Намиг Алиев: «Азербайджан уже столько сделал для экономического подъема Грузии, что говорить об этом можно, только повторяясь»
Эксклюзивное интервью 1news.az c Чрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджанской Республики в Грузии Намигом Алиевым
12 мая во второй половине дня президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев совершит официальный визит в Тбилиси, где состоится торжественное открытие памятника общенациональному лидеру Азербайджана Гейдару Алиеву. Открытие памятника станет итогом многолетней плодотворной деятельности посольства АР в Грузии. О деятельности посольства и его планах, а также о проблемах азербайджанцев Грузии - эксклюзивное интервью 1news.az cЧрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджанской Республики в Грузии Намигом Алиевым.
- Как вы оцениваете грузино-азербайджанские отношения на сегодняшний день?
- Нынешние грузино-азербайджанские отношения можно оценить как отношения стратегического партнерства. Нас очень многое связывает в историческом, культурном и экономическом плане. Я имею в виду такие региональные проекты, как трубопроводы БТД и БТЭ, а также начинающееся строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
Я перечислил только самые крупные, но кроме них существуют еще десятки совместных предприятий. Есть бизнес-интересы граждан Грузин в Азербайджане, которые успешно работают у нас в стране.
С политической точки зрения мы являемся молодыми, развивающимися демократиями, двигающимися в сторону Европы. Этим мы привлекательны для Запада и для своих соседей. Принимая во внимание тот экономический бум, который имеет место в Азербайджане, и которым мы делимся, как стратегические партнеры с Грузией, то тут можно говорить об осознании важности наших двусторонних отношений.
Наши страны имеют достаточно возможностей для того, чтобы поднять уровень жизни своих граждан на более высокий уровень.
- В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемы азербайджанцев Грузии?
- Если говорить о проблемах, то они, конечно же, существуют, но я не думаю, что они наносят большой ущерб грузино-азербайджанским отношениям. Как азербайджанская, так и грузинская сторона осведомлены о существующих проблемах и вместе пытаются их решить. Я считаю, что в этом наша сила, когда мы можем открыто говорить о существующих проблемах с целью их разрешения. Есть вопросы, обсуждение которых происходит не публично, а на уровне, на котором они решаемы.
Если коснуться самих проблем, то в ряду первых я бы назвал языковую. Здесь часто приходится слышать о двух крайностях. Первая заключается в том, что незнание или слабое знание азербайджанцами Грузии государственного языка является ключевой проблемой, от решения которой зависит решение всех прочих проблем. Другая крайность заключается в обратном утверждении, что азербайджанцы, проживающие в Грузии, в основе своей владеют государственным языком, и языковая проблема не является базовой. Я избегал бы крайностей. Но, с другой стороны, должен отметить, что любое нацменьшинство, проживающее в той или иной стране, обязано знать государственный язык страны проживания. А азербайджанцы в Грузии сегодня являются нацменьшинством, аборигенами - то есть людьми, проживающими на определенной территории испокон веков. Являясь нацменьшинством, азербайджанцам Грузии необходимо изучать и знать государственный язык Грузии. Здесь никаких сомнений и оговорок быть не может. На сегодняшний день с уверенностью можно говорить о том, что определенная часть азербайджанцев Грузии владеет грузинским языком. Это позволяет им работать в государственных структурах Грузии и интегрироваться в гражданское общество. Однако, к сожалению, в государственных структурах работают единицы.
Наряду с ними есть и другая часть азербайджанцев Грузии, которые либо плохо, либо вообще не владеют грузинским языком. На это существует несколько объективных причин. Прежде всего, в прошлом, соответствующими структурами не предпринимались надлежащие меры для того, чтобы азербайджанцы Грузии на должном уровне овладевали грузинским языком. То есть, в условиях СССР, когда основным языком как общения, так и делопроизводства был русский, все стремились изучать именно русский язык. Поэтому изучению грузинского языка в Грузии среди нацменьшинств придавалось мало внимания.
