Владислав Иноземцев: «Европейская модель распространения демократии применима для Южного Кавказа»
Эксклюзивное интервью 1news.az с российским политологом, главным редактором журнала «Свободная мысль –XXI век», научным руководителем Центра исследований постиндустриального общества, председателем Научно-консультативного совета журнала «Россия в глобальной политике» Владиславом Иноземцевым, прибывшим в Баку для участия в конференции «Демократия в транзитарных странах»
- Что вы ждете от предстоящей конференции «Демократия в транзитарных странах»?
- В основном я занимаюсь вопросами экономического характера, глобализации, международной торговли, неравномерности развития технологической модернизации развивающихся, политологическими вопросами и, в частности, проблемами, касающимися мировых отношений. Например, взаимодействие со странами ЕС, отношения ЕС - Россия, Европа – США и т.д.
Мое выступление на конференции будет посвящено тому, каким образом может распространяться демократическая практика, как влияют международные институты и в первую очередь ЕС на развитие демократических процессов. Мы видим, какие неудачные шаги были сделаны США в этом плане на Ближнем Востоке и других регионах мира. И сейчас вопрос в том, что если Запад хочет способствовать продвижению демократии, то нужно выработать стратегию ее ненасильственного распространения. Чтобы страны сами выбирали демократический путь и считали это продуктом собственного выбора, а не чем-то навязанным извне.
Если нет понимая в стране, что демократия необходима для развития ее народа, то все попытки внедрения демократии будут безуспешными. В этом отношении очень интересен опыт развития европейских стран. Надо посмотреть, можно ли их модель расширения демократической зоны распространить на другие страны.
- Применима ли эта модель к постсоветскому пространству?
- Это очень интересный вопрос, и я думаю, что применима. В меньшей степени для республик средней Азии, и в большей – для Украины, Беларуси, Грузии, Азербайджана. Возможно, не в полной мере, как для Болгарии, Венгрии и Румынии, но так или иначе определенный элемент этого опыта может быть применим.
Нужно как-то развивать эти процессы, постепенно приближаясь к европейским стандартам, не увлекаясь тем, чтобы достичь чего-то быстрого. Как это происходило в России в 90-ых годах прошлого века. Это постепенная и поступательная работа. Очень хорошо видно как ее выполняют в Европе. И мне кажется, что американский путь если не ошибочен, то несколько опасен. Так как вызывает напряженность, в которой нет никакой необходимости.
- Глобализация - это рабство или братство и счастье?
- Думаю, что счастье. Мне кажется, что когда люди говорят о негативных последствиях глобализации, то должны знать, что в них виноваты не столько какие-то западные силы, а правительства тех стран, которые страдают от глобализации. Потому что когда западные страны переносят в развивающиеся дешевые промышленные технологии, то именно от правительств развивающихся стран зависит, принять их или нет.
Если они не могут отказаться, то это определенным образом показывает их слабость, а не силу западных стран. Если правительство считает, что это не соответствует их интересам, то они абсолютно вольны отказаться. Когда такие предложения принимаются, то это происходит не под давлением Запада.
- То есть сами виноваты?
- Отчасти. Надо жестко отстаивать интересы своих народов. У глобализации есть отрицательные моменты, но они порождены соглашательской позицией развивающихся стран. Совершенно наивно полагать, что западные страны будут идти против своих интересов и предоставлять развивающимся государствам лучшие условия. Все должны сами отстаивать свои интересы.
Если это не происходит, значит, правительство не компетентно или же не желает защищать интересы своей страны. Нужно более жестко требовать у развитых стран возможностей и условий, которые у них существуют. Быть более твердыми на переговорах.
Джейхун Наджафов, 1news.az