Азербайджанского государства. В Конституции прописаны вопросы, по которым организация референдума правомочна. Может быть, к примеру, референдум по вопросу о взаимовыгодном изменении границ с сопредельными государствами. Но Конституции противоречит постановка вопроса об отделении какой-либо внутренней территории или изменении ее статуса посредством референдума. В этом смысле ничего не изменится с возможным возвращением в регион его азербайджанского населения, составлявшего 1/3 всех жителей Нагорного Карабаха. Референдум неправомочен и при таком раскладе ситуации. Я против попыток проведения такого референдума. В то же время я уверена в своей правоте, и она основывается на патриотической позиции главы нашего государства. Я верю в растущие возможности Азербайджанского государства в регионе, мы будем свидетелями его дальнейшего возвышения в самом ближайшем будущем.
К. Гамидов, 1news.az