В дальнейшем, в первые годы независимости, в Грузии было не до обучения негрузинской части населения государственному языку, так как в стране шла гражданская война, были экономические трудности, да и система образования оставалась прежней. Сегодня в Грузии проходят масштабные реформы в сфере образования. Конечно, эти реформы довольно успешны и оправданы. Но вместе с тем, они имеют некоторые недостатки с точки зрения изучения грузинского языка. К примеру, не хватает высококвалифицированных кадров для преподавания грузинского языка в азербайджанских школах. Человек, который преподает в азербайджанской школе, должен владеть как грузинским, так и азербайджанским языком. То есть, это должен быть либо азербайджанец, преподающий грузинский язык, либо грузин, владеющий азербайджанским языком. Такие кадры необходимо готовить. К сожалению, в системе образования Грузии возможностей для подготовки таких кадров сегодня нет. К чему это может привести через несколько лет, мы понимаем.
В последнее время в районах компактного проживания азербайджанцев появились курсы изучения грузинского языка. Конечно, появление такого рода курсов очень своевременно, они очень важны. Но тут есть проблема - их очень мало. Число желающих обучаться на этих курсах намного превышает возможности курсов. А если учесть, что эти курсы существуют на гранты и заканчивают свою деятельность вместе с концом срока действия гранта, то есть отсутствует какая-либо продолжительность и преемственность, то надеяться на получение эффективного образования посредством этих курсов сложно.
В системе образования Грузии есть и другие проблемы, связанные с азербайджанскими школами. Суть данной проблемы заключается в том, что сфера образования Грузии перешла на ваучерную систему. То есть, каждая школа и любое другое учебное заведение получает финансирование по количеству учеников из расчета по одному ваучеру на каждого ученика. Естественно, что с экономическим ростом в Грузии сумма, выделяемая на каждый ваучер, будет больше, но пока она явно недостаточна. Любая высокогорная сельская школа, где учеников мало, получает мало ваучеров и, как следствие, не может себя содержать. Поэтому такие школы закрываются. На сегодняшний день из 164 азербайджанских школ Грузии осталось 125, остальные закрылись, и сейчас во многих селах нет школ. Правда, Министерство образования Грузии уверяет нас, что таким селам выделены специальные школьные автобусы, которые возят школьников из одного села в другое. Однако информация о такого рода фактах в районах компактного проживания наших соотечественников у нас отсутствует. Кроме того, наем автобуса, оплата труда водителя, обеспечение топливом - это немалые расходы, которые можно было бы направить на образование. Тут есть над чем подумать, внести корректировки, дабы дети не ездили в другие села, а учились поближе к дому. Кроме того, не надо забывать, что закрытие 39 школ - это не только проблема школьников, но и преподавателей, оставшихся без работы.
- Насколько сохранила свою актуальность земельная проблема азербайджанцев Грузии?
- Эта проблема, несомненно, сохранила свою актуальность и берет свое начало с 1996 года, когда в Грузии был принят закон об аренде земли. Вся проблема заключалась в том, что этот закон нигде не был опубликован на русском или английском языке, только на грузинском. Естественно, что в селах, где компактно проживает азербайджанское нацменьшинство, население не имело возможности ознакомиться с этим законом. Фактически люди, всю жизнь работавшие на этой земле, не получили ее в аренду. Вместо них ее получили те люди, которые никогда на этой земле не работали, а проживали в Тбилиси, занимали какие-то руководящие посты, имели доступ к закону и хорошо его изучили. Это позволило данным чиновникам взять в аренду огромные территории, а те, кто работали на земле и реально имели право на аренду, превратились в ее арендаторов у тех людей, кто ранее успел арендовать землю у государства.
Естественно, что эта проблема была всем известна, и ее надо было решать. Но тут принимается закон о приватизации земли и фактор существующей земельной проблемы никем не учитывается. Более того, согласно закону право первоочередной приватизации земли дается тому, кто ее арендует у государства. Как следствие, те, кто работают на земле и фактически имеют право первоочередной приватизации, опять остаются без земли. А поскольку приватизация земли уже осуществлена и свидетельства о владении землей уже розданы, то процесс реприватизации, о котором сейчас начали говорить руководители районов и регионов Грузии, - очень сложный процесс. Власти, конечно, сейчас пытаются что-то сделать, отнимают у арендаторов незаконно арендованные земли, какие-то небольшие участки земли и раздают ее истинным владельцам, но эффекта пока мало.
- Какие еще проблемы вы могли бы выделить в грузино-азербайджанских отношениях?
- Это - пограничная проблема, для решения которой должны быть привлечены не только пограничные службы двух стран, но и таможенные службы. Суть проблемы состоит в том, что автомобилям, пересекающим грузино-азербайджанскую границу и направляющимся в Грузию, запрещено иметь в баке более 5 литров бензина. Что самое интересное, подобного нормативного акта нет, это просто чье-то устное распоряжение таможенным органам. Излишки бензина сливаются в емкость неподалеку, которая потом увозится в неизвестном направлении. Подобное изъятие топлива бьет по карману тех, кто пересекает границу, ибо при пересечении границы никакого документа о конфискации топлива не выдается, соответственно сумма, затраченная на приобретение конфискованного топлива, не восполняется. То есть, это все происходит незаконно. Мы вели определенные переговоры по этому поводу с соответствующими ведомствами Грузии, но пока все движется по инерции.
Другая проблема, связанная с пересечением границы, заключается в неоправданно долгом простаивании на грузинской стороне грузино-азербайджанской границы поезда, идущего по маршруту Баку-Тбилиси. Дело в том, что согласно расписанию, утвержденному обеими сторонами, поезд должен стоять на пограничных пунктах Азербайджана и Грузии по часу, не более того. Но когда дело доходит до практики, то выясняется, что азербайджанская сторона полностью выдерживает график, в то время как грузинская сторона задерживает пассажирский состав на 3-4 часа. Это вызывает большое недовольство среди пассажиров поезда. Об этой проблеме хорошо осведомлена грузинская сторона, которая часто ездит встречать важных азербайджанских гостей на границу, дабы они не сидели и не ждали по 3-4 часа.
- Существуют ли проблемы, связанные с сохранением азербайджанского культурно-исторического наследия в Грузии?
- Нет, здесь я проблемы не вижу: строятся мечети, действуют такие объекты культурного отдыха, как музей, театр, культурный центр азербайджанцев Грузии. Конечно, хотелось бы большего. Но, на мой взгляд, такого рода объекты должны возводиться, открываться за счет частного бизнеса, частных капиталовложений. Но они полностью зависят от уровня экономического развития наших стран: чем выше будут темпы экономического роста, тем больше будет финансовых возможностей у бизнесменов для вложения средств в сохранение и развитие культурно-исторического наследия азербайджанцев Грузии, восстановление старых культурно-исторических объектов и строительство новых в Квемо-Картли.
- Как в решении проблем азербайджанцев Грузии помогает их историческая родина - Азербайджан?
- Азербайджан уже столько сделал для экономического подъема Грузии в целом и регионов компактного проживания азербайджанцев Грузии, что говорить об этом можно, только повторяясь в очередной раз. Во-первых, необходимо выделить глобальные проекты трубопроводов БТД и БТЭ, строительство железной дороги БТК, а также недавний приход на рынок Грузии Международного банка Азербайджана, ГНКАР, отдельных бизнесменов, работающих на Черноморском побережье и в азербайджанских районах Грузии.
Но если говорить объективно, то присутствия азербайджанского частного капитала в Грузии явно недостаточно. То есть, уже имеющийся капитал требует своего дальнейшего развития, необходим приход новых бизнесменов в Грузию. Грузия – это целина и возможности бизнеса здесь неограниченны. Запасы рабочей силы, особенно в азербайджанонаселенных районах Грузии, большие.
Но, к сожалению, во всех вышеперечисленных глобальных проектах менее всего были задействованы именно азербайджанцы.
Кроме этого, ежегодно Азербайджан оказывает помощь Министерству образования Грузии учебниками для азербайджанских школ. При этом, если в школах на территории Азербайджана Министерство образования поставляет учебники в среднем раз в 4 года, то в азербайджанские школы Грузии комплекты учебников приходят каждый год. А первоклассники, помимо этого, каждый год идут в школу с ранцами со всеми школьными принадлежностями. Эту благотворительную акцию осуществляет Фонд Гейдара Алиева под руководством первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой.
Более того, проводятся мероприятия для сохранения и развития культурно-исторического развития азербайджанцев Грузии. Так, в этом году одному из сел были переданы в дар 5 ковроткаческих станков для действующего там НПО, занимающегося возрождением этого древнего ремесла. Недавно ко мне обратилось руководство Дманисского района с просьбой передать им 20-25 аналогичных станков. Мы помогаем местным азербайджанским бизнесменам налаживать связи с бизнес-структурами в Азербайджане для поддержки и развития мелкого и среднего предпринимательства среди азербайджанцев Грузии.
Азербайджан помогает и в других сферах. К примеру, недавно передали в дар по одной машине "скорой помощи" Гардабанскому и Марнеульскому районам Грузии.
Азербайджан неоднократно обращался к руководству Грузии с предложением оказать помощь в строительстве и восстановлении мостов и прочих объектов инфраструктуры в населенных азербайджанцами районах Грузии. Азербайджан всегда рад протянуть руку помощи не только азербайджанцам, но и всему остальному населению Грузии во всех вопросах.
Всем известны случаи, когда Азербайджан помогал газом и электричеством в самые сложные периоды истории Грузии. Практически всегда, жертвуя при этом своими интересами.
- В чем заключается работа посольства Азербайджана в Грузии по поддержке азербайджанского населения Грузии?
- Как дипмиссия мы заняты дипломатической работой. Вместе с тем мы способствуем и развитию культурных отношений. Я уже чуть более года в Грузии, и за это время посольство провело 8 крупномасштабных мероприятий. В их числе были выставка и конкурс детского рисунка, когда около 30 детей получили ценные призы и подарки. Проведены 2 фотовыставки, одна их которых была посвящена дню рождения Гейдара Алиева, а вторая состояла из работ 4 молодых азербайджанских фотохудожниц. Затем состоялась выставка работ известного азербайджанского художника-графика Алекпера Рзакулиева. Также состоялось два концерта. Один из них - ансамбля "Бери бах". Потом в Тбилиси на гастроли по нашему приглашению приезжал маэстро Джейхун и дал великолепный концерт. Вслед за этим мы провели филателистическую выставку, где представили азербайджанские почтовые марки. На мероприятии даже произошло гашение новой марки и памятного конверта. Последнее мероприятие, которое мы провели, - это выставка художественных работ и театральная постановка, посвященные Ходжалинскому геноциду. Все это имело место 26 февраля.
Кроме этого, тесное сотрудничество с Министерством культуры Грузии привело к включению в государственный реестр двух азербайджанских музеев вдобавок к уже существующему музею Мирзы Фатали Ахундова. Один из новых музеев - дом-музей Наримана Нариманова, а другой – квартира-музей Джалила Мамедкулизаде.
Важное значение имеет намечающееся открытие в Тбилиси бюста Гейдару Алиеву и наименование в его честь части набережной реки Куры в центре Тбилиси.
- Каковы дальнейшие планы посольства?
- Мы получили недавно разрешение на наименование красивого парка в городе Рустави в честь Гейдара Алиева и решение на установку в этом парке бюста Гейдара Алиева. Также мы заказали в Баку еще три бюста известных азербайджанских писателей и деятелей: Мирзы Шафи Вазеха, Гасанбека Алиева и Фатали хана Хойского. Дело в том, что в Ботаническом саду Тбилиси находятся их могилы, где и будут установлены бюсты.
Помимо этого, мы ведем переговоры по освобождению части здания, где расположен Азербайджанский драматический театр. Оно находится в ужасном состоянии, часть его помещений переданы в аренду различным фирмам. Однако решение азербайджанской стороны было однозначным: пока все помещения не будут освобождены, мы ни копейки не вложим в его восстановление. Несмотря на то, что нам предлагали различные варианты других помещений для театра, мы от них отказались, ибо нынешнее место является историческим - именно там и возник азербайджанский театр в Грузии.
Роман Темников, собкор 1news.az в Грузии