Ганира Пашаева: «Мы не можем и не сможем выиграть информационную войну с армянами административными акциями»
Эксклюзивное интервью 1news.az с членом делегации Азербайджана в ПАСЕ, депутатом Милли меджлиса Ганирой Пашаевой
- На интернет-странице сайта ЦРУ, посвященной Армении, указывается, что Нагорный Карабах был передан Азербайджану в 1920 году по решению Москвы. Какие меры нужно предпринять для пересмотра таких вопросов в нашу пользу, и насколько удовлетворительны принятые меры?
- Между Азербайджаном и Арменией идет информационная война. Мы должны в этой информационной войне действовать на опережение и изобретательно. Напомню, что недавно, будучи в Страсбурге, я вместе с постоянным представителем нашей страны в Совете Европы Арифом Мамедовым провела встречу с обучающимися здесь азербайджанскими студентами. На этой встрече присутствовали и представители турецкой студенческой организации. Я на этой встрече говорила о том, что где бы они не учились и не жили, необходимо регулярно помещать на официальных интернет-сайтах Франции, Германии и других влиятельных стран отклики и материалы азербайджанской тематики, распространять правду об азербайджанской действительности, опровергать ложь антиазербайджанской пропаганды. Мы не можем и не сможем выиграть информационную войну с армянами административными акциями. Если препятствовать армянским публикациям на сайте ЦРУ чисто административными мерами, то армянские спецы информационно-психологической войны как выходили, так и будут выходить на другие официальные и прочие сайты.
Поэтому надо отслеживать армянские публикации и не только оперативно давать адекватный ответ, но и действовать на опережение, первыми откликаться на важнейшие темы информационной войны. На встрече я поблагодарила наших молодых людей - они добились снятия с сайта Госдепа США клеветнической информации, сочиненной армянами. Считаю, что на азербайджанских студентов, на их молодежные организации и в целом на диаспорские объединения ложится большая обязанность бороться с армянской информационной агрессией. В то же время мы обязаны регулярно, последовательно и безостановочно распространять правду об Азербайджане в мировом медийном пространстве.
Это информационная война. Мы видим, как армяне вот уже несколько десятилетий ведут информационно-психологическую войну против Турции и турецкой нации. И противостоять ей административными мерами очень сложно. Опыт борьбы с армянской информационной агрессией позволяет сформулировать задачу координации усилий и наделения полномочиями какого-либо лица, ответственного за эту координацию. Мы не можем более пускать это дело на самотек. О самодеятельности не может быть и речи, самодеятельность более нетерпима. Отрадно отметить определенное оживление с нашей стороны. Особо отмечу активность наших студентов за рубежом. Мы не имеем права проигрывать эту войну.
- Вы являетесь руководителем азербайджано-грузинской межпарламентской группы дружбы. Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу церкви Давида Гареджи, ставшей генератором напряженности в азербайджано-грузинских отношениях.
- Меня в этой истории более всего раздражают наши некоторые органы печати. Они освещают эту тему в не совсем адекватном ключе. На деле церковь, известная как «Давид Гареджи», - это исторически принадлежащий нам памятник – албанская церковь «Кешишдаг». Наши некоторые газеты берут на вооружение материалы другой стороны и, таким образом, невольно становятся проводниками мнения этой другой стороны.
Наша печать должна работать в тесном контакте с нашими историками. Я до сих пор не встречала на наших газетных сайтах материалов на русском, английском и других языках, в которых говорится об исторической принадлежности этой церкви Азербайджану. На наших сайтах нет точного освещения памятника, называемого «Давид Гареджи», его истории, его принадлежности и т. д. Человек, именуемый Давид Гареджи, сириец по происхождению, был священником. И церковь, повторюсь, называлась «Кешишдаг».
В Азербайджане наличествует немало памятников и церквей из албанского христианского прошлого. Все эти памятники христианства - из нашего прошлого, они принадлежат нашему народу. Считаю, что наше общество должно проявлять историческую чуткость. Территория, на которой расположена церковь, именуемая «Давид Гареджи», находится в пределах Азербайджана. Этот факт имеет документальное и картографическое подтверждение.
Я должна с большим сожалением констатировать, что некоторые медийные структуры Грузии занялись трескотней, пытаются придать этой теме скандальный оттенок политического шоу.
Они не останавливаются перед крайностями, заявляя, что церковь для нас, азербайджанцев, – всего лишь глыба камней, а для них история. То есть звучит посыл: «Отдайте ее нам». Однако наша позиция такова: «Этот исторический памятник для нас не глыба камней, отнюдь - он глыба нашей истории. Помимо того, передача чего-то кому-то сама по себе абсурдна. Азербайджан не отдаст ни пяди земли, - кому бы то ни было. Мы должны в корне пресекать такие попытки по той причине, что у нас с Грузией дружеские, добрососедские отношения, отношения стратегического партнерства.
- Нет ли тут армянского следа?
- Здесь можно выдвинуть любую версию. Но я не хотела бы делать заявление, могущее бросить тень на межгосударственные и международные отношения. И хотя некоторые процессы внушают беспокойство, даже в Грузии из властных кругов исходят заявления о том, что данную тему не следует политизировать, возводить в степень публичного недовольства. Сегодня ею занимается рабочая группа по делимитации границы между Азербайджаном и Грузией. И в этой группе представлены наши солидные эксперты. В их распоряжении исторические документы и карты. Поэтому я уверена в скорейшем и справедливом разрешении вопроса через процедуру обсуждений, дебатов.
- В ноябре этого года на Берлинском форуме ПАСЕ по теме «замороженных конфликтов» будет дебатироваться вопрос о Нагорном Карабахе. Будет ли от этого какой-то прок?
- В последнее время ряд международных организаций, в том числе Совет Европы, все чаще выносит на обсуждение тему «замороженных конфликтов», включающую вопрос о Нагорном Карабахе. Такое внимание, бесспорно, отвечает нашим интересам. Всякий раз при обсуждении этого вопроса актуализируется вся череда трагических событий и явлений – оккупация 20 процентов земель, наличие более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, демонстрация государством-агрессором необъективной и неконструктивной позиции. Международной общественности демонстрируется нежелание Армении считаться с принятыми решениями авторитетных организаций. Уместно напомнить, что на последних дебатах Совета Европы, связанных с Косово, была высказана однозначная точка зрения: такого рода конфликты должны найти разрешение при непременном уважении к принципу территориальной целостности и нерушимости границ.
На косовской проблеме некоторые субъекты политики, в том числе армяне, стремились убедить всех участников в том, что представленный вариант по Косово может послужить прецедентом для других конфликтов. Но косовская модель может породить опасную проблему для самой Европы. И в европейских столицах существует понимание подобной опасности. Каждые новые обсуждения замороженных конфликтов нам на руку. После них позиция международного сообщества в отношении к Армении ужесточается. Я напомню, что на последнем заседании Комитета министров Совета Европы встретил весьма резкую реакцию пресловутый армянский «генплан» Шуши, нацеленный на уничтожение ее исторических, культурных и религиозных памятников. Недопустимость такого плана была высказана со всей определенностью, а представитель Армении не нашел сколько-нибудь серьезных аргументов в защиту своей позиции. Думаю, что и в Берлине мы сможем выразить свое отношение с решительностью, присущей стороне, отстаивающей справедливость.
К. Гамидов, 1news.